Как уже говорилось выше (см. заметку "Три цветных Руси"), в "Хронике Констанцского собора" Ульриха Рихенталя изображены два герба, связанные со Смоленском: герб "князя Федора пана Смоленска в Красной Руси" (идущие львы в двухчастном сине-золотом щите) и герб "князя Белой Руси" (четверочастный щит, в двух полях которого кресты на красном поле, а в двух других на синем поле золотые орлы, сидящие на задних половинах львов).
Интересная разновидность этого герба изображена в гербовнике Виндхага: орёл и полулев в этом гербовнике разделены по разным полям герба и окрашены эти половины по-разному.
Так уж получилось, что герб "Смоленска в Красной Руси" практически не использовался в более поздние годы (за исключением воспроизведения его в гербовнике Конрада Грюненберга) и был скоро забыт, а вот четверочастный герб "князя Белой Руси" стал восприниматься как герб Смоленской земли. На рисунке ниже этот герб изображен рядом со Смоленском на карте Каспара Вопелия, он же перепечатан в Польском гербовнике Марка Амброзиуса (1570 г.).
Как смоленский герб он рассматривался и в русской историографии: В.Лукомский предполагал, что этот герб из "Хроники..." принадлежал сыну смоленского князя Юрия Святославича (бежавшего в Москву после занятия Смоленска поляками) Федору. По версии Г.Ражнева этот герб был "представлен собору смоленским князем Федором Юрьевичем, выехавшим в 1412 году за границу и вступившим в военно-монашеский Орден св. Иоанна Иерусалимского. Об этом говорят белые кресты на красном поле - главный символ этого Ордена. Белый крест - символ четырех христианских добродетелей, а красное поле - символ пролитой крови на поле брани. Половинки тулова льва с орлами - замаскированное изображение пушки, так как католическая церковь долгие годы называла пушки орудием дьявола и официально проклинала их". На наш взгляд эта версия не выдерживает критики; никаких сведений об использовании смоленского герба с пушкой до "Хроники..." нет. Да и процесс "вступления" князя Федора в монашеский орден с мгновенным получением орденских прибавок в герб выглядит сомнительной.
Представляется более интересным то, что князь Федор назван в "Хронике Констанцкого собора" князем Белой Руси. Да и герб с крестами, орлом и половиной льва в рукописной редакции "Хроники..." подписан как "Белая Русь". Между тем Белой Русью в те времена часто называли земли Великого Новгорода. На наш взгляд кресты в гербе Белой Руси могли символизировать связи Новгорода с Ганзой (даже на гербе Ганзейской конторы в Новгороде изображался подобный крестик), а странная композиция из орла, сидящего на разрубленном льве могла быть попыткой древних художников свести воедино различные изображения на новгородских печатях. Среди нескольких наиболее употребляемых типов новгородских печатей есть и печать с орлом, и печать с непонятным зверем, напоминающим льва. Чем не прототипы для герба?
Резюмируем: герб с изображением креста, орла и половины льва, часто идентифицируемые как герб Смоленска, скорее всего являлся гербом новгородской "Белой Руси". Это, конечно, гипотеза. Достоверное ее подтверждение вряд ли возможно...
* * *
Источники:
- "Хроника Констанцского собора" Ульриха Рихенталя, 1483 г.. Аугсбург (печатное издание). Электронный фонд Баденской земельной библиотеки - https://digital.blb-karlsruhe.de/blbihd/content/titleinfo/1245467
- Гербовник Вернигероде, 15 в. Wernigeroder (Schaffhausensches) Wappenbuch , https://daten.digitale-sammlungen.de/~db/ausgaben/zweiseitenansicht.html?id=00043104&seite=30&image=bsb00043104_00030.jpg&fip=193.174.98.30
- Карта Каспара Вопелия. Электронный фонд Национальной библиотеки Франции "Галлика". https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b55004592k/
Читайте на канале:
- Русские гербы до двуглавого орла: ордынские флажки и цюрихская шляпа
- Русские гербы до двуглавого орла: "Книга знаний всех королевств..."
- Русские гербы до двуглавого орла: три "цветных" Руси
- Русские гербы до двуглавого орла: чей же лук со стрелами?
- Русские гербы до двуглавого орла: башня или портал