Добрый день, уважаемые читатели!
Админ канала Magistra vitae периодически развлекается посредством споров/ дискуссий / холиваров на исторические темы. Вот и на днях, зайдя в один исторический паблик Вконтакте, Ваш покорный слуга ввязался в дискуссию о том, чьи морпехи лучше себя проявили в годы Второй мировой: наши или американские?
Оппонент, доказывавший никчемность красноармейцев по сравнению с американскими морпехами, напирал на стратегическую значимость высадок в Сицилии и Нормандии, на масштаб и успешность десантных операций. Мол, советские "черные бушлаты" ничем подобным похвастаться не могут. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться...
День Д или Григорьевский десант?
В ответ на расхваливания геройских американцев, которые и Нормандию захватили, и рядового Райана спасли, я напомнил оппоненту о ряде десантных операций "черных бушлатов".
Григорьевский десант в 1941 году не позволил врагу с ходу взять Одессу. Керченско-Феодосийская операция в декабре-январе 1941-1942 гг. сорвала штурм Севастополя. Успешный морской десант под Новороссийском (упомянутая Малая земля), высадка на плацдарме, вошедшим в историю как Невский пятачок, Курильская операция - вот неполный список десантных операций советской морской пехоты. Некоторые из них совершались (в отличие от американских высадок) при неблагоприятном численном соотношении, отсутствии массированной авиационной и артиллерийской поддержки. И все равно увенчивались успехом.
В ответ прозвучал жеманный аргумент в духе фразы "это другое" - операции-то были, но почти все мною перечисленные десанты не имели значительных последствий для ходы войны. Особенно десанты в Крыму, мол, полуостров все равно сдали немцам, какая разница, что там происходило?
Что ж, теперь мы принципиально сравним высадку в Нормандии именно с Григорьевским десантом!
Черные бушлаты
5 августа 1941 года началась героическая оборона Одессы. Отрезанный с суши город обороняли 3 дивизии Приморской армии, 2 полка морской пехоты, отряды моряков численностью около 8 тысяч человек. Им предстояло сдержать 4-ю румынскую армию, имевшую пятикратное численное превосходство!
В сентябре полукольцо окружения сжалось настолько, что румынские гаубицы вели обстрел непосредственно Одессы. Оборона города оказалась под угрозой падения.
В этих критических условиях решено было совершить дерзкую десантную операцию.
В тыл врагу была заброшена группа старшины Кузнецова в составе 23 бойцов. Отряд устраивал диверсии, совершал нападения, оттягивая на себя часть неприятельских сил, деморализуя врага и нарушая управление частями.
А в районе Григорьевки, после мощной артиллерийской подготовки, крейсеры «Красный Крым» и «Красный Кавказ» , эсминцы «Безупречный» и «Бойкий» высадили на берег 3-й полк морской пехоты... В стремительном натиске морпехи выбили румынских солдат из прибрежных укреплений и нанесли решительный удар в северо-западном направлении, вдоль линии фронта. По некоторым данным, десант перебил не менее 2 тысяч неприятельских солдат и офицеров!
157-я и 421-я дивизии, оборонявшие город, поддержали атаку морской пехоты встречным ударом. В результате операции были разгромлены 2 румынские дивизии, 38 неприятельских орудий захвачены доблестными черноморцами. Эти бомбардировавшие город пушки прокатили по Одессе, написав на каждой простые слова: "Она стреляла по Одессе! Больше стрелять не будет!"
Значение этой победы трудно переоценить. Враг был отброшен на 8-10 километров, прекратились артиллерийские обстрелы города. Героическую оборону Одессы удалось затянуть вплоть до 16 октября, сковывая тем самым 300-тысячную армию захватчиков и сбивая темпы блицкрига.
Первая в ходе Великой Отечественной войны десантная операция красноармейцев увенчалась успехом, став образцом для последующих не менее дерзких атак морской пехоты.
Американские морпехи
А теперь речь пойдет об операции "Нептун" - начальном этапе операции "Оверлорд", в ходе которого в июне 1944 года американские морпехи должны были высадиться в Нормандии и отвоевать у нацистов плацдарм для дальнейшего наступления. Сперва давайте разберемся, в каких условиях проходила крупнейшая в истории десантная операция...
К лету 1944 года немцы на Побережье Франции располагали 800-тысячной группировкой войск, занявшей оборонительные рубежи т.н. Атлантического вала. Однако не спешите с выводами, на деле эта мощь была довольно иллюзорной. Атлантический вал строился с 1942 года, большая часть его сооружений к 1944 году все еще оставались на бумаге. Немецкие части должны были оборонять огромное побережье северной Франции, Бельгии и Нидерландов - создать жесткую оборону такими силами попросту невозможно.
Значительная часть этих войск находилась во Франции после тяжелых боев на Восточном фронте - пополнялись новобранцами дивизии, приходили в себя уцелевшие солдаты и офицеры; эти части вынужденно использовались немецким командованием. Потрепанность частей, крайне низкая степень их моторизации (техника требовалась на Восточном фронте), господство союзников в воздухе - делали почти невозможной гибкую, мобильную оборону.
Вот как положение дел оценивал Эрвин Роммель весной 1944 года...
"Когда я только приехал и отправился в первую инспекционную поездку, я испытал потрясение от того, как ничтожно мало было на самом деле здесь сделано.
Несколько крупных фортификационных сооружений – да, это есть, но в целом – это самая заурядная система линейных укреплений без эшелонирования в глубину оборонительных порядков. Все опорные укрепления разнятся по силе и располагаются на большом расстоянии друг от друга, преимущественно в устье реки и в естественных гаванях так, что не может быть и речи о перекрывании секторов и огневом взаимодействии дотов и дзотов.
На незащищенных пространствах между ними нет абсолютно ничего! Только несколько открытых позиций береговой артиллерии, которые будут уничтожены первым же бомбовым ударом. Так что я не строю никаких иллюзий по поводу наших ближайших перспектив.
Если мы не используем единственный шанс и не опрокинем противника в первые же несколько часов после высадки, когда он согласно теории всегда бывает слаб, и позволим ему захватить плацдарм, значит потерпим поражение, а вместе с ним безоговорочно проиграем и всю кампанию".
Мало того, немцы рассчитывали, что союзники нанесут главный удар по одному из портов, чтобы обеспечить снабжение войск. Американцы же с англичанами предпочли высадиться на пляжах и возвести искусственную гавань. Впридачу ко всему, немцы "прозевали" период благоприятной для высадки десанта погоды, оказались застигнуты врасплох.
Итог: нацисты не знали планов союзников, ошиблись в прогнозах направления основного удара, прошляпили время начала операции,были неспособны ни выстроить жесткую оборону, ни организовать мобильную оборону. Словом, ситуация была совсем не радужной для Германии по всем пунктам...
Но давайте посмотрим, как развивались события...
Авианалеты англичан и американцев не достигли желаемого результата - хорошо замаскированные позиции немцев почти не пострадали.
6 июня наступил "день Д", союзники начали высадку на пяти участках побережья, что Вы можете наблюдать на карте. Предпринятый воздушный десант едва не провалился - отряды рассеивались из-за непогоды, ошибок летчиков и действий немецкой зенитной артиллерии. Поддержка силами корабельной артиллерии позднее будет признана неудовлетворительной - подавить огневые точки на побережье не удалось - американских морпехов недружелюбный берег Франции встретил шквалом орудийного и ружейно-пулеметного огня.
Особенно драматично события развивались на плацдарме "Омаха" - противолодочные заграждения, неспокойное море и огонь артиллерии топили десантные баржи и танки-амфибии.
Вот как описывает день высадки в своих воспоминаниях немецкий пулеметчик, ефрейтор Генрих Северло: «Они были передо мной как на ладони. Я хорошо видел брызги от пуль и перепуганные перекошенные ужасом лица вражеских солдат. С первыми пришлось немного повозиться, чтобы понять, как следует накрывать их с первой же очереди, зато потом стало проще. Я дожидался, когда створки других десантных барж открывались, чтобы выпустить новую порцию серых фигурок, и начинал стрелять прямо в проём рампы… И всё же некоторым везло выползти на мокрый песок» .
В целом союзникам удалось подавить сопротивление в прибрежной зоне (еще бы, ведь против 100 тысяч десантников, высадившихся в первый день, на этом участке побережья находились примерно 8-10 тысяч солдат и офицеров Вермахта).
Потери англо-американских войск в этот день составили, по разным оценкам, 9-11 тысяч убитыми и ранеными. И это при том, что высадке препятствовали "второсортные" части Вермахта! Впору поднимать либерально-гуманистическую истерику про "закидывание трупами" и "баб, которые еще нарожают")))
Дальнейший ход кампании тоже вызывает большие вопросы к "качеству" ведомых союзниками боевых действий - отчаянно обороняются немецкие гарнизоны прибрежных городов, союзники, соответственно, испытывают жуткие проблемы со снабжением, застревают на "линии Зигфрида" и даже умудряются "отхватить люля-кебабов" в Арденнах!)))
И это от обескровленных, уже перемолотых на Восточном фронте дивизий вперемешку с "гастритными" частями возрастных новобранцев!
Несмотря на то, что большая часть действий Красной армии происходила на суше, я все же склонен считать, что морпехи-красноармейцы, сражавшиеся в блокадном Ленинграде, в Крыму, на Дальнем Востоке проявили себя как гораздо более грозные, неприхотливые и эффективные солдаты, нежели воевавшие в куда более "тепличных условиях" морпехи США.
А на этом на сегодня все, спасибо за внимание! Не стесняйтесь ставить лайки и подписываться на канал Magistra vitae!)))