«Товарищ генерал, здравия желаю!» - в голосе Васильева прозвучали незнакомые нотки.
Разуваев уловил такую, на первый взгляд, невзрачную деталь.
«Здравствуй, Виталий. Соскучился? Как семья? Как там моя крестница? Как детишки?»
Через три часа офицеры встретились в условленном месте.
(начало всей этой истории - здесь)
(начало этого романа - здесь)
Обменялись рукопожатием, обнялись.
Первые сто метров они прошли молча, наслаждаясь свежим ветром и шумом листвы.
Генерал не торопил. Он понимал, что Виталий попросил встречу не из праздного интереса и дал ему возможность собраться с мыслями.
«Спасибо, тебе, Батя!» - произнёс Виталий, глядя куда-то вдаль и горько усмехнулся. Остановился, поднял воротник спортивной куртки и бросил взгляд на дворника, собирающего мусор и опавшую листву.
Тот старательно пытался всё собрать в одну кучу, но налетевший ветер безжалостно сводил все усилия дворника на нет.
Эту картинка повторилась, словно дежавю.
«Ты подумал о том же?» - улыбнулся Разуваев.
«Именно! Спилить все эти деревья и никаких тебе листопадов…», - произнёс Виталий.
Офицеры понимали друг друга с полуслова. Тогда, при первой их встрече, генерал почувствовал в старшем лейтенанте какую-то удивительную силу и уверенность. А Виталий ощутил надёжность и профессионализм боевого генерала. Он не лебезил перед ним, а просто выслушал приказ пойти на смертельный риск и, не раздумывая, дал своё согласие.
«Всё, что мы делаем, Дмитрий Степанович, это всего лишь полумеры. Да, нам удалось вскрыть тонкие места в работе правоохранителей. Да, мы смогли заманить в ловушку с полсотни одержимых террористов. Для представления к наградам этого более, чем достаточно. Но разве в этом цель? И каков результат всего этого?»
«Сынок, вот сколько я тебя знаю – ты максималист. Впрочем, узнаю себя в молодые годы… Сам видишь, не от большого счастья мы вынуждены были создать Ассоциацию ветеранов спецслужб. И пока результаты у нас неплохие…», - генерал остановился и посмотрел в глаза Васильеву.
«Ты даже не представляешь, как мне порой хочется схватить автомат и направиться в горячую точку. А их сейчас полным-полно. События на Дубровке, в Медине, Грозном, Буйнакске… У самого сердце обливается кровью.
Ликвидация главарей необходима, мы её, разумеется, продолжим…», - генерал кивнул головой в сторону дворника.
Тот упорно продолжал свой труд, борясь со стихией большого города и природы. Листва и мусор разлетался, но человек неистово размахивал метлой, очищая свой маленький мир от мусора и грязи…
«Вот и наша работа напоминает труд дворников. Если мусор не убирать – утонем по самые уши…», - пробурчал Виталий.
Разуваев засмеялся и хлопнул Васильева по плечу:
«Зато без работы не останемся…»
Затем серьёзно добавил:
«В Грузии очень непростая ситуация. Твоё путешествие в Панкисское ущелье возымело огромное значение. И Акиф и Бахтияр тоже приложили усилия. Теперь власти Шеварднадзе всё чаще стали высказываться о необходимости депортации банд Гелаева и прочих главарей с территории страны. Нам удалось рассорить их между собой.
Противостояние в стане врага делает его значительно слабее… Мы рассчитываем на это. Коль коснулись данной темы, я тебе поведаю о роли Азамата.
Генерал сделал паузу, в очередной раз проверив включение скэллера.
Виталий вспомнил встречу со своим бывшим подчинённым. Короткое противостояние в рукопашном бою, ранение Азамата и последующие нестыковки.
Теперь становилось понятно, что Разуваев в очередной раз спланировал сложную партию…
«Азамат сблизился с Шамилем. Нам удалось убрать ближайшее окружение главаря. Можно убрать и его. Но, убрав Басаева, мы не распутаем паутину здесь, в Центре…»
«Стало быть, и у нас существует противостояние?» - Виталий задал риторический вопрос, изобразив на лице наивность.
«Если бы только противостояние. Идёт откровенное вредительство. Мы имеем сейчас территорию, которую за океаном уже поделили. Осталось сделать несколько шагов в этом направлении и мы проснёмся в чужой стране…»
«Неужели Первый этого не понимает?»
«Если бы он этого не понимал, то мы бы уже с тобой сейчас не разговаривали. Слишком много ошибок и откровенных глупостей было совершено нами на изломе восьмидесятых и девяностых годов. Теперь пожинаем плоды… Не мы устроили войну в Чечне. Это нам её организовали. И работали над этим профессионалы, стоит отдать им должное…
Знали мы о ситуации на Кавказе? Разумеется. Почему не отреагировали? Отреагировали, но странным образом. Решили побрататься с дьяволом, сами того не понимая.
Наглосаксы стали для нас, точнее для некоторых, лучшими друзьями. Вот и бросились в распахнутые объятия. А у хладнокровной анаконды всего лишь одна цель – заключить в свои объятия, а затем удушить и поглотить…»
«Да, но вот Союз поглотить не хватило хищной пасти. Раздербанили страну. Вновь примерились. И вновь Россия оказалась слишком велика. Решили дальше её рвать на куски. Так, чтобы глотать было удобно…», - добавил Виталий.
«Это им не Югославия…, хотя страну практически разорвали в клочья, а уж затем трапезничали её частями на завтрак, обед и ужин. А такие страны, как Чехия или Словакия, Ливия или Ирак – оставили на перекус…
Ладно, Виталий, поупражнялись мы с тобой в геополитике. Давай теперь к нашим делам. Итак, Азамат. Он вхож в «Гидру». Не в самих верхах ему удалось вращаться, но тем не менее…
Серов Владимир Сергеевич работает над этой темой. Есть у него там некий Арбатов. Твоя версия, что он и есть тот самый «Арбалет», подтвердилась.
Занимается этот персонаж связями с народами Кавказа и Средней Азии. Удобная ширма для деятельности. Он осторожен, прекрасно подготовлен. Хитёр и изворотлив.
Вот его фотографии…»
Разуваев из внутреннего кармана аккуратно извлёк конверт и протянул Васильеву.
Тот вопросительно посмотрел в глаза генерала.
«Ты всё правильно понял, Виталий. У тебя будет время их изучить. Твоя задача выяснить, с кем из представителей Имарата Кавказа и их наставников контактирует Арбатов… Помощь в этом тебе окажет Азамат.
Тебя ожидает приятная встреча с ним…»
«Где и когда?» - поинтересовался Виталий, пряча конверт во внутренний карман спортивной куртки.
Разуваев хитро усмехнулся:
«Скоро, очень скоро…»
Офицеры попрощались.
Через несколько минут Виталий подходил к зданию станции метро. Он приобрёл несколько жетонов, поблагодарил кассиршу и направился к эскалатору. В какой-то момент почувствовал на себе посторонний взгляд…
«Если это хвост, то дело плохо. Подслушать разговор с генералом вряд ли могли, но выследить их – вполне вероятно. На генерала уже не раз покушались, когда он был в рядах…, возможно и сейчас происходит нечто подобное…»
Виталий первым делом рассмотрел наихудший вариант развития ситуации. Он всегда помнил слова своего наставника и Учителя – Савченко Василия Николаевича.
«Сова» любил повторять непреложное правило:
«Самый наихудший для нас вариант является самым вероятным. Просчитав его, вы сможете действовать на опережение. Нельзя дать себя застать врасплох, но и погружаться в паранойю тоже не следует…»
Виталий не подавая вида неторопливо подошёл к платформе. Через полминуты, гремя колёсами и визжа тормозами, подъехал состав.
Из раскрытых дверей хлынули пассажиры, направляясь по своим делам. Виталий подошёл к вагону и сделал шаг в сторону, пропуская входящих.
В самый последний момент он шагнул в вагон. Двери с шипением закрылись, и состав тронулся с места, набирая скорость.
Виталий взялся за поручень и бросил короткий взгляд на часы. Мгновения хватило, чтобы поймать на себе взгляд незнакомца из соседнего вагона. Тот резко отвёл взгляд в сторону и неуклюже ссутулился. Это был молодой человек лет двадцати трёх, высокого роста и неуместными на его лице рыжими усиками.
Это стало забавлять. Васильев продвинулся по вагону и подошёл к крайней двери. Незнакомец немного сдвинулся и через отражение в стекле продолжал наблюдать за своим объектом.
На следующей остановке Виталий вышел из вагона и направился в соседний, столкнувшись на выходе с незнакомцем. Тот буркнул что-то невнятное и сделал несколько шагов по перрону.
Прозвучало знакомое «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция Арбатская». Через несколько секунд состав тронулся.
Незнакомец резко обернулся и встретил насмешливый взгляд Виталия. Тот смотрел на него через окно двери, приложил два пальца к козырьку своей спортивной кепки и продолжал улыбаться.
Рыжеусый проводил взглядом своего подопечного и в сердцах сплюнул. Резко сорвал с верхней губы приклеенные усы и поморщился от боли.
Затем скомкал это гениальное средство гримёрного искусства и сунул в карман. Нащупав телефон, он извлёк его и, задумавшись на несколько секунд, набрал номер.
«Шеф, он меня раскусил…, да тут же, не успел я спуститься вниз. Ещё и поиздевался…»
В трубке послышался смех:
«Ты спасибо скажи, что он тебе незаметно шею не свернул. Ладно, возвращайся, следопыт, юный…»
Тем временем Виталий набрал номер Разуваева.
«Соскучился уже?» - послышался весёлый голос генерала.
«Дмитрий Степанович, у вас всё в порядке?» - поинтересовался Васильев.
«Так же, как и у тебя!»
Генерал явно чему-то радовался…
Затем послышались чьи-то голоса. Виталий прислушался.
«Товарищ генерал. Извините, мы получили задание проследить за Вами...»
«От кого получили и с какого момента за мной следите?» - на этот раз Разуваев строгим голосом задал вопрос паре наблюдателей.
«Мы не имеем права отвечать на эти вопросы…», - почти в один голос прозвучал ответ.
«Ты слышал?» - Разуваев намеренно не выключал телефон.
«Слышал. Помощь нужна, Дмитрий Степанович?»
«Спасибо. Сам справлюсь. Занимайся своими делами. Мне неудобно сейчас говорить по телефону…»
Прозвучали короткие гудки.
Виталий посмотрел на аппарат и улыбнулся.
«Вот ведь, шаман… И он просчитал свой хвост. Забавно. Не стареют душой ветераны», - произнёс Васильев и отключил сотовый аппарат. Их телефоны явно прослушивались.
«Интересно, что за игры? К чему бы это? Ладно, Батя разберётся…», - рассудил Виталий.
А генерал полчаса назад, почувствовав слежку, присел на скамейку и схватился за сердце. Несколько прохожих равнодушно посмотрели на седовласого мужчину, держащегося за сердце, и продолжили свой недочеловеческий путь.
Мамочка, гуляющая с малышом лет трёх, обратила внимание на человека и поспешила к нему на помощь.
«Извините, Вам плохо?»
«Ничего, дочка, сейчас пройдёт…, у Вас не найдётся чего-нибудь от сердца?» - поинтересовался Разуваев, прищурив глаза и держа в поле зрения подозрительный автомобиль.
«Ой, Вы знаете, нет. Подождите, я сейчас что-нибудь придумаю…», - красавица засуетилась и бросилась к спокойно гуляющим людям.
Через минуту возле генерала находилось несколько неравнодушных человек. Ему протянули бутылку с водой и справлялись о его самочувствии.
Никто из них не знал, что перед ними на скамейке находится Герой Советского Союза, генерал. Что за его спиной Вьетнам и Ближний Восток, Афганистан и две чеченские войны...
Что у него под сердцем в своё время находился осколок, едва не унесший его жизнь. Что этот человек более сорока лет ходил по лезвию бритвы, чтобы обеспечить спокойную жизнь своим согражданам…
Один из прохожих поинтересовался происходящим и, не увидев ничего интересного, сплюнул в сторону и процедил сквозь зубы:
«Дед, пить надо меньше и не шляться по улицам, где нормальные люди ходят…»
Окружившие Разуваева люди были несколько шокированы сказанным и стали возмущаться.
«Оставьте его, друзья. Его жизнь и так уже наказала, лишив совести…», произнёс генерал.
Продолжение следует - здесь
Если история Вам интересна - можете поставить лайк, буду признателен Вашим комментариям, подписке на канал и рекомендациям его для друзей. ЭТО ОЧЕНЬ ПОМОЖЕТ РАЗВИТИЮ КАНАЛА.
В планах автора выпустить печатную версию данной истории.
При желании оказать помощь в издании авторских трудов можно произвести перевод на карту 2202 2016 8023 2481
Желаю всем Мира, Здоровья и добра!
Искренне Ваш Позитивчик (Николай Беляков)
Честь имею! И до новых встреч!
#армия и спецслужбы #люди и судьбы #рассказы и повести #приключения #мужество и героизм