Найти в Дзене

В Москве запретили антифашистскую карикатуру из-за религиозных чувств - тревожный звонок и недоработка гуманитарного образования

8 апреля этого года Савеловский районный суд Москвы вынес постановление о блокировке интернет-ссылки на платформу Pinterest, содержащей карикатуру 1934 года немецкого художника-антифашиста Джона Хартфилда. Решение мотивировано тем, что данное произведение якобы "оскорбляет чувства верующих". Случай представляет собой важный прецедент на стыке вопросов свободы художественного выражения, сакрализации символов и политизации религиозных нарративов. Иск подали 11 марта, документ с решением суда опубликован 8 апреля. Там сказано следующее: Распятие (изображение мертвого фио на кресте), как и сам Крест Господень, так и фио является для христиан основными священным христианскими символами. В рассматриваемых материалах содержатся сцены их осквернения... Таким образом, указанный информационный материал создает угрозу, нарушения права граждан на свободу совести и вероисповедания. Для того, чтобы "обезопасить" граждан, суд нейтрализовал "информационное воздействие" карикатуры, "направленное на раз
Оглавление

8 апреля этого года Савеловский районный суд Москвы вынес постановление о блокировке интернет-ссылки на платформу Pinterest, содержащей карикатуру 1934 года немецкого художника-антифашиста Джона Хартфилда. Решение мотивировано тем, что данное произведение якобы "оскорбляет чувства верующих". Случай представляет собой важный прецедент на стыке вопросов свободы художественного выражения, сакрализации символов и политизации религиозных нарративов.

Иск подали 11 марта, документ с решением суда опубликован 8 апреля. Там сказано следующее:

Распятие (изображение мертвого фио на кресте), как и сам Крест Господень, так и фио является для христиан основными священным христианскими символами. В рассматриваемых материалах содержатся сцены их осквернения...
Таким образом, указанный информационный материал создает угрозу, нарушения права граждан на свободу совести и вероисповедания.
Скрин сайта Савеловского районного суда Москвы
Скрин сайта Савеловского районного суда Москвы

Для того, чтобы "обезопасить" граждан, суд нейтрализовал "информационное воздействие" карикатуры, "направленное на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

Предлагаю проанализировать этот случай через призму культурологии и религиоведения.

Почему Хартфилд создал карикатуру

Джон Хартфилд (настоящее имя Гельмут Герцфельд) — немецкий художник, известный своими ангажированными фотомонтажами, направленными против фашизма. В 1934 году он опубликовал карикатуру в журнале Arbeiter Illustrierte Zeitung, на которой мужчина, напоминающий Рудольфа Дильса (первый руководитель гестапо), прибивает к кресту доски, превращая его в свастику. Подпись снизу гласит: "Крест оказался недостаточно тяжёлым" (Das Kreuz war noch nicht schwer genug).

Джон Хартфилд
Джон Хартфилд

Произведение стало выражением критики в адрес попыток нацистского режима Германии использовать христианскую символику для идеологической обработки населения. Хартфилд осуждал создание Германской евангелической церкви (Deutsche Evangelische Kirche), которая находилась под контролем рейха и епископа "Имперской церкви" Людвига Мюллера. Данная церковь пыталась подчинить религиозную жизнь идеалам фюрера.

Таким образом, данная карикатура ни в коем случае не призвана "оскорбить" христианский образ. Наоборот, с ее помощью Хартфилд показывает, как нацистская Германия пытается исказить христианство в идеологических целях.

Как понять очевидную карикатуру?

Карикатура представляет собой пример антиклерикального визуального высказывания (антиклерикального относительно конкретной церковной организации, которая изменяла христианство под нужды рейха), направленного на разоблачение взаимодействия нацистской власти и церковных институтов. Карикатура работает с таким феноменом, как "политическая теология" (термин, введенный Карлом Шмиттом), в рамках которого государство претендует на сакральный статус, используя идейные и имиджевые ресурсы религии на нужды собственной идеологии.

Использование образа распятия не является ни актом богохульства в традиционном понимании, ни попыткой оскорбить религиозные чувства верующих, а представляет собой критику искажения религиозных символов в условиях политической манипуляции. Не художник профанирует религиозный образ, а критикуемая художником нацистская Германия.

Вдобавок стоит отметить визуальный язык Хартфилда. Он принадлежал к кругу художников, сформировавшихся под влиянием дадаизма, конструктивизма и раннего социалистического реализма. Его метод фотомонтажа — это форма политического искусства, использующего визуальные метафоры и символы для разоблачения пропаганды.

В карикатуре 1934 года крест и свастика образуют семиотический конфликт, в котором зритель вынужден соотнести два архетипа: символ жертвенной любви и символ нацистского насилия. В этом контексте образ не является оскорбительным, но выступает как предупреждение: церковь, забывшая основы вероучения, легко становится орудием тоталитарной власти.

Критика решения суда

Решение суда признает антифашистскую карикатуру оскорбительной. Данное обстоятельство приводит к двум следствиям. Во-первых, суд косвенно запрещает критику фашизма в стране, граждане которой чтут предков, боровшихся с нацистской Германией. Во-вторых, суд юридически сакрализовывает религиозные символы, что приводит к запрету контекстуального использования данных символов.

Первое следствие тревожно само по себе. Второе связано с проблемами границ художественного самовыражения и возможности критики религиозных течений. Данный прецедент может привести к запрету в том числе советских карикатур (уникальный и важный пласт русской смеховой культуры), где используется религиозная символика, и к запрету визуально-сатирической критики религии.

🌟Подписаться на Дзен-Премиум (эксклюзивный контент, задать вопрос автору).
💰
Разовый донат.