Небольшой очерк-исследование о моем любимом шахматисте Александре Александровиче Алехине, о его последних месяцах жизни и стремлениях Ботвинника провести матч с Алехиным. Как мы знаем, Алехин - единственный чемпион мира по шахматам, ушедший непобежденным. Но обо всем по порядку.
- Кстати, в заголовке фамилия великого ЧМ именно АлЕхин, а не Алёхин, как многие до сих пор хотят назвать маэстро. В статье тоже пишу именно правильно, через "е", и об этом говорить не хочу в рамках статьи. О его фамилии писал в статье ниже, но приведу пример, связанный с Нимцовичем, который не опубликовал в той заметке.👇
Итак, короткая выдержка-цитата, многое поясняющая о его фамилии.
"Арон Нимцович, зная, что фамилия Алехина пишется и произносится через "Е", нарочно произносил её не иначе, как через "ё", чем выводил гроссмейстера из себя"
В статье не увидите безусловно интересной информации о его бурной шахматной юности в Москве, приключениях во время первой мировой войны, отъезда в Европу, пути к чемпионству и сложной жизни на оккупированных территориях во время второй мировой войны. Если интересно, о размышлениях автора на тему "Кто поссорил АА с Родиной" читайте ниже👇
В этой статье только о последних месяцах жизни маэстро по приезду в отель на окраине Европы - в португальский отель "Парк" Эшторила. Случился приезд Алехина, с весьма пошатнувшимся здоровьем, 5 января 1946 года.
Последние годы жизни Алехина
Итак, 1945-й год для Алехина стал последним активным годом шахматной жизни Алехина, а также годом больших разочарований. После мадридского шахматного турнира Алехин так и остался в Испании, не хотел возвращаться во Францию - финансовое положение чемпиона мира становилось все хуже, он переживал разрыв с женой Грейс Висхар и здоровье его было далеко не на высоте, проблемы с алкоголем и многое другое.
Специально для шахматного короля в Испании было организовано несколько шахматных турниров, также он давал А.Помару (испанскому одаренному молодому шахматисту) уроки и сеансы. В то время проведен матч с чемпионом Испании Реем Ардидом (2,5:1,5 в пользу АА), третьим стал на турнире в Хихоне, одержал убедительную победу в Мадриде, побеждает в Сабаделе, в Альмерии стал вторым. Кстати, именно во время Сабадельского турнира в августе 1945г он получает письмо от жены об окончательном разрыве отношений.
Победу над фашистской Германией шахматный король встретил в бедности, в одиночестве, больным человеком, вдали от Родины (многие исследователи признают, что Алехин всегда скучал по Москве и родной стране - но побывать там, как мы знаем, ему больше не удалось)
В сентябре 1945 года Алехин выигрывает турнир в Мелилье, зимой - в Касересе, уступив первое место молодому португальцу Франсишку Люпи (стал ему потом последним и единственным другом). Исторически сложилось, что этот турнир в Касересе стал последним в карьере великого чемпиона. Были еще предложения - сыграть в послевоенных первых состязаниях в Гастингсе и Лондоне, но стараниями Эйве (боялся?) и других активистов (Денкер, Файн, Бернштейн, Тартаковер, Стейнер, Медина, Томас и другие) это приглашение было аннулировано, в частности из-за антисемитских статей Алехина и сотрудничества с немцами во время войны. Как понимаем, авторство статей (об этом отдельная история) никто доказать не смог, да и никакого сотрудничества с немцами не было - Алехин просто выживал - но факт остается фактом - после турнира в Касересе Алехин больше нигде не играл.
Итак, в декабре 1945 года испанский лидер того времени (диктатор Ф. Франко) собирался выдать нацистских преступников - и Алехин, испугавшись, что его зацепят вместе со всеми, уехал в Португалию, в тот самый "Парк" в Эшториле. Салазар (тамошний диктатор) эту политику экстрадиции не поддерживал, и 5 января 1946 года ЧМ заселился в полупустую гостиницу. Он был одинок - за исключением музыканта Ньюмена с ним мало кто общался, в шахматы поиграть было точно не с кем.
В феврале 1946 года сам Ботвинник отправляет письмо Алехину с надеждой на матч. Пожалуй, содержание приведу ниже:
"Господин А. Алехин! Сожалею, что война помешала нашему матчу в 1939 г. Я вновь вызываю Вас на матч за мировое первенство, если Вы согласны, я жду от Вас ответа, в котором прошу Вас указать Ваше мнение о времени и месте матча"
В начале марта Алехин получает письмо о возможном матче с Ботвинником - факт возможного матча (пусть и в Лондоне, не в СССР) взволновал Алехина, он начал искать представителя (нашел редактора газеты Дж. Дюмона в Лондоне), даже начал готовиться, разбирать партии, однако без политики и тут не обошлось. Казалось бы, шахматы и политика - разные вещи, но нет - столько примеров, показывающих обратное!
5 марта 1946 года У. Черчилль произнес свою знаменитую фултонскую речь (об этом, пожалуй, отдельная статья должна быть на канале), с которой и началась холодная война (по мнениям многих исследователей). Текст можете поискать в интернете, но мне понравилось изречение Сталина по этому поводу, назвав Черчилля "поджигателем войны":
Гитлер развязал войну, объявив, что только люди, говорящие по-немецки, являются полноценной нацией, а Черчилль начал с того, что только нации, говорящие по-английски, призваны вершить судьбы мира
После того как Алехин увидел в газете заметку об этой речи Черчилля, срочно позвонил единственному другу Ф. Люпи, попросив срочно приехать. И сделал вывод, что дорога в Лондон ему закрыта, хотя в СССР только об этом и говорили, что о матче чемпиона мира с сильнейшим советским гроссмейстером - М.М. Ботвинником.
Проведя большое исследование, я отметаю информацию, что советское руководство было против матча. Вот, к примеру, один из документов ниже👇
Были, однако как минимум 2 влиятельных человека, которые категорически отрицали Алехина как шахматиста, человека и участника матча с советским шахматистом - это Б. С. Вайнштейн, председатель шахсекции СССР, а также генерал Мамулов (управляющий делами у Берии). Вот фраза Мамулова, многое проясняющая:
Выиграет Алехин матч или нет - не имеет значения, ибо матч вообще не может состояться. Алехин - военный преступник и при попытке проехать в СССР будет арестован на границе и выдан французским властям.
Также некоторые гроссмейстеры СССР были против этого матча. Сам Ботвинник считал, что они завидуют - многие хотели оказаться на его месте, принести славу советским шахматам и начать победную серию чемпионов мира из СССР.
Но решение было принято положительно, на правительственном уровне, однако не без участия англичан (см. выше) - вести переговоры напрямую и приглашать в Москву в правительстве не стали. Противники матча не сдались - и давили даже на самого М.М. Ботвинника в надежде, что он сам откажется, всякими способами, правдами и неправдами отводили его от встречи с Алехиным.
Но история - точная наука. 23 марта 1946 года была встреча в Лондоне - заседание исполкома Британской шахматной федерации, где было положительно принято решение о матче Алехин - Ботвинник. В тот же день в Эшторил направили телеграмму Алехину, которую он, как понимаем, не получил - 24 марта 1946 года Александр Александрович Алехин умер. Своей ли смертью, или кто-то "помог", так и не выяснено - боюсь брать на себя мнение, но факт остается фактом - матч не состоялся по причине смерти так и не побежденного чемпиона мира Алехина.
Эх, был бы интереснейший матч с красивыми партиями, да и в целом наследие Алехина было бы расширено. Жаль маэстро ушел так рано