Найти в Дзене
Ариософия сегодня

Санкт-Петербург - Лхаса

Свежий номер «Экспедиционного вестника» (предыдущий см. здесь Там мы только дацан обошли, грозились внутрь зайти. Теперь — заходим. Разговариваем вполголоса, ведем себя прилично. В зале нас приветствуют Четыре Великих Царя (caturmahârâjâs); не запомнил их во время нашей зимней экспедиции, между тем, товарищи видные, впечатляющие. Возможно, они появились в храме позже. А это значит, что, выражаясь языком советских драматургов, «завод существует, живет, дышит». Или как-то так. Да, но кто же это такие — Четыре Великих Царя? Давайте познакомимся! Но вот незадача — в храме запрещено фотографировать. Как быть? Вот что... предлагаю махнуть на Тибет. Наша тибетская экспедиция энного года умудрилась сфоткать Четырех Царей в главном тибетском храме Jo khang. Они там не такие, как в Питере, конечно, но традиция та же. А если учитывать, что первый настоятель питерского храма, легендарный Агван Доржиев был наставником Его Святейшества Далай-ламы XIII, лишний раз подкрепить силовую линию СПб-Лхаса

Свежий номер «Экспедиционного вестника» (предыдущий см. здесь

Там мы только дацан обошли, грозились внутрь зайти. Теперь — заходим. Разговариваем вполголоса, ведем себя прилично. В зале нас приветствуют Четыре Великих Царя (caturmahârâjâs); не запомнил их во время нашей зимней экспедиции, между тем, товарищи видные, впечатляющие. Возможно, они появились в храме позже. А это значит, что, выражаясь языком советских драматургов, «завод существует, живет, дышит». Или как-то так. Да, но кто же это такие — Четыре Великих Царя? Давайте познакомимся! Но вот незадача — в храме запрещено фотографировать. Как быть? Вот что... предлагаю махнуть на Тибет. Наша тибетская экспедиция энного года умудрилась сфоткать Четырех Царей в главном тибетском храме Jo khang. Они там не такие, как в Питере, конечно, но традиция та же. А если учитывать, что первый настоятель питерского храма, легендарный Агван Доржиев был наставником Его Святейшества Далай-ламы XIII, лишний раз подкрепить силовую линию СПб-Лхаса представляется вполне уместным. Итак, по рукам? Вперед!

Несколько слов о самом храме Jo khang. Он иллюзорен (как и все вообще). Но иллюзии бывают разные. Есть иллюзии, которые создают демоны (asuramâyâ); есть иллюзии, которые творят боги (devamâyâ). Храм Jo khang относится ко второй категории. И это очень заметно.

Божественные иллюзии заслуживают уважения. Это уважение выражается на Тибете спокойно, с умом и достоинством.

-2

А теперь, после краткой зарисовки обстановки займемся Четырьмя Царями. Кто это такие? Обычно объясняют, что это цари четырех сторон света, но тут необходимы уточнения. Слово «царь» в арийской традиции по сути не предполагает множественного числа. Царь может быть только один. Для всех арьев. Это не очень удобно и не очень конъюнктурно, но это факт. Поэтому для удобства понимания лучше переводить «четырех царей» как «четырех стражей». Тем более, что термин lokapâlâs вполне позволяет это сделать. Второе. Что есть «четыре стороны света» в арийском понимании? Законное местонахождение Белого Царя — полюс. Как от полюса определять стороны света? Запад и восток — без проблем. А север и юг? Здесь ничего никому не навязываю, но обращаю внимание на следующую странность. В цветовом символизме «четырех стражей» синий цвет коррелирует с югом, желтый — с севером. Вы видите связь? По мне, так ничего не может быть дальше, чем синий от юга, а желтый от севера. Но если мы, исходя из полярной ориентации, подставим вместо севера и юга зенит и надир... гм, логика как будто просматривается... но не будем отходить от нудно академического направления нашего канала. Перейдем к персоналиям (и, конечно же, строго по часовой).

Virûdhakas. Страж юга.

-3

Цвет, как мы уже отметили, синий. Значение имени — более-менее соответствует нашему «зеленя». Рост, потенция. Как говорил хороший русский поэт — «лоно ночи». В руке держит меч. Растущее нуждается в защите. 58-я армия сейчас занимается именно этим. Страж Юга ей в помощь.

Страж Запада. Virûpâkshas. «Некто с глазами необычной формы».

-4

Единственное, что можно твердо сказать о цветовом символизме сторон света у арьев — запад всегда красный. В руке Страж Запада держит змею. Змеи в арийской традиции — похитители сокровищ, т. е. жизненной силы арийского этноса. Кто нас спасает — узнаем дальше. Пока понимаем, что Страж Запада в силу своего положения не может не иметь контакта с определенными отрицательными («ядовитыми») энергиями. Поэтому в левой руке он держит ступу. Ступа нейтрализует.

Страж Севера. Vaiçravanas. «Сын Прославленного», то есть индийский бог Kuberas. Про этого бога можно говорить очень и очень долго... не, не подумайте, что я плохо подготовился. Просто для данного случая нам достаточно отметить две особенности: цвет (желтый, как я уже сказал) и зверюшку, которую Страж Севера держит на ладони.

-5

Эта зверюшка называется мангуст. Занимается он довольно своеобразным делом: извергает из пасти драгоценности. Однако смысл становится ясен, если мы вспомним сказанное выше о змеях как о похитителях сокровищ. Мангуст — тот самый зверек, который может навести среди змей небольшой шорох и вернуть сокровища. Но в лапах он их нести не сможет, придется ухватить в пасть и дать деру. А арьи, которые все это время будут сидеть-посиживать, скажут мангусту «спасибо». Кстати, наш Минфин, похоже, слабо медитировал на топик противостояния Стража Запада и Стража Севера. Иначе он не позволил бы «странам Запада» украсть у нас на 300 миллиардов золотовалютных резервов. А теперь остается только на мангуста надеяться.

Ну вот, Минфин, как полагается в приличном обществе, поругали, приближаемся к Стражу Востока. Цвет — белый (связь более-менее улавливается). Зовут Dhrtarâshtras, «Тот, чья власть тверда». Твердовлад, по-нашему. И по смыслу имени сразу представляем меч у него в руке или копье какое-нибудь... но нет, в руках у него лютня (vînâ).

-6

Как прикажете понимать? А вот как: дело в том, что Твердовлад — царь небесных музыкантов (gandharvâs). А занимаются эти музыканты тем, что подманивают души к новым воплощениям (отсюда и восточная локация). Песенки распевают о том, как тут все хорошо. Народ верит. Власть над ним небесных музыкантов действительно тверда. По факту.

Следует отметить, что «небесными музыкантами» в буддизме называют не только пропагандистов, но и жертвы пропаганды — устремившиеся к новым воплощениям души. Послушаем разъяснения Будды по этому поводу: Yato ca kho bhikkhave mâtâpitaro ca sannipatitâ honti, mâtâ ca utunî hoti, gandhabbo ca paccupatthito hoti — evam tinnam sannipâtâ gabbhassâvakkanti hoti. «А вот если, монахи, происходит соитие отца и матери, и у матери бывают месячные, и присутствует при этом «небесный музыкант» — при сочетании этих трех обстоятельств возникает зачатие» (MN 38). Собственно, учение Будды сводится к тому, что необходимо учитывать все факторы. Всего-то навсего.

А Страж Востока владеет этим учением? Конечно. Молитесь ему с использованием ума — и он с вами поделится навыками. Еще посмотрите, как выглядит его мир.

-7

Ничего не щелкнуло? А вы-то как здесь оказались? Другого хода нет, только этот.

Ладно, доклад на сегодня заканчиваю. Будете в Питере, посмотрите на Четырех Царей внимательно. Ручаюсь, получите в ответ внимательный взгляд. Но это далеко не все, что таит питерский дацан. А что еще — в следующем выпуске.

Продолжение здесь