Вот бывают советы, которые неясно, как выполнять. То есть, выполнить-то можно, но каков критерий успеха? И кто проконтролирует результат?
Один из таких советов - "тренировать насмотренность". Это такое крылатое уже выражение, которое означает, что чем больше смотришь модных съёмок якобы, тем лучше понимаешь, как тебе самой строить повседневные образы.
Совет сам по себе хороший и правильный. Но при определенных условиях такая "насмотренность" делает ваш гардероб только хуже. Сейчас тётя Алена, которая с 2009 года работает стилистом, расскажет, почему.
Итак, допустим, вы нормальный человек, который никак не связан с индустрией моды. Допустим, вы строите дома и дороги. Или оперируете людей. Обеспечиваете порядок и безопасность финансов организации. Растите детей, ухаживаете за пожилыми родителями. В выходные лежите блинчиком, если можете себе такое позволить. Иногда выбираетесь в дом отдыха, чтобы хотя бы так иметь возможность не заниматься бытом хотя бы недельку, а вместо этого читать книжки детям так, как вам этого бы хотелось, а не на бегу и не засыпая над каждой строчкой. Может быть, у вас даже есть собака или, скажем, золотая рыбка. Ну, то есть, вам вся эта мода нужна чисто в утилитарном ключе: нормально выглядеть, красивой на свой возраст, продвинутой по статусу, уместно по ситуации.
В какой-то момент вопросы гардероба начинают потягивать. Есть какая-то смутная недооформленность. Вроде, вы тратите на одежду те же деньги, что и всегда. Но то ли в магазинах качество стало хуже, то ли вы сами повзрослели, но ничего не нравится. Надо ходить дольше, выбирать меньше, удовольствия это не приносит. Вы в какой-то момент понимаете, что надо как-то обновить правила игры, но как?
И тут вам попадается отличный совет в вакууме: "тренировать насмотренность". Каким образом? "Работать с информацией". Или "осваивать больше визуальных материалов", что бы это ни значило.
Иногда такие вопросы попадаются не совсем уж в вакууме, а посреди полезного видео, где вам рассказывают про тренды наступающего сезона. Или, допустим, вы с подружкой взяли билеты и попали на мастер-класс стилиста, который приехал из Москвы в ваш областной центр. Это вообще-то классный светский формат, у нас на такие мероприятия буквально весь интересный народ стекается, но вот вы сидите и слушаете, как вам рассказывают, что мол, в следующем сезоне будет в моде минимализм, и пиджаки стали чуть шире. Но лектор тарабанит по списку, а вы принимаете это как список покупок, который нужно просто запомнить: связности за этим вы не улавливаете, и смысла в этих фасонах тоже не видите -- они есть для лектора, но не очевидны для аудитории.
И вот на этом вы снова слышите совет: "Тренируйте насмотренность! смотрите показы, читайте журналы!"
Хорошо. Вы впервые за несколько лет покупаете модный журнал, смотрите какие-то показы на Ютубе. Но на подиуме сплошь высокие модели. Да, они могут быть плюс-сайз, иногда даже возрастными. Но показы в основном странные. А в тех, что не странные, модели идут по подиуму в таких одеждах, что вы пока не можете приложить ни к себе, ни к своему образу жизни, ни к работе, ни к детям.
Пройдет ещё 2-3 года, пока фасоны, которые вы видели на мастер-классе, войдут в вашу повседневность. Очень медленно, с большой осторожностью, смешной свитер наденет ваша подруга, и вдруг окажется снова звонкой девчонкой, какой вы её помните по институту. За ней подобный купите и вы. Поймете, что это удобно и, в принципе, даже по-своему секси. Так же медленно будет приживаться каждая новая по форме вещь, потому что за формой всегда стоит содержание.
Сама по себе "насмотренность" дает только привычку видеть определенную форму. Но пока вы не поймете, какой смысл в ней для вашей лично жизни, она не приживется у вас в шкафу. Но ваша жизнь - часть более широкого контекста, множества жизней таких же, как вы, женщин, у которых работа, дети, мужья, собаки и сложный график. На подиуме или в журналах эта осмысленность не очевидна, хотя как будто все эти формы созданы как раз для таких, как вы. Именно поэтому так важны комментарии: кто-то должен быть рядом и пояснять смысл и показов, и этих чертовых трендов, и новых форм.
При этом адаптация трендов для бизнес-леди -- это одно. Для предпринимателя в красивом бизнесе или на грани шоу - другое. Для молодой матери - совсем-совсем третье. И если вы идете строить счастливую личную жизнь - это вообще отдельная область, обширное зазеркалье.
Чтобы вот вообще просто найти то, что вам понравится и будет более-менее близко к жизни и к целям, вам придется потратить огромное количество времени. Я не шучу, без навыков и без возможности ориентироваться в море информации, это будут десятки часов. Рабочих часов. Стиль - это хобби, конечно, но истории, когда ко мне приходят клиентки и говорят: "Я не могу спать, я все время листаю телефон с каталогами/показами/блогами стилистов" - уже похожи на вторую работу.
Чтобы ориентироваться, нужны критерии. А их масса: колорит, анатомия, доступность вещей, культурная среда, бытовая нагрузка и так далее. Плюс опыт. Плюс возможность посмотреть на себя со стороны, потому что кучу возможностей женщина обычно отсекает, потому что заранее решает, что "это не для меня". Плюс здравое решение ограничиться, например, материалами за нынешний год и показами за следующий - многие обрабатывают показы и журналы за 10-30-40 прошедших лет, и я не шучу. Они называют это "искать вдохновение" или "референсы", но оборачивается это только головной болью и очередным разочарованием. Искать что-то подобное в магазинах сейчас - это как надеяться на прошлогодний снег. Адаптации-то нет!
В итоге получается, что "насмотренность" - это действительно расширение кругозора, и она помогает чисто эстетически. Но в бытовом плане проблемы с гардеробом как были, так и остались.
В общем, вот такая непростая тема. Пишите мне в комментариях, были ли у вас эпизоды тренировки насмотренности и что вам тогда особенно хорошо помогло.
А я благодарна вам за внимание к моим материалам, лайки, подписки. Они помогают мне развивать блог, делать его более полезным для вас и чаще публиковать материалы. Если я понадоблюсь вам как стилист, мои контакты и сайт с услугами в профиле канала.
Ну, и подписывайтесь на "Альфа Центавру", конечно! Уже почти 50 видео с комментариями подиумных коллекций, более 150 заметок со ссылками на дизайнерские марки и масс-маркет. Пополнения каждую неделю и возможность оставлять заявки на материалы. Добро пожаловать!