Часть 1
Прошло два месяца.
Подруги Вари сидели напротив нее и переглядывались.
- Так, Катерина и Лизавета, быстро говорите зачем пришли. Мне работать надо.
-Варька.. А Дмитрий ни на кого глаз не положил?
- А чего?
-Ну.. Мужиков в селе по пальцам пересчитать, мы бабы свободные...А он два месяца как дома, но ни с кем его не видели. Мне позарез мужик в доме нужен, - Катька хлопнула ладонью по столу. - Разваливается хата.
-Можно подумать, у меня не разваливается без мужской руки. Отца нет, некому теперь мужские работы делать. Мне тоже надо. - Лиза посмотрела на подругу.
-Ой, сороки, - рассмеялась Варя.- Нет у него никого, и вы не суйтесь.
- А чего не соваться? - хитро посмотрела на нее Лиза.
- А того. Не хватало мне чтобы вы потом из-за мужика ссору начали, а мне метаться меж вами. Пущай мужик сперва осмотрится, сам определится...
-Варька, а случаем ты его себе не прибрала? Живете в одном доме, чай не только как с братом мужа.
-Да тьфу на вас. Он как брат мне.
- Только он смотрит на тебя не как на сестру, - пояснила Катя. - Помнишь, агроном наш, Семен Михайлович, на танцы тебя позвал? Так Митька ему велел подальше держаться от тебя.
- Потому что Семен Михайлович женатый человек...
-Думаю, не только потому. - Катя ухмыльнулась и головой покачала.
-Да ну вас, - Варя покраснела. - Ступайте, сороки, работать мне надо.
Едва они ушли, Варя призадумалась. Они правы, Дмитрий и правда глаз на нее положил. Давеча только замуж позвал, а она отказала. Но он просил ее подумать.
Вечером она вернулась домой, а за столом сидели свекровь и Дмитрий.
- Дочка, садись, сейчас я тебя покормлю. - Елена Ивановна засуетилась.
Варя смотрела на них и понимала, что поговорить они хотят с ней. Отложив ложку, она обвела их взглядом и сказала:
- Я слушаю вас.
- Я просил тебя подумать о замужестве. Варя, правда, я понял за эти два месяца что люблю тебя и ты мне очень дорога.- Дима не знал куда деть руки от волнения и теребил салфетку.
-Но я не люблю тебя.
- Это пока. Пока я для тебя друг, родственник, как брат... Но ведь не чужой я тебе человек, и Прошке не чужой...
-И правда, Варя. - Свекровь посмотрела на нее. - Ты же не можешь всю жизнь быть одна. Бабе мужик нужен, в конце концов дети.. Ты же всегда о большой семье мечтала. А Дима любит тебя, вы знаете друг друга давно. Да и не могу я отдать тебя в другую семью, ты же дочерью для меня стала...Да и Прошку он никогда не обидит.
- Вы забыли, что мы с Мишей до сих пор женаты?
-Дело поправимое. - Голос Димы стал увереннее. - Есть у меня в городе человек, дружбу мы свели с ним в сорок третьем, его потом списали в конце года. И сейчас он по счастливому стечению обстоятельств хорошую должность занимает. С разводом поможет.
Они уговаривали ее и она сдалась, посчитав, что на самом деле Дима хороший человек, не чужой, и нравится он ей. А значит, что и мужем стать может.
Через два месяца развод был оформлен без Михаила, Дима смог все устроить. В сельсовете их расписали, а так как времена были шибко трудные, то обошлись без свадьбы. Она уже была невестой и фата вызвала бы неприятное чувство....Катя и Лиза пересмеивались, вспоминая тот разговор у нее на работе, но были рады за подругу, так как знали о том, как поступил с ней отец Прошки.
1950 год
Варя качала на руках трехмесячную дочь Машеньку, а во дворе ее старший девятилетний сын Прохор и ее муж Дмитрий латали крышу сарая. Она смотрела в окно и улыбалась. Любовь к мужу у нее пришла, как он и говорил. Не простив Михаила, она решила начать новую жизнь. А тот так и не объявился, даже телеграммы не присылал. Елена Ивановна в обиде была на сына, но так как последняя весть пришла в июне 1945 года, где он говорил, что жив-здоров, то поняла, что ее старший сын тоже решил начать новую жизнь. Но обида на него была, все же мог бы о матери хоть разок вспомнить. Сама Елена Ивановна три года назад переехала к Павлу Петровичу и даже расписалась с ним.
Дочка уснула, Варя положила ее в люльку и вышла на улицу, прихватив холодного кваса. И вдруг открылась калитка и, увидев вошедшего, она выронила кувшин из рук. Это был Миша. Худой, заросший, поседевший, но она не могла его не узнать.
-Здравствуй, Варя, я вернулся...
Она не знала что сказать, лишь облокотилась о стену дома и смотрела на него. Дима осторожно слез с крыши и подошел к Варе, взяв ее за руку.
- Вижу, пока меня не было, в семье перемены произошли? - ухмыльнулся Михаил.
-А зачем ты вернулся? Ступай к своей Женечке, в Минск, или откуда там она? - Смогла произнести Варя.
-Что ты ей наговорил? - Миша бросился на брата, но Дима оттолкнул его.
-Что надо!
-Не был я ни у какой Женечки, - Миша подошел к ней, но она сделала шаг назад. - В плену я был до сорок четвертого, а потом меня посадили. Шесть лет я доказывал, что не дезертир...А Дима, смотрю, воспользовался моментом. Как же так, Варя, тебе было все равно, что со мной и где я? Ладно у меня не было возможности писать письма, но ты, Дима, как ты мог воспользоваться ситуацией? - он сел на завалинку и обхватил голову руками.
Варя посмотрела на них по очереди и вдруг страшная догадка пришла ей в голову: Дима обманул ее , чтобы жениться на ней. Она развернулась и вошла в дом, заперев его изнутри. Дима стучал, но она не открывала, она не хотела его видеть. Вспомнив слова Миши, она почувствовала жалость к мужу и ругала себя на чем свет стоит из-за того, что не почувствовало ее сердце беды, что подалась она на уговоры Димы... Но письмо, написанное женским почерком? А телеграммы? Это как объяснить? Кто из них врет?
Она выглянула в окно и увидела, что мужчин во дворе нет, видимо, к матери пошли. Кликнув Прохора, она взяла дочь и вместе с детьми ушла к своей подруге Кате.
Когда пришел Дима, Катя не пустила его на порог, а Варя не вышла. Миша тоже крутился возле ее дома, но и к нему она не пошла. Ей надо было подумать и разобраться во всем. Надо выяснить, кто из них врет. Может быть и правда Миша жил с этой Евгенией, а сейчас врет ей? А если это Дима соврал? Господи, назад ведь все не вернуть, она жена его, она дочь ему родила..
В конце концов она вышла к Михаилу под утро, он продолжал сидеть на лавке.
-Расскажи мне, - она села рядом. - Я измучилась вся и не могу понять как так вышло. Если твои слова верны, то откуда письмо, написанное женской рукой, якобы из госпиталя, и телеграммы?
-Димка их присылал. Письмо написала медсестра под его диктовку, а телеграммы он слал, чтобы не писать от руки, опять же, дело в почерке...
-Но как все вышло?
- Я в заброшенном доме был, когда трое их пришло. Они меня так быстро скрутили, что я и сделать ничего не мог. Не буду рассказывать через что я прошел, но в сорок четвертом наш лагерь освободили, тогда почти всех в фильтрационные увезли, и меня вместе с ними. Но я не виню никого, в конце концов время такое было, и добровольно сдавались, и перебегали на другую сторону... Всех надо было проверить. Шесть лет я отсидел и вот я на свободе. Пришел и узнал, что моя жена мне и не жена вовсе, а за братом моим замужем и дочка у них есть. А мне что делать, куда мне податься?
Варя молчала, она не знала, что сказать и вдруг он повернул к ней голову:
-Варя, я мог бы простить тебя, мы могли бы начать жизнь заново. Пойдешь ли ты на это? Уйдешь ли от Димы? В конце концов, ты тоже была обманута.
Варя заплакала. Она запуталась, но страшнее было то, что она не любила больше Мишу и чувствовала себя сейчас предательницей.
-Ты здесь? - послышался голос Димы и они повернули голову в его сторону. Подойдя, он встал рядом с лавочкой.- Ну конечно, где тебе еще быть. Ты все рассказал?
-Да, он мне все рассказал. Дима, как ты мог? Ты врал нам с матерью столько лет!
-А знаешь почему врал? Потому что не хотел видеть ваших слез. Вы бы терзались ежеминутно, думая о нем, а если бы он не выжил? Я посчитал, что лучше будет, если вы начнете думать будто он с другой, но живой. Ведь это все равно легче, чем оплакивать его или думать о том, что с ним сейчас, как он там, в плeнy...
-Но это все равно предательство по отношению к брату! Пока он там выживал..
-А ты не рассказал, почему ты оказался там? - Дима усмехнулся.
-Замолчи! Не о том сейчас речь!
-А я не буду молчать. Варя, он был схвачен немцами когда миловался в полуразрушенном здании с нашей санитаркой Женей, с которой у него уже месяца три были далеко не уставные отношения. Так ведь, Миша? И ребеночка она от тебя ждала, вас вместе и прихватили. Да вот Женя что кошка дикая себя вела, и там же и осталась, мы потом ее схоронили. Если бы не твоя глупость и самоуверенность, ты не оказался бы в том месте, не попал бы им в руки. А ведь я тебя предупреждал чтобы ты был осторожнее.
-Миша, это правда?- спросила Варя.
-Нет!- Но по глазам бывшего мужа она поняла, что это правда, он не умел врать..
-Значит, пока я здесь писала тебе письма о своей любви, ты в то время завел новые отношения.
- Не просто завел, он влюбился. Разве не строили вы планы о разводе, а Миша? Я как сейчас помню ваш шепоток в окопе: " вот закончится все это, и я разведусь с Варей, и мы с тобой в Минск уедем."
- Миша, это правда? - Варя смотрела на него с тоской. Миша молчал.
- Значит ты вернулся, потому что Жени больше нет. А была бы она жива, не попади вы в плен, то ты бы с ней остался..- будто не своим голосом спросила она.
-Варя, дело прошлое, сейчас-то я рядом, я здесь. Мы можем вернуть все как было, я Машеньку воспитывать буду, удочерю ее..
-Не смей приближаться к моей дочери! - Дима замахнулся на брата и у них завязалась драка. Варя разняла их, а потом забежала в дом Екатерины.
Вечером пришла свекровь и попросила:
- Варя, прости ты его. У вас ребенок, нем думать надо...
- С Димой у нас тоже ребенок.
-Так я тебе про Диму и говорю. Ты знаешь, я сидела и долго думала.. А ведь он был прав, его ложь спасла нас от переживаний и моря слез. Подумай сама - мы бы восемь лет лили по нему слезы.. Я не знаю, что со мной было бы, узнай я правду, а так я просто злилась и обижалась на него, но я знала, что он жив. И ты.. Ты ведь счастлива была с Димой до сегодняшнего дня?
-Была, а теперь не знаю что делать, мама..
-Жить.. Просто жить. Возвращайся с детьми домой, к Диме. Как бы я не была рада увидеть своего сына, но в том, что он попал в такую ситуацию, он виноват сам. Ты ведь любишь Диму..
-Люблю...
- Пойдем домой. - Елена Ивановна прошла в дом Екатерины и взяла маленькую внучку на руки , а Варя вдруг будто бы вернулась на восемь лет назад, когда вот так же она, растерянная, с опустившимися руками, сидела у дома, в то время когда ее свекровь приняла правильное решение.
ЭПИЛОГ
Михаил какое-то время жил с матерью и ее новым мужем, а через три месяца переехал к ее подруге Кате, которая решила сама взять ситуацию в руки и разрешить проблемы, образовавшиеся у подруги.
А через год, когда Катя родила ему сына, Миша сидел с Варей на скамье и вдруг произнес:
-А ты знаешь, я рад, что все так получилось. Катя прекрасная женщина и мне кажется, я люблю ее.
- Может быть тогда с братом помиришься?
- А почему бы и нет? И повод у нас есть собраться всем вместе.
181