Найти в Дзене

Крымский лес, который не должен был существовать: наследие старого советского проекта

Иногда, бредёшь такой по крымским горам, любуешься видами, и нет-нет, да и наткнёшься на следы человеческого присутствия. Бывает, это что-то полезное и даже приятное – тропка, которая ведёт тебя не в очередные колючие ёлки, а к смотровой площадке, или скамеечка в тени, где можно перевести дух. А бывает, увы, и совсем не радующее глаз – сиротливо брошенная пластиковая бутылка, дурацкие надписи на древних скалах или следы того, что тут прошёл «туристический ураган», сметающий всё на своём пути. Но есть и совершенно другой тип человеческих «отметок». Те, что не орут о себе на каждом углу. Те, что так хитро вплелись в окружающий пейзаж, что стали его неотъемлемой частью. И порой даже не догадываешься, что это дело рук человека, а не матушки-природы. Вот, зацените этот снимок. На переднем плане маячит знакомый многим «Пепелац» (ну, вы поняли, о чём я), но сейчас наше внимание приковано не к нему, а к той скромной хвойной рощице, что уютно расположилась за ним, у самого краешка плато Демерд

Иногда, бредёшь такой по крымским горам, любуешься видами, и нет-нет, да и наткнёшься на следы человеческого присутствия. Бывает, это что-то полезное и даже приятное – тропка, которая ведёт тебя не в очередные колючие ёлки, а к смотровой площадке, или скамеечка в тени, где можно перевести дух. А бывает, увы, и совсем не радующее глаз – сиротливо брошенная пластиковая бутылка, дурацкие надписи на древних скалах или следы того, что тут прошёл «туристический ураган», сметающий всё на своём пути.

Но есть и совершенно другой тип человеческих «отметок». Те, что не орут о себе на каждом углу. Те, что так хитро вплелись в окружающий пейзаж, что стали его неотъемлемой частью. И порой даже не догадываешься, что это дело рук человека, а не матушки-природы.

Лес, которого здесь быть не должно (но ему на это наплевать)
Лес, которого здесь быть не должно (но ему на это наплевать)

Вот, зацените этот снимок. На переднем плане маячит знакомый многим «Пепелац» (ну, вы поняли, о чём я), но сейчас наше внимание приковано не к нему, а к той скромной хвойной рощице, что уютно расположилась за ним, у самого краешка плато Демерджи, неподалёку от известной обзорной точки – Козырёк (он же Сарпа-Кая).

Если глянуть с другого ракурса, скажем, с Северной Демерджи, то снова увидим ту же самую рощицу. И опять же, на первый взгляд – ничего сверхъестественного: ну, лесок себе и лесок, скромно зеленеет на фоне суровых камней и бескрайнего неба.

-2

Но весь фокус в том, что ещё каких-то полсотни-шестьдесят лет назад на этом самом месте не было ровным счётом ничего. Ни тебе тенистых тропинок под раскидистыми ёлками, ни пьянящего запаха хвои. Была голая, выжженная солнцем степь, кое-где украшенная редкими кустиками можжевельника, и весьма туманные перспективы на какое-либо серьёзное озеленение.

Дерзкий проект, который должен был спасти живительные источники

После войны Крым, как известно, восстанавливали буквально из руин. И вот где-то в этой глобальной повестке дня, среди множества дел, которые, казалось бы, были куда «важнее» и «срочнее», нашлось место для одной весьма амбициозной и, я бы даже сказал, дерзкой идеи – облесению горных плато. Замысел был прост, как всё гениальное: если грамотно засадить лесом нужные участки на яйлах, то этот самый лес будет задерживать драгоценную влагу, подпитывая иссякающие к лету горные источники. А значит – даст людям воду, без которой, как известно, и не туды, и не сюды.

Идея эта, как потом выяснилось, была далеко не новой. Первые робкие попытки озеленить крымские горы предпринимались ещё в XIX веке. Учёные мужи ещё в довоенное время прикидывали, что один гектар леса способен «подарить» природе до тысячи кубометров воды в год. А если удастся озеленить хотя бы половину всех крымских яйл – то это уже целых 17 миллионов кубометров! Представляете, какой объём?

Как это выглядело на практике: ёлки, саженцы и человеческий труд

И вот, в 60–70-х годах прошлого века, опираясь на эти расчёты, люди взялись за дело. В разных уголках Демерджи и соседней Тырке-Яйлы начали высаживать хвойные деревья. Что-то прижилось, что-то, увы, нет – горный климат суров и не всякому саженцу по нраву. Со временем масштабная программа по облесению постепенно свернулась, но в некоторых местах её результаты остались и по сей день. И самый впечатляющий из них – как раз та самая рощица у Козырька, о которой я вам и толкую.

Лес как немой памятник человеку с мечтой

Сегодня этот скромный, но такой важный лесной массив мало кто замечает. Он не кричит о себе, не лезет на первые полосы туристических проспектов – и именно в этой его скромности и заключается вся его магия. Этот лес не должен был здесь вырасти, если бы не воля и труд человека. Но он вырос. Он – не какое-то там природное чудо, а вполне себе рукотворное. Тихий, зелёный, немного колючий памятник тому времени, когда человек ещё не только разрушал, но и мечтал созидать и спасать.

Если вдруг будете гулять по Демерджи, окажетесь рядом с Козырьком – не поленитесь, загляните в эту рощу. Там по-особенному хорошо дышится. И как-то по-особенному думается о том, что даже один, казалось бы, маленький проект, может оставить такой вот живой и зелёный след на многие-многие годы.