- Вам бы заняться модой и театром, - изрекла научный руководитель.
- Театром?! - поперхнулась я.
- Театром. Ну, знаете, Древняя Греция, катурны, мистерии, то да сё... На следующую консультацию жду от вас черновик. Всё, идите! Удачи!
Про театр мы не договаривались. Я пришла в аспирантуру, чтобы заниматься теорией моды для нормальных людей в повседневной жизни, и первые полгода пыталась помирить искусствоведческое определение моды и социологическое. Получалось так себе. Пройдет ещё некоторое время, пока я обнаглею и начну консультироваться на соседней кафедре, где мне объяснят, что надо брать совсем другие книжки, и что действительно моя работа могла быть написана с самого начала полностью в русле теории повседневности Альфреда Шютца.
Но тогда я этого не знала.
Шел второй семестр аспирантуры. Мы выживали, как могли. Я меняла специальность с филологической на философскую и свои тяготы воспринимала как должное. Но рядом попискивали девочки с философского же и с культурологии, и им тоже было не сладко. У них тоже не клеились статьи, и все вместе мы начинали подозревать, что менять тему исследования каждую консультацию не очень нормально.
Театром я не занималась никогда. Всё, что происходило на сцене, было бесконечно далеко от реальной жизни. Если бы меня интересовали фантастические костюмы, которые живут два часа представления, то я бы, наверно, не видела и проблем, с которыми сталкиваются обычные люди, приходя в торговый центр.
Но на первом году спорить с руководителем было ещё рано. Я честно подобрала литературу, посмотрела уже защищенные кандидатские по этой теме, отчиталась и забыла. Руководительница всё равно опять поменяла тему.
Прошла ещё почти три года. Уже на финишной прямой, за подготовкой к выпускному периоду, я зашла в архив Vogue покоротать время.
И тут на меня вышло ЭТО.
Предельно странное, не имеющее отношение к жизни нормальных людей, невозможное для продажи. Но живущее! И почему-то важное. Кто-то этого кадавра создал и выпустил на подиум. Он там живет и дышит. Ходит. На что-то надеется. Зачем-то нужен.
С подкорки тут же всплыла вся теория ненавистного мне театра.
Озарение произошло.
Коллекция действительно не была предназначена для продажи "как есть". В бутиках наверняка выставлены совершенно другие вещи. Созданные, вероятно, из той же ткани и с теми же аксессуарами, например, чулками шапочками, если фанаты захотят купить.
Но само по себе представление было с родни рок-концерту, или посещению выставки, или просмотру кино.
Речь шла не о практическом применении, а об эмоции. Щемяще-печальной, потерянной, немного тревожной. Как ощущает себя в жизни человек, который очень старается всё делать правильно, но всё равно не умещается в неё, то и дело случайно задевая других своей невозможностью.
Герой этого показа меня покорил. Может, я на тот момент ощущала себя такой же несуразной, а может, вся не пригодившаяся теория созрела наконец и нашла для себя применение, но эти "бумажные люди" стали моим талисманом. И именно с тех пор стало ясно, что самые странные коллекции имеют отношения к нормальным людям. Нужно только ключик подобрать.
Друзья! Вы проделали колоссальную работу! То, что вы мне написали в комментариях к первому посту про подиумную коллекцию, было просто феерическим! Правда, многое из ваших ассоциаций мне даже в голову бы не пришло, и это ещё раз подтверждает, что некоторые форматы гораздо лучше ложатся на групповую работу, чем на индивидуальную.
Чуть позже я ещё напишу результаты, а пока поделитесь со мной, понравилось ли вам рассматривать странные образы и вдумываться в них, пытаясь поймать зерно.
Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, отправляйте её друзьям! Чем больше отклик, тем больше полезных материалов я смогу для вас написать. Всем прекрасного дня и яркой недели!
Годовая программа "Душа и эпоха", старт 7 декабря. Предварительная запись по ссылке в профиле.