«Мир, воспринимаемый нами, — лишь крошечная часть мира, что мы можем воспринимать, который, в свою очередь, — лишь крошечная часть всей доступной восприятию Вселенной…»
Теренс Маккена родился 16 ноября 1946 года в маленьком городке Паония на западе Колорадо, где основным занятием местного населения был выпас скота и его продажа. Семья МакКенна принадлежала к глубоко верующим христианам, отец был ирландцем, который культивировал традиционные католические ценности, а мать — епископальную религию валлийцев.
Пока отец работал уличным торговцем, мать заботилась о воспитании молодого Теренса и его младшего брата Денниса в атмосфере уважения к литературному искусству и классической музыке. По его словам, с юных лет ему было свойственно любопытство к окружающему миру, которое привело к множеству увлечений в раннем возрасте. Первым были минералы, вторым — бабочки, а затем пришло время для научной фантастики.
Будучи подростком, он начал подписываться на Evergreen Review и Village Voice, оба журнала, известные в то время как сочетающие богемность с критикой образа жизни среднего класса. В 1960-х годах они открыто оспаривали социальную реальность. Именно здесь он впервые столкнулся с литературой писателей поколения битников, которые оказали огромное влияние на его восприятие мира.
В то же время Теренс натолкнулся на труды одного из величайших эрудитов 20-го века, великого писателя и любителя внутренней свободы, Олдоса Хаксли. Он взахлеб прочитал «Дивный Новый Мир» и «Двери Восприятия», и там же впервые увидел два волшебных слова: психоделический и мескалиновый. Это побудило его сделать свой первый психоделический эксперимент в своей жизни, в котором для проверки их эффекта употребил семена утренней славы (растения).
Вскоре Теренс пакует вещи и, с разрешения родителей, отправляется в Калифорнию, где она заканчивает последние два года в старшей школе в Стэнфорде. В 1966 году Маккенна решает учиться в Калифорнийском университете в Беркли. Там будущий профессор впервые пробует ЛСД и каннабис, не без участия своего соседа Барри Мелтона, члена популярной группы Country Joe and the Fish.
В 1969 году Маккенна получает степень бакалавра. Он решил изучать экологию и природные ресурсы в Экспериментальном колледже им. Туссмана — образовательный проект, рассчитанный на четыре года и основанный философом Джозефом Туссманом, ключевой фигурой революционного студенческого движения за свободу слова, созданного в том же университете.
Вскоре после этого Маккена отправляется в путешествие и оказывается сначала в Израиле и на Сейшельских островах, а затем в Индии, где он некоторое время продает гашиш. Он также путешествует по всей Юго-Восточной Азии, собирая образцы бабочек для американских природоохранных компаний. Затем впервые у Теренса проявляется интерес к духовному развитию, и он начинает посещать многочисленные ашрамы в Индии и центры йоги.
Ученый подытожит этот период позже в одном из своих интервью, сказав: «Одна вещь о индуистской духовности, о которой вы никогда не услышите, это то, что вы даже не начнете говорить о ней, пока не сожжете четыре или пять чиллумов. Там я столкнулся с самыми жесткими разновидностями джарании из всех, что я когда-либо видел.»
За свою просветительную деятельность Теренс наконец-то разыскивается Интерполом, который выдает ордер на его арест. Когда он ездит по Юго-Восточной Азии, его мать умирает, и на Тайвань приходит письмо от его брата Денниса, в котором тот напоминает об опыте использования DMT в Беркли: «я считаю это своего рода гиперпространственной астральной проекцией, которая допускает гиперорган, сознание проявляются непрерывно в каждой точке матрицы пространства-времени или одновременно во всех точках». Оба, привлеченные невероятным характером своего опыта, решают отправиться в Амазонию в поисках двух психоделических агентов, содержащих ДМТ: йопо (Anadenanthera peregrina), потребляемого индейцами в виде нюхательного табака и яге (Banisteriopsis caapi), известного напитка, вызывающего неземные видения.
Экспедиция, проведенная в 1971 году, должна была показать, что шаманские переживания с использованием этих средств — больше, чем просто красивые галлюцинации. Братья МакКенна надеялись доказать свое интуитивное соответствие психоделическим состояниям с новейшими теориями физики и космологии (особенно с квантовой теорией и теорией суперструн).
Путешествие вглубь джунглей Амазонки известно как «Эксперимент Ла Чоррера» из-за расположения экспедиции. Тогда в голове Теренса МакКенны возникла первая мысль о вездесущей «квантовой» синтаксической сети, связывающей язык с миром, которую он получил благодаря употреблению священных грибов. Опыт, который оба брата получили в «Ла Чоррера», был описан ими вместе в книге «Невидимый пейзаж», в которой была предпринята попытка сформулировать целостную психоделическую теорию о шаманизме, психоделических переживаниях, пространственно-временной структуре и психологической синхронности.
Подробный отчет о путешествии вместе с выдержками из дневника экспедиции был опубликован самим Теренсом в книге «Истинные галлюцинации» спустя двадцать лет после этих событий. Как пишет автор: «Если смотреть с позиции человека старше двадцати лет, эти заметки кажутся загадочными и наивными. Идея однородной метаморфозы ментального и физического миров интуитивна и ее трудно осмыслить, но вера в то, что за этим явлением существует нечто реальное или идея, была основным фактором, который привел нас вглубь бассейна реки Амазонки.»
Однако одной из самых известных и противоречивых идей, родившихся в голове Теренса МакКенна, является Теория инноваций (The Novelty Theory), основанная на феномене так называемого Временного резонанса. Теория, описанная в книге «Невидимый пейзаж», а затем и в сборнике очерков и интервью «Возрождение архаики», берет свое начало из мистической китайской книги «И Цзин», взяв за отправную точку первый набор гексаграмм, известный как последовательность царя Вэнь Цзябао.
Как пишет сам МакКенна: «Изучая типы приказов, отраженных в последовательности короля Вена, содержащейся в «И Цзин», я сделал несколько значительных открытий. Хорошо известно, что гексаграммы в последовательности Вэнь Кинга объединяются в пары. Второй член каждой пары получается путем инвертирования первого. В каждой последовательности шестидесяти четырех гексаграмм есть восемь гексаграмм, которые остаются неизменными при инвертировании. В последовательности Вэнь Кинга эти восемь гексаграмм объединяются с гексаграммами, в которых каждая строка первой гексаграммы становится противоположной (Янь меняется на Инь и наоборот). Таким образом, Маккена приходит к фрактальной временной структуре, которая, основываясь на анализе этой последовательности, впервые рисуется в 1974 году компьютером CDC 6400 с использованием языка FORTRUN и становится известной как «Временная волна нуля» (Timewave zero).
Волновая диаграмма нулевого времени основана на двух осях: оси времени и оси инноваций (указывающих «степень связи»), которые указывают на увеличение информационной плотности в человеческой цивилизации на протяжении всей истории. МакКенна, анализируя традиционный календарь майя под названием Цолькин, устанавливает конец Волны на 2012 год, когда инновации достигают точки Омега, и человечество трансформируется посредством информационного апокалипсиса. Другой чрезвычайно интересной теорией, созданной Маккеной, которая очень сильно опирается на достижения психоделического движения, является так называемая «Теория истории псилоцибина», которая отслеживает влияние потребления грибов псилоцибина на эволюцию человека.
Эти противоречивые тезисы в научном сообществе были опубликованы в своеобразном опусе его антропологической мысли — книге «Пища богов». Представленные в ней тезисы представляли собой своего рода анализ энтеогенного шаманизма и влияния веществ, потребляемых человеком, на его сознание.
Основной тезис книги состоял в том, что психоактивные вещества могут объяснить формирование сознания у ранних гоминидов, внося значительный вклад в эволюционные скачки. Для изучения своей теории Теренс Маккенна выбрал псилоцибин, содержащийся в священных грибах, в качестве основного агента. В его книге мы читаем: «Я глубоко убежден, что эти мутагенные, психоактивные компоненты рациона первых гоминидов были ответственны за быструю реорганизацию их мозга и развитие экстраординарных навыков обработки данных. Растительные алкалоиды, обладающие галлюциногенными свойствами, такие как псилоцибин, диметилтриптамин (ДМТ) и гармалин, могут быть обнаружены в рационе человека, что является катализатором появления основной характеристики современного человека — саморефлексии.
Воздействие галлюциногенов, содержащихся на многих популярных растениях, способствовало развитию навыков обработки данных и, таким образом, сделало людей более чувствительными к окружающей среде, способствуя быстрому развитию их мозга. На более поздней стадии того же процесса галлюциногены играли роль катализаторов для развития воображения, стимулируя формирование внутренних переживаний и мыслей, которые могли дать импульс появлению языка и религии.»
Итак, как заключает Маккена, человеческое сознание на самом деле выполняет психоделическую функцию. Кроме этого, интересы Маккенни вращались вокруг загадок НЛО, рукописи Войнича, новой экологии (связанной с гаянизмом), путешествий во времени, теории альтернативного мира, техно-утопизма, а также контркультурной критики истеблишмента и репрессивных эго-измерений культуры.
По своим необычным теориям МакКенна опубликовал много статей в таких журналах, как: Entheogen Review, High Frontiers, Magical Blend, Gnosis, Reality Hackers, ReVision, а также Mondo 2000. Основатель и главный редактор последнего Ру Сириус ассоциируется как прямой наследник как Теренса МакКенна, так и Тимоти Лири и Роберта Антона Уилсона. Все трое были друзьями, будучи опорой контркультурного дискурса до самой смерти. Как пишет Марк Дери в своем посмертном эссе: прирожденный рассказчик сформировал свой умственный Мерцбау (пик своих навыков) в серии лекций Нью Эйдж, где его свободное красноречие, энциклопедическая эрудиция и блестящий ум принесли ему благословение психоделического первосвященника в его собственной личности, который он назвал Маккенну «Тимоти Лири 1990-х годов».
В 1985 году МакКенна и его жена Кэтлин Харрисон-МакКенна основали на Гавайях фонд «Ботанические измерения», где ученый пытался защитить исчезающие энтеогенные растения со всего мира вплоть до своей смерти. В правление фонда входят Ральф Абрахам, Фрэнк Барр, Деннис Дж. Маккенна, Ральф Метцнер, Рик Страсман и Дэвид Туссман. Советниками были: Ричард Э. Шультес, Руперт Шелдрейк, Николь Максвелл и Луис Эдуардо Луна. С 1982 года Теренс МакКенна также регулярно участвовал в триалогах с Ральфом Абрахамом и Рупертом Шелдрейком.
Из-за широты его интересов и колоритности его теории Маккенна стал очень известным среди мыслителей контркультуры, о чем свидетельствует множество видеороликов, размещенных на YouTube, а также количество цитат в прессе для журналов и подпольных вебзинов. Теренс покидает свое тело 3 апреля 2000 года из-за злокачественного рака головного мозга (мультиформная глиобластома). На Земле от него остались дочь Коле и сын Финна, а также сотни лекций, книг, статей и несколько фильмов, документирующих его теории.
Его наследие все еще развивается преемниками, среди которых самыми известными являются Даниэль Пинчбек, а также Эрик Дэвис и Лоренцо Хагерти. В качестве примера уникального новаторства и нетрадиционного стиля мышления, которого придерживалось так мало людей, МакКенна — один из немногих, кто, критикуя влияние всех возможных авторитетов, сознательно шел своим собственным индивидуальным путем познания.