Что меня интересовало в Самаре в первую очередь? Конечно, модерн! С утра у меня был настоящий «забег» по самым красивым зданиям города, построенным в этом стиле. конечно, увидела я не все, но основные здания, отмеченные в путеводителях, посмотрела.
…
Чистого модерна в Самаре не так много, но зато можно встретить дома, где этот стиль органично переплетается с другими — неоклассикой или ретроспективизмом. Именно в этом и есть особенность самарской архитектуры начала XX века: она разнообразна и неповторима.
…
И, конечно, главным пунктом маршрута стал Музей Модерна. Он расположен в бывшем особняке купцов Курлиных. Это здание и само по себе является одним из лучших образцов стиля в городе.
…
Снаружи мы видим плавные линии фасада, оригинальные окна, кованые элементы. А внутри будто оживает атмосфера начала прошлого века: изящная мебель, витражи, декор.
…
Хотелось долго разглядывать каждую деталь, останавливаться в каждой комнате и следить, как мягко играет свет в витражах. Особое удовольствие — рассматривать мелочи: дамские заколки, старинные столовые приборы, элегантные безделушки в витринах. Всё это погружает в атмосферу эпохи, когда красота и внимание к деталям были важной частью повседневности.
…
Музей Модерна открыт в 1995 году и располагается по адресу: ул. Красноармейская, 15 / ул. Фрунзе, 159. Здесь воссозданы интерьеры начала XX века — гостиная, будуар, столовая, кабинет, а также регулярно проходят выставки, лекции и концерты.
…
После музея захотелось немного «переварить» впечатления и сохранить всё увиденное в памяти. Для этого лучше всего подошла прогулка по набережной. Широкая, ухоженная, с зелёными насаждениями по бокам — она словно создана для того, чтобы идти и разговаривать. Волга рядом добавляет простора и воздуха. Даже короткая прогулка даёт то самое чувство отдыха.
…
Самарская набережная тянется на несколько километров и устроена террасами. Её начали благоустраивать ещё в середине XX века, а сегодня это одна из самых протяжённых и красивых набережных в России.
…
Но долго задерживаться мы не стали — времени было мало, а хотелось увидеть больше. Мы отправились на улицу Куйбышева, где сохранились исторические здания разных эпох. Старинные фасады здесь перемежаются с модерном, и это даёт редкую возможность буквально «считывать» историю города, проходя всего одну улицу.
…
По пути заглянули в арт-пространство на территории бывшего Станкостроительного завода. Там интересно уже самим фактом: производственные цеха превратились в место для выставок и событий. Походили по этажам и внутреннему дворику.
…
Название «Станкозавод» и часть деталей — напоминание об индустриальном прошлом места: здание бывшего станкостроительного завода перепрофилировалось в пространство, где сохранились исторические черты — архитектура, масштабы, индустриальные мотивы — и они взаимодействуют с современными элементами.
…
Внутри чувствуется контраст: индустриальные панели, бетон, старые склады и с другой стороны светлые выставочные пространства, арт-объекты, местные дизайнеры, маркеты с уникальными украшениями и аксессуарами.
…
Отдельное хочу отметить в Самаре таблички на домах. На зданиях с историей почти всегда можно прочитать, кто здесь жил или чем примечателен дом.
А ещё, мне понравились таблички с номерами домов и названиями улиц — они выполнены в одном стиле и с «модерновым» шрифтом. Кажется мелочью, а создаёт ощущение цельности и уважения к городу.
…
Дальше мы дошли до Самарского художественного музея, где выставлено самое «самарское» полотно — «Бурлаки на Волге» Ильи Репина. Это одна из тех картин, которые трудно представить вне волжского пейзажа. Кроме «Бурлаков» удалось посмотреть и другие работы — Репина, Маковского, Поленова, Ярошенко. Впечатление от собрания оказалось очень сильным.
…
Картина «Бурлаки на Волге» хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, но Самара — один из городов, где её показывали в составе крупных выставок. Художественный музей располагается на ул. Куйбышева, 92, и хранит богатую коллекцию русского искусства XIX–XX веков.
…
Кстати, «Бурлаков на Волге» я видела в Русском музее. Но отдельно, в зале Самарского художественного музея, они смотрятся иначе.
…
Завершающим аккордом дня стала лютеранская кирха. Здесь мы встретили священника, который провёл для нас небольшую экскурсию и показал орган, подаренный приходу одним из немецких городов. Атмосфера в кирхе особенная, тихая, спокойная, с лёгким ощущением европейского присутствия.
…
Самарская кирха была построена в 1865 году по проекту архитектора Карла Мауэра. Сегодня здесь действует приход Евангелическо-лютеранской церкви, проходят концерты органной музыки и выставки. Орган установлен в 2003 году, он произведён фирмой Walker и до сих пор используется для богослужений и концертов.
…
Прихожан в кирхе не так много, около 80 человек, но их число постепенно растет. А на Рождество церковь полностью заполняется, приходят даже те, кто никакого отношения к лютеранской вере не имеет. Но здесь всем рады. Службы проходят по средам и воскресеньям.
…
Вот такой получилась наша самарская прогулка, насыщенная, разноплановая и очень живая. Модерн, набережная, музеи, кирха — всё это складывается в цельный образ города, где история, архитектура и современность переплетаются естественно и красиво.
А вы, друзья, как относитесь к модерну в архитектуре? Нравится этот стиль? А в музее модерна хотели бы побывать?