Задание 27 ЕГЭ по русскому языку: образец сочинения в новом формате

11K прочитали

Собственно говоря, новый формат отличается от старого в очень незначительной степени: если в прошлом году достаточно было только указать смысловую связь между примерами-иллюстрациями (иначе говоря, назвать её):

  • дополнение
  • уточнение
  • усиление
  • выделение
  • противопоставление
  • причинно-следственные отношения
  • и т.д.,

то теперь эту связь необходимо проанализировать. Педагоги, общаясь на разных площадках, в том числе и на моём канале, терялись в догадках, как же может выглядеть анализ связи. Никто из нас, конечно, не додумался до готового набора шедевральных фраз ("Примеры связаны между собой" и "Анализ этих примеров показывает, что они приведены не случайно"), который ФИПИ предлагает использовать в комментарии. Подробнее с комментарием от ФИПИ на максимальный балл можно ознакомиться здесь.

Я для себя раз и навсегда закрыла вопрос о том, что такое анализ связи, посмотрев презентацию А. Нарушевича о сочинении ЕГЭ 2021. Об этом немного писала на канале ещё в декабре в статье "Анализ связи между примерами, или Пишем сочинение по-новому". Теперь редактирую свои старые работы, добавляя в них абзац с анализом связи. Сегодня публикую "обновлённую" версию сочинения о по тексту С.Мизерова о мечте стать лётчиком:

Стоит ли довольствоваться доступным, но посредственным? Может быть, лучше мечтать о чём-то труднодостижимом и прекрасном, идти к своей мечте, несмотря на её кажущуюся недосягаемость? Именно этими вопросами задаётся автор предложенного для анализа текста.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, С. Мизеров знакомит нас с деревенским пареньком Колькой Велиным, который захотел стать лётчиком. Вопреки воле отца и деревенским традициям герой отправляется в Оренбург навстречу мечте «о серебристых крыльях», но, не сумев преодолеть боязнь перед новым, неизведанным, возвращается в деревню. Поступки героя показывают, что для осуществления мечты необходимо не только противостоять мнению окружающих, но и бороться с внутренними страхами, верить в собственные силы.
Следствием юношеской трусости является щемящая боль, которую уже взрослый герой постоянно испытывает, глядя на пролетающие самолёты: «Ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц». Иными словами, отказ от пылкой юношеской мечты сделал Кольку глубоко несчастным человеком.
Причинно-следственная связь между описываемыми событиями помогает автору акцентировать внимание на том, что многие поступки, совершённые в юности, накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека.
С. Мизеров прямо не высказывает свою позицию, но, показывая читателю, к чему может привести измена мечте, призывает стремиться к цели, даже если не встречаешь одобрения со стороны окружающих, даже если мечта, на первый взгляд, кажется недостижимой.
С позицией автора трудно не согласиться. Бесспорно, нельзя сдаваться на пути к своей мечте. Примером человека, преодолевшего все страхи и сомнения, является Артур Грэй из повести А. Грина «Алые паруса». Будущее героя было предопределено: как и его родители, Артур должен был стать заложником своего положения и богатства. Но мальчик грезил о море и хотел стать капитаном, поэтому в 15 лет, тайно покинув замок, устроился юнгой. Опытные моряки в страстном желании Грэя видели лишь прихоть избалованного отпрыска богатых родителей. Но Грэй шел к цели со "стиснутыми зубами и побледневшим лицом". Упорство и настойчивость помогли герою осуществить задуманное.
Таким образом, мы убедились, что только тот, кто не боится трудностей, кто не позволяет обстоятельствам «закрасить серой краской наши пылкие мечты», может достичь своей цели.

Образцы других сочинений ЕГЭ, написанных по новым требованиям, можно найти здесь:

Всем удачи и здоровья! Несмотря на сугробы по пояс, всех с началом весны!

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора