В 60-е годы в западном мире уже сформировалось общество потребления, и культ вещизма прочно засел в сознании людей, а такие короли поп-арта, как Энди Уорхол, умело играл на этих чувствах, создавая свои шелкографические картины и формируя философию, которую кратко можно сформулировать, как "Зарабатывать деньги - это искусство". Уорхол фигура многогранная, противоречивая, тесно связанная с музыкальной индустрией. Но, сегодня немного не об этом...
А о том, что 15 декабря 1967 года, то есть уже 55 лет назад, бунтари из группы The Who, выпустили альбом «The Who Sell Out». Свою бунтарскую сущность музыканты выразили первой же работой, альбомом «My Generation» (1965). А выступление в июне 1967 года на легендарном рок-фестивале в Монтерее (который в этом году тоже отметил своё 55-летие), где они исполнили «Моё поколение», сделали The Who известной группой во всём мире.
Работать над «The Who Sell Out» музыканты начали где-то за месяц до вышеназванного фестиваля. То есть они ещё не предполагали, что когда выйдет этот альбом, то группа будет уже в статусе мировых звёзд поп-музыки. В своём родном Лондоне они, конечно же, пользовались успехом, выразившимся в том числе и в ряде синглов, достигших верхних строчек в чартах.
И вот лондонские денди, которые были неотъемлемой частью движения "свингующего Лондона", о чём писалось ранее, решили бросить вызов и посмеяться над устоявшимся укладом жизни для большой части общества - общества ширпотреба и потребления. Название альбома можно было расценить двояко.. Обычно оно преподноситься, как "The Who на распродаже", однако, если не "заковыченое" The Who не относить к названию группы, то перевод может звучать, как "Те, кто продаёт". Весьма неоднозначное название.
В 60‒70-е годы прошлого столетия умение продавать вещи стало считаться особым видом искусства, начало которому было положено ещё в 50-х годах. Торговля стала своеобразным стилем жизни. Группа The Who, в своём концептуальном альбоме, решила поиронизировать над всем этим, а в чём-то даже поиздеваться, если брать во внимание оформление альбома. Об этом чуть позже...
Альбом был в основном написан гитаристом Питом Таунсендом/Pete Townshend. Три композиции были написаны бас-гитаристом Джоном Энтвистлом/John Entwistle, а открывала альбом психоделическая вещь под названием «Armenia City in the Sky», написанная Спиди Кином/John "Speedy" Keen - в будущем вокалистом группы Thunderclap Newman.
Видео с сайта www.youtube.com, канал: GoingWithTheWho
А вообще альбом представлял из себя сборник как бы несвязанных между собой песен, перемежающихся поддельными рекламными роликами и разными объявлениями. Было представлено так, что это непрерывающаяся трансляция на одной из пиратских радиостанций. Пиратские радиостанции, такие, как Radio Luxembourg, Radio Caroline, Radio London (им раньше в статьях было уделено достаточно времени), пользовались большой популярностью, так как транслируемая на них музыка отвергалась мейнстримовыми радиостанциями.
Так вот музыкальные номера, на предполагаемом радио, перемежались придуманными рекламными джинглами. Реклама была придумана, а вот бренды в ней упоминающиеся были вполне реальными, что стало причиной дальнейших скандалов. Так было, например, с рекламой дезодорантов Odorono.
Видео с сайта www.youtube.com, канал: jamzftwneverdies
Вот основная суть песни:
Она действительно выглядела лучше всего
Она не могла выглядеть лучше
Но она знала, что провалила тест
Ее дезодорант подвел ее
Она должна была использовать "Одороно"
И здесь надо сказать об обложке альбома. Сделана она была фотографом Дэвидом Монтгомери, который изготовил четыре постера с изображениями музыкантов. На лицевой стороне изображен Пит Таунсенд, наносящий на своё тело упомянутый дезодорант марки Odorono, и Роджер Долтри, сидящий в ванне, полной печеных бобов известного бренда Heinz.
Марка Heinz является крупнейшей фирмой, производящей консервы, и кроме того вызывает в памяти картину того же Уорхола, который создал из банки консервов целый культ.
На второй же стороне обложки альбома был изображён барабанщик Кейт Мун, использующий крем от прыщей Medac и Джон Энтвистл в костюме Тарзана из леопардовой кожи одной рукой сжимающий светловолосую модель в бикини из леопардовой кожи, а другой держащий плюшевого мишку из рекламы учебного курса Чарльза Атласа, упомянутого в одном из поддельных рекламных роликов альбома.
Альбом был встречен не однозначно, несмотря на коммерческий успех композиции «I Can’t Reach You», которая кстати, была написана самой первой для альбома «The Who Sell Out».
Видео с сайта www.youtube.com, канал danielraysmithil
И вообще критики были в восторге от пластинки. Особенно циничные даже дошли до того, что определили альбом как прекрасный образец "прославления поп-музыки как бесполезного товара и коммерчески испорченной формы искусства". Многие были схожи в том, что прекрасно задуманная концепция альбома и его великолепное воплощение, оказалось многим слушателям просто не по зубам. Особенно той тусовке модов и поколению "свингующих", благодаря которым собственно в 1966 году The Who и стали популярными.
Другие, ушедшие в иллюзорный мир психоделии, просто оказались не готовы к такой глубокой вещи как социальная рок-психология. Однако, это было так мастерски сделано, что музыкальные гармонии, переменчивый ритм и невероятный драйв не могли оставлять равнодушными любого слушателя.
Видео с сайта www.youtube.com, канал: TheWho
А уж двухчастная композиция «Rael (1 and 2)» открывала дорогу к рок-опере «Tommy», которая сделала из музыкантов группы The Who настоящих суперзвёзд.
Видео с сайта www.youtube.com, канал: TheWho
Пока же поклонники группы насторожились, не поняв всей задумки музыкантов и их продюсера Кита Ламберта, но время расставило всё на свои места.
Теперь альбом считается одним из лучших альбомов группы, да и в истории рок-музыки. Он стал, в том числе, шедевром и кульминацией поп-арта. В 2003 году журнал Rolling Stone поставил его на 113 строчку в списке 500 величайших альбомов всех времен. Можно ещё отметить, что «The Who Sell Out» - это единственный альбом The Who, где наравне с Роджером Долтри поют Джон Энтвистл и Пит Тауншенд.
Если понравилась статья, голосуйте, делайте подписку на все публикации, оставляйте комментарии.
Вы также можете почитать: