Найти в Дзене
Борис Новицкий

Далеких своих предков эстонцам финнам, да и другим «балтам» стоит поискать на Байкале

Трудно было исследователям, столкнувшимся с рядом топонимов не славянского содержания на территории Русской равнины, судить о славянском происхождении ее древнего населения. Не мудрствуя лукаво, многие из них с самым серьезным видом, на радость русофобам, отдали все эти территории неким мифическим «финнам». Многие – это немцы в русской истории, с которыми так яростно боролся Михаил Ломоносов, уроженец Архангельской губернии, хорошо знавший те места, и прекрасно знающий настоящую историю земли русской. А что было говорить о еще, видимо, более ранних не славянских и не «финских» топонимах, обозначенных историками как дославянский субстрат? Так или иначе, некие финны, хоть и малые числом, на северных территориях Руси как-то оказались. Они и переделали на свой лад названия водоемов, осваиваемые ими без всякого сопротивления со стороны русов. Что не удивительно – места на Севере было много, всем хватало. Тем более, что и те, и другие сосуществовали мирно. Конечно, политическая ситуация в ми

Трудно было исследователям, столкнувшимся с рядом топонимов не славянского содержания на территории Русской равнины, судить о славянском происхождении ее древнего населения. Не мудрствуя лукаво, многие из них с самым серьезным видом, на радость русофобам, отдали все эти территории неким мифическим «финнам». Многие – это немцы в русской истории, с которыми так яростно боролся Михаил Ломоносов, уроженец Архангельской губернии, хорошо знавший те места, и прекрасно знающий настоящую историю земли русской. А что было говорить о еще, видимо, более ранних не славянских и не «финских» топонимах, обозначенных историками как дославянский субстрат?

Так или иначе, некие финны, хоть и малые числом, на северных территориях Руси как-то оказались. Они и переделали на свой лад названия водоемов, осваиваемые ими без всякого сопротивления со стороны русов. Что не удивительно – места на Севере было много, всем хватало. Тем более, что и те, и другие сосуществовали мирно.

Конечно, политическая ситуация в мире противостояния Запада и Востока в наибольшей степени имеет отношение к России. Идеологические построения Запада направлены на принижение не только роли России в мировой истории, но и в дискредитации ее реальной истории. Для этого сгодятся и мифы об изначальном финском факторе в ней. И как только появляется возможность обострения отношений, включается фактор, которым, например, со злобной радостью козыряет современный киевский режим. Это обвинение русских в некоем «финском» происхождении. Для укронацистов такой взгляд – считается верхом презрения к русским.

Перейдем теперь к реальной истории. Прежде, когда предки народов, условных «уральцев», обитавших еще к востоку от Уральских гор, на запад еще не устремились, на Русской равнине уже 5 тысяч лет назад обитали предки этнических русских. Они в лоне древнеарийской общности и являлись на тот момент автохтонами – ее коренными жителями. По современным представлениям это были носители гаплогруппы R1a, Среди современных русских их в среднем – 52%.

Значительно более позднее появление на всей этой территории уральских племен (между 3500 и 2000 лет назад) приводило к тому, что они вливались в состоявшую языковую среду русского языка. И уральцы, в общем-то, не могли не переходить на бытующий там уже не одно тысячелетие древнерусский язык. Они теряли на пути этих миграций по Русской равнине свои уральские языки, переходя на язык ее автохтонов, древних русов, носителей гаплогруппы R1a-Z280.

Эти уральские племена изначально являлись носителями южно-сибирской гаплогруппы N1a1. Между тем, дойдя до Балтии, носители этой гаплогруппы потеряли, например, порядка 40% гаплогруппы N1a1, замещенной на R1a. Вот у литовцев и латышей только эти 40% от исходной N1a1 и осталось, и появилось 40% R1a-Z280. Такая ассимиляция - это результат закономерных исторических процессов, так было со всеми европейскими народами, в ходе их становления. Таков, по сути, и весь неизбежный исторический процесс.

Так что, наличие в числе современных этнических русских 14 % носителей гаплогруппы N1a1 – вполне наглядный пример такой закономерной ассимиляции.

Скорее всего, в ходе нее приобрели ИЕ языки такие уральские народы, как меря, мещера, мурома и голядь. Последнюю, к слову, по тем же причинам относили к балтам.

К слову, историки до последнего времени безоговорочно относили культуру ямочно-гребенчатой керамики 5-3 тысячелетия до н.э. к северным культурам носителей N1a1. Исследование же древних образцов ДНК в этой культуре от Эстонии до Онежского озера и озера Лача показали пока только не «финскую» гаплогруппу R1a-YP272 (Y1336).

В любом случае важность гаплогруппы N в истории Европы (в меньшей степени) и Азии факт немаловажный. А то, что «уральцами» они стали сравнительно недавно, а значительно раньше были байкальцами и забайкальцами стало известно позже, когда стало возможным в древних захоронениях этого южно-сибирского региона определить Y-хромосомную гаплогруппу N похороненных там людей. Это позволило выяснить, что уже примерно 9000 лет назад там, у Бакала, жили люди этого рода.

Самый древний образец севернее Байкала из Иркутской области N-L666 имеет археологическую датировку 8812 лет назад. Его последний общий предок жил 10000 л.н. Там же, в Иркутской области и еще два нисходящих образца N-CTS4202 той же линии с датировками 6815 л.н. и 7123 л.н. Время жизни их общих предков составляло 14000 лет назад и 10000 лет назад, соответственно.

В Забайкалье проявилась другая древняя линия этой гаплогруппы L708 - два образца с датировками – 7393 и 6555 лет назад соответственно (время жизни общего предка 7900 л.н.).

Очевидно, что на протяжении 4 тысяч лет, а именно в интервале приблизительно от 5100 до 9000 лет назад, именно этот регион Южной Сибири представлял собой вотчину достаточно длительного обитания носителей гаплогруппы N. В то же время они и приступили к миграциям на юг, в Китай, на север, Саха (4229 л.н.), и на запад, Красноярский край (4186 л.н.). И носители этих двух линий, видимо, и стали так называемыми уральцами – их потомки и были теми людьми, которые продвинулись западнее к югу Урала. А затем и за Урал, на Русскую равнину. Тут можно отметить древний образец N-SK1485 с датировкой 2250 л.н. в Вологодской области. Время жизни общего предка этого снипа составляет 3400 л.н.

По сути, эта датировка и является на сегодня определяющей для времени появления носителей гаплогруппы N на Русской равнине. Кажется, более ранних ископаемых ее образцов на территории Восточно-европейской равнины на сегодня не обнаружено. Есть еще образец N-VL11 из Ярославской области – его датировка 950 л.н.

Стало быть, если не заниматься политическими инсинуациями, а посмотреть на карту миграции носителей Y-хромосомной гаплогруппы N, то просматривается вполне ясная картина их постепенного движения на запад, где датировки древних захоронений являются определенными реперными точками этого движения в сторону уменьшения.

Уже оказавшись в ареале обитания арийских и племен байкальцы, ставшие уральцами, вливались в группы потомков русов, славян, усваивали их языки с разной долей заимствования. Одни стали русскими, и рядом уральских народов, другие, пройдя Русскую равнину, на ее западной окраине стали литовцами и латышами, третьи сумели сохранить свои языки. Ими оказались будущие эстонцы, венгры и финны.

И если литовцы и латыши сохранили до 40% исходной гаплогруппы N, то венгры переучили обитавших на территории нынешней Венгрии потомков ариев, венедов, и славян, на свой уральский язык, таким образом, сохранили его, но исходную байкальскую гаплогруппу почти утратили. Те же, что прошли по северу Русской равнины, на территорию современной Финляндии, стали там финнами, придя на территорию будущей Финляндии только в I тыс. н.э.

Б. Новицкий