Великолепная работа Кита Ричардса и Брайана Джонса
Апрель 1966 года отметился важным событием для THE ROLLING STONES, их альбом Aftermath, вышедший в этом месяце, стал первым релизом группы, состоящим из полностью оригинальных композиций Джаггера и Ричардса.
Незадолго до этого, в марте, в США был реализован Big Hits (High Tide And Green Grass) – сборник возглавлявших чарты синглов группы, всё определенно вело к новой главе STONES, в которой они проявят себя как авторы-новаторы.
В сотрудничестве Мика Джаггера и Кита Ричардса рождались основные элементы каждой новой песни, их дополнял острый экспериментальный подход гитариста Брайана Джонса, который часто помогал воплотить песни в жизнь нестандартными, яркими путями.
Именно Брайан, в какой-то момент разочаровавшись в гитаре, украсил Aftermath очень любопытными, неожиданными, драматичными текстурами. Он эффектно сыграл на цимбале в Lady Jane, дал фирменное звучание для Under My Thumb на маримбе и увенчал Paint It Black запоминающимися мелодиями на ситаре.
Однако такая активность Брайана в студии мало что дала для улучшения его статуса в группе, началась борьба за власть между ним, Миком и Китом, и Брайан, спасаясь от ситуации, обратился к выпивке и наркотикам. Его и без того неустойчивая личность становилась все более нестабильной, и Брайан всё более дистанцировался от своих товарищей по группе.
Месячный тур по Америке тем летом несколько ослабил напряжение.
«В какой-то степени разногласия с Брайаном растаяли во время того тура 66-го года», - сказал Кит Ричардс.
«С Брайаном стало гораздо легче ладить, потому что мы все были увлечены концертами. Мик тоже немного успокоился. И Брайан был очень рад, что все ладили».
В сентябре 1966 года Брайану предоставилась возможность реализовать свои творческие амбиции за пределами STONES, когда он вместе со своей тогдашней девушкой Анитой Палленберг начал работу над саундтреком к немецкому фильму A Degree Of Murder.
Он реализовал свои импровизированные композиции для фильма как сольно, так и привлекая множество друзей, в том числе барабанщика SMALL FACES Кенни Джонса и будущего гитариста LED ZEPPELIN Джимми Пейджа. «Брайан был чрезвычайно собран и уверен в себе, пока работал над всем этим», - вспоминал инженер Глин Джонс. «И когда дело было закончено, он был одновременно и доволен, и испытал некоторое облегчение».
В ноябре того же года для THE ROLLING STONES уже была заказана студия для записи нового материала, и Брайан встретил эту перспективу с совершенно обновленным чувством цели. Как оказалось, ему предстояло сыграть решающую роль в создании и записи одной из самых изысканных и трогательных композиций группы.
Студия
Еще в августе STONES записали пару новых песен в студии RCA Studios в Лос-Анджелесе. Теперь группа и продюсер/менеджер Эндрю Луг Олдхэм впервые заглянули на студию Olympic Sound Studios в Лондоне – место, куда они потом часто будут возвращаться и сделают там немало классических записей.
По словам басиста Билла Уаймена, это была «первая студийная сессия, когда мы думали об альбоме, как о готовом продукте».
В этот «месяц приключений», как назвал его Уаймен, был записан альбом Between The Buttons, последний великий поп-шедевр THE STONES. И одним из первых треков для альбома, над которым они работали, была песня, которую они называли Title 8. Билл Вайман утверждает, что идею песни принес Кит Ричардс, а вот что рассказала подружка Мика Джаггера Марианна Фейтфулл, регулярно присутствовавшая на сессиях. «Брайан был одержим своей идеей объединить лютневую музыку эпохи Елизаветы и дельта-блюз, постоянно подчеркивая существенное сходство между елизаветинскими балладами и Робертом Джонсоном», - объяснила она.
«Брайан записал на диктофон что-то типа народной мелодии с детскими стишками. Просто легкая мелодия, но она привлекла внимание Кита. Он наклонил голову. «Что это… Вот что ты только что проиграл? На магнитофоне? Можешь включить еще раз? Брайан снова включил диктофон. Это было совершенство! За гранью совершенства! «Да, здорово», - сказал Кит и пошел к пианино, чтобы её сыграть».
Но как бы то ни было, дальнейшая разработка песни стала совместной работой Брайана и Кита.
И это за счет Мика Джаггера, которого Брайан решительно пытался отодвинуть на второй план.
Запись
Таким образом эти двое в течение нескольких дней руководили сессиями в поисках окончательного варианта для песни. Джими Хендрикс, который заглянул в это время в студию, рассказывал, что именно Брайан был во главе процесса. Группа использовала на записи целый ряд классических инструментов, чтобы хорошо передать лирическое настроение песни.
Основу ритм-партии записывали Кит на акустической гитаре и Брайан на фортепиано, а бас Билла и барабаны Чарли Уоттса усиливали припевы. Для улучшения фортепианного трека пригласили американского продюсера и композитора Джека Ницше, старого друга группы, игравшего на клавишных на их предыдущих альбомах.
Между тем, чтобы получить это низкое, мягкое гудение контрабаса на записи, потребовалась помощь Ричардса. «У меня слишком маленькие руки, и я не могу сыграть на стандартном контрабасе», - сокрушался Билл, так что он перебирал ноты на грифе, пока Кит возил по струнам смычком.
И всё-таки изначально всеобщее внимание привлек диктофон Брайана. Эта закрученная, задумчивая мелодия передает самую суть Брайана Джонса в тот конкретный момент – утонченного, увлеченного и мечтательного. Именно эта мелодия подарила песне её уникальную остроту. «Я был поражен, когда он включил эту мелодию», - сказал инженер Эдди Крамер: «Тем, как он задумал и сыграл её. Мик и Кит никогда бы не придумали ничего подобного».
Вдохновение
Ещё одна новинка для STONES - ранее и музыку, и текст Мик и Кит писали вместе, но этот текст был написан Китом в одиночку. И если Мик Джаггер был склонен ругать или осуждать женщин - героинь его песен, то Кит Ричардс был в этом вопросе чем-то вроде романтика.
В марте 1964 года, на той же вечеринке, где Мик Джаггер познакомился с Марианной Фейтфулл, Кит Ричардс встретил «самоуверенную» (его характеристика) 17-летнюю модель Линду Кит. Линда была лучшей подругой Шейлы - будущей жены менеджера группы Эндрю Луга Олдэма, и сразу же заинтересовалась гитаристом. Их отношения, как описал Кит, сложились «полностью, абсолютно» и продолжались в течение следующих двух лет, пока всё не начало рушиться.
Богемный образ жизни и беззаботное отношение ко всему Линды поначалу были идеальными для врожденной застенчивости Кита, но именно это и привело к их расставанию. Из-за жесткого графика STONES Кит регулярно отсутствовал, причём на продолжительные периоды времени, и было совершенно нереалистично предполагать, что Линда будет сидеть дома и ждать его возвращения.
И вот однажды в августе 1966 года, вернувшись из длительной «командировки» в США, Кит понял, что Линда ушла от него навсегда. «Первый раз в моей жизни я почувствовал глубокую рану в душе», - признался он. Но к ноябрю злость и грусть ушли на задний план, и Кит переплавил свои эмоции в творчество. «Особенность человека, сочиняющего песни, в том, что даже если тебя обломали, ты можешь написать об этом и излить своё настроение», - рассказал он. «Так что Линда - это Ruby Tuesday».
Релиз
Ruby Tuesday была завершена, как только был записан вокал, и очень мягкая подача Мика стала чем-то вроде сочувственной интерпретации меланхоличного настроения Кита.
Песня была готова к выпуску и 13 января 1967 года она появилась на би-сайде нового сингла Let’s Spend The Night Together, трека, который STONES ещё раньше записали на RCA. Однако быстро стало очевидно, что энергичный эй-сайд вызвал негативную реакцию со стороны американских ди-джеев, которым не понравилась слишком откровенная тематика песни, этого мнения придерживался и телеведущий Эд Салливан, заставивший группу подвергнуть песню некоторой цензуре для живого выступления на его шоу. В результате Джаггер пел «Давай проведем некоторое время вместе» (вместо проведем ночь), закатывая глаза с совершенно неприкрытым манкированием происходящего.
На радио пластинку полностью игнорировали, что означало полный провал сингла, однако хитрый Олдхэм официально заявил, что пластинка представляет собой двойной эй-сайд, и ди-джеи могут свободно выбирать из двух песен ту, какую они пожелают. Мик Джаггер предупредительно добавил «Я думаю, что я предпочитаю Ruby Tuesday. И наверное эту сторону выберут все».
Что ж, как и предсказал Мик, Ruby Tuesday основательно обошла в США Let's Spend The Night Together, выйдя на первое место, в то время как другая сторона остановилась на 28-м месте. Но обе песни вышли на третье место в Британии.
Наследие
Ruby Tuesday стала одним из аспектов, благодаря которым альбом Between The Buttons, вышедший через неделю после сингла, воспринимался таким изобретательным и привлекательным. THE STONES представили на нем свою собственную смесь поп-рока, барокко и кабаре, двигаясь в направлении того, что станет известно как психоделика, которую они основательно исследуют на своем следующем альбоме.