В последнее время на меня как-то очень густо посыпались новости, связанные с христианством. То музей его самого открывают, то его запрещают, то его юбилеи какие-то празднуют, да еще внезапно в Новгороде христианский клад раскопали, который чуть ли не старше этого самого христианства. Так и получилось, что впервые в жизни у меня возникло любопытство: а что же это за религия такая, «христианство»?
Сиречь, я, конечно, и раньше был приличным, достойным христианином. Таким же, как и все. Стопку на Рождество выпил, яйца к майским праздникам покрасил, куличей поел, на экскурсию в церковь какую-нибудь сходил — значит, православный!
Однако те, кто читал мою заметку про «Бермудский треугольник», знают, что с вопросами, вызвавшими у меня интерес, я разбираюсь весьма подробно, и просто крашеные яйца и стопка на Рождество тут уже никак не прокатывают. Для начала я всегда отправляю в игнор массу галиматьи, неизменно окружающей любую проблему — потому, как все «эксперты» и «ученые» всегда и однозначно врут; а затем с «чистого листа» начинаю искать по нужной теме базовые первоисточники, бесспорные факты и документы, а также включаю голову, полагаясь на логику и здравомыслие.
И вот тут всегда, мгновенно и неизменно, открываются самые невероятные сюрпризы.
Хотите попробовать провести новое исследование вместе со мной?
Давайте тогда попробуем ответить на вопрос, который является простым и естественным для изучения любой религии: а кто являлся самым первым христианином на нашей планете?
Думаете, сам Иисус?
Как бы не так!
Как обычно, самый простой и кажущийся очевидным ответ всегда почему-то оказывается в корне неверным. Ибо Иисус Христос, согласно разным источникам, является то ли четвертым, то ли то ли восьмым, а то и вовсе находится где-то в середине второго десятка сторонников своего учения.
А самые первые из христиан...
Вы ведь, наверняка, уже понимаете, о ком я говорю?
Об этих героях несложно догадаться — ведь они являются неизменными участниками рождественских вертепов, героями многих сказаний и картин, именно в их честь в Рождественскую ночь люди дарят друг другу подарки!
Ну как, теперь догадались, о ком идет речь?
Ну разумеется — о тех самых вавилонских мудрецах (волхвах, жрецах, магах и пр. в зависимости от перевода), что вслед за Вифлеемской звездой направились искать новорожденного Бога! И которые принесли к его колыбели те самые дары, что указывали на великий статус новорожденного: золото — как царю, ладан — как первосвященнику и мирру — как смертному.
А поскольку сии мудрецы отправились в путь со своими дарами еще до рождения ребенка — это означает, что они признали в Иисусе бога/пророка/сына божьего еще до его появления на свет!
Уверовали в его предназначение и его миссию!
Сиречь — они стали христианами еще до рождения самого Христа!
Сейчас очень многие наверняка захотят возразить: автор, да твоя Библия с этой историей была написана только в IV, если не в VI веке! А по мнению отдельных математиков — так и вовсе в XIV-ом! Так почему ей можно верить после столь долгого запоздания с текстом?
На что я резонно возражу — а какая разница? Это означает только и исключительно то, что авторы IV-VI веков были твердо убеждены: весть о рождении Христа принесли в наш мир персидские мудрецы!
Не говоря уже о том, что помимо Библии существует сильно за сотню иных, «неканонических» источников сирийского, арабского, греческого, армянского и т. д. происхождения, похожих — хотя и с некоторыми вариантами — на «каноническую» историю. И даже серьезно ее дополняющих. Ибо, к примеру, часть таковых сказаний упоминает про 12 волхвов — из какового числа, по мнению многих религиоведов, и выросли в дальнейшем именно 12 апостолов.
При этом заметим, что в вопросе о происхождении самих «волхвов» верующие, теологи и атеистические историки в своих оценках удивительно единодушны. Первые — говорят о персах, опираясь на священные тексты, а последние — по причине того, что христианство примерно на 70% состоит из зороастризма: вполне себе единобожной (ну, почти единобожной) персидской религии.
А значит — всем хорошо понятно, откуда именно его корни растут.
Здесь нам нужно сделать маленькое отступление и дать комментарий для тех, кто мало интересуется древней историей, и у кого возник вопрос: если речь идет о вавилонских мудрецах — то при чем тут Персия?
Самый простой ответ: а вы помните, что, разгромив персидского царя Дария — Александр Македонский вошел в его столицу Вавилон?
А если чуть более серьезно — давайте посмотрим на карту древней Персии, какой ее представляют современные историки:
Как несложно заметить, пространство персидской цивилизации раскинулось от Индии до Средиземного моря. Иногда административные границы этого царствия расширялись аж куда-то за пределы Египта, иногда персы терпели неудачи и отступали. К примеру, аккурат в момент рождения Иисуса средиземноморское побережье у них ненадолго (на пару веков плюс/минус лапоть) отгрызли римляне. Однако же даже в самые тягостные годины вавилонское Междуречье и просторы современного Ирана неизменно оставались единым целым. То есть — являлись Персией.
И веровала сия цивилизация в учение Заратустры!
Итак, с первыми христианами мы разобрались. Вроде, никаких разночтений ни в каких теориях не существует — вавилонские волхвы оказались однозначными призерами.
Следующим у нас напрашивается вопрос: а какая страна первой в мире стала христианской?
На данный вопрос лучше всего, на мой взгляд, ответила героиня романа «Тайна князя Галицкого» из сериала «Честь проклятых». Посему предоставлю слово этой умной и напористой красавице:
...Когда-то давным-давно жил-был царь именем Абгар Уккама. Жил не тужил, правил городом Эдессой. Нонеча это поселок аккурат на границе Турции и Сирии. И все бы у царя было хорошо, да только заболел он однажды какой-то мерзкой и неизлечимой болезнью. Ну, сами понимаете, в те времена даже аппендицит был приговором. Типа: колики случились, и капут. Вот и весь эпикриз! Но царю помирать страсть как не хотелось... И стал он думать, как от этой заразы избавиться? Антибиотиков нет, из хирургии только топор и плаха, гормональная терапия ругательным словом считается. Чего делать? Разве только на чудо надеяться!
И стал тогда царь чудотворцев искать. Ну, знамо, на звяканье кошелька по известному обычаю, пророков-исцелителей набежало, как блох. Однако быстро кончились. Ведь по правилам тогдашним было как: плату получил — будь любезен вылечить. А не вылечил: кирпич на шею и в Евфрат. Дело-то как раз в верховьях Ефрата происходило! Река там глубокая, кирпичей в достатке. Археологи до сих пор копают.
Но однажды прознал больной царь, что бродит где-то по турецким дорогам, которые тогда еще назывались греческими, недотопленный один чудотворец, Иисус Христос именем. Обрадовался царь и послал к нему гонца. Мол, приходи на кирпичи у Евфрата посмотреть! Пивасика выпьем, рабынь потискаем, заодно и от болезни неизлечимой меня исцелишь. А чудотворец и отвечает: «Вас, царей, много, а я один. Мне по вашим дворцам околачиваться недосуг». Абдагар Уккамар от такого ответа слегка обалдел и нового гонца посылает. Дескать: «Приходи, бабла отсыплю!». А тот: «Отстань, я занят. Слово людям папино несу».
В общем, свои апокрифические тексты они порождали довольно долго. И часть писем вроде как даже сохранилась. Но, скорее всего, археологи-букинисты врут. Однако царю это стало надоедать, и он послал человечка, чтобы тот несговорчивого пророка сфотографировал. Ну, посмотреть хотя бы, что это за чудик, который троллингом за две тысячи лет до изобретения интернета занимается?
Правда, фотиков тогда еще не существовало, и пришлось посланцу подручными материалами выкручиваться. Угольками там, берестой с папирусами или табличками глиняными. Но получалось не фонтан. С одной стороны с ватманом и карандашом пристроится: освещение не то. С другой: диафрагма широкая. С третьей: выдержка не вытягивает. Да еще и шевелится Иисус постоянно. Поди его, запечатлей! А тому тоже интересно: что это еще за папарацци с мольбертом и кисточкой вокруг бегает?
И вот упал наконец папарацци перед Иисусом Христом на колени и взмолился: «Посиди хоть немного на месте, о господи! Бо у меня фотография твоя никак не выходит. А если я без твоего портрета к хозяину вернусь, он мне секир-башка сделает». Вспомнит тут Иисус зануду, что к нему с исцелением пристает, и говорит: «Как же вы меня достали! Ладно, пошли к колодцу. Сначала я лицо умою, чтобы чистым на картинке получиться». Ну, пошли они к колодцу. Христос помылся, а художник ему полотенце подает. Убрус, то есть. Дескать, вытрись, мокрый! Иисус лицо промокнул, а негатив на ткани и пропечатался. Да так, что вода высохла, а изображение осталось!
Художник как увидел эту халяву, закричал радостный: «Спасибо тебе, о господи!». «Да на здоровье!», – ответил Иисус, и это его заклятие навеки запечатлелось на убрусе.
Прибежал мужик к царю Абгару, развернул убрус и говорит: «Во, исполнил заказ в точности!».
«Ёкарный бабай!», – сказал царь, увидев портрет — и тут же исцелился. Осенил себя в восторге крестным знамением, вышел на улицу, загнал всех жителей города в Евфрат и окрестил тут же в христианскую веру! Ну, и Перуна тамошнего из капища в реку с Посвистом выкинул. С тех пор и стало царство Эдесса первым христианским государством в истории человечества! И все потом у Абгара-Угара было хорошо!
А у чудотворца — плохо.
Конец цитаты.
Сия история как бы тоже сомнению никем не подвергается. О ней рассказывается во всех христианских и религиозных справочниках, в честь сего события устраиваются всякие праздники, на русских знаменах «Спас нерукотворный» издревле красуется в качестве покровителя православного воинства и символа его принадлежности к христианской вере, а в середине Х века сторонники греческой веры, отчаянно пытаясь примазаться к христианству, даже выкупили оный «убрус» у правителей Эдессы за 12 тыс. сребренников и 2 сотни пленных. Тем самым подтвердив его реальность.
Но вернемся к царю Абгару. Каковой, по факту, самым первым основал именно первую христианскую церковь, и именно с его легкой руки во всем обитаемом мире «полыхнуло»: христианство со скоростью степного пожара разлетелось по всей обитаемой ойкумене от Дальнего востока до черной Африки, и от Северного Ледовитого океана до Индийского!
Иисусу-целителю стали молиться как в восточном Китае, так и в западной Эфиопии, как на холодной Руси, так и в жаркой Индии.
Невольно возникает вопрос: как же так подобное распространение могло произойти?
Увы, но информации о событиях таковой седой древности у нас практически нет.
Вообще!
Ну не живут письменные источники столь длительные периоды времени! Мелочевка типа бухгалтерии, записанная из экономии на глиняных черепках — доживает, ибо сии тексты ни огонь, ни плесень не берет. Тесты интересных художественных сочинений — многократно переписываются и таким образом сохраняются. А житейские записи, мемуары, семейные записки, каковые никто интересными для дублирования не счел и драгоценный папирус на них тратить не стал — растворяются в вечности всего за пару веков.
Сиречь — во мраке неизвестности исчезает как минимум 99.9% информации.
О событиях ранее 14 века мы не знаем практически ничего! Все описания, выдаваемые за достоверные, — это, увы, всего лишь поздняя или ранняя фантастика. И потому историкам приходится выкручиваться, опираясь на отдельные редкие вешки. Где-то что-то в могиле нашли, где-то что-то на камне высекли, где-то редкий особо ценный документ сохранили, где-то чего-то приврали. Ну и плюс — древнейшая фантастика, которую все всегда любили и потому друг у друга переписывали.
Мы ничего не знаем про нашу древность — но зато мы воочию наблюдали весьма похожий религиозный переворот, случившийся уже совсем недавно, в письменный период истории!
Речь, само собой, идет о Латинской Америке, где 5 веков назад жрецы ацтеков торжественно резали людей во славу древних богов.
К моменту высадки испанцев правил там местной империей король Мотекухзома, в просторечии — Монтесума. И был у него сын Тлакауэпанцин, каковой был совсем не против популярный папин трон занять. Снюхавшись с одним из прибывших колонистов именем Кортес, сей «принц» смотался в Испанию, где крестился под именем Педро; немедленно присягнул короне, получив графский титул и выклянчил у правящей семьи...
Нет, не солдат — воинов у него своих хватало. Он выпросил полсотни миссионеров! С каковыми и вернулся назад.
Когда местное население узнало, что для восхода солнца не нужно вырезать у людей живого сердца, для плодородия полей — незачем приносить в жертву детей, а для дождей — бросать в колодцы девушек, что для этого достаточно поклониться кресту и дать священнику немножко денег, то всего за несколько лет — практически мгновенно с исторической точки зрения! — вся нынешняя Латинская Америка стала католической.
А заодно — испанской провинцией.
В благодарность за что Кортесу был дарован титул маркиза, а дети Монтесумы были торжественно приняты в высшее дворянское общество Испании.
Это, само собой, был предельно урезанный пересказ истории проникновения католичества в Америку.
Разумеется, среди читателей найдутся те, кто резонно возразит: «Наговариваешь ты, автор, на язычников! У нас в России только в Верхнем Поволжье и только официально больше 2 миллионов язычников проживает! При 154-х только признанных священных рощах и бесчисленных священных деревьях! И ни в каких ужасах оные язычники никогда замечены не были! Самое страшное — это нескольким гусям шею свернут. Да и то не со зла, а для общего котла на священном пиру».
На что я не менее резонно отвечу, что мы наблюдаем типичную «ошибку выжившего». Ибо скорее всего данная языческая традиция пережила тысячелетия именно потому, что крайне гуманна и не отпугивает своих прихожан. Между тем, хтонические страшилки, вылавливаемые этнографами и лингвистами из казалось бы невинных сказок и легенд намекают нам про ритуальное поедание родителей, принесение девственниц в жертву морозам, отправку юношей с посланиями в царство мертвых и прочие страсти. Самой известной из которых, к примеру, является принесение первенцев в жертву богу Ваалу.
Да что там древность! Прямо сейчас в наши дни африканские племена, не тронутые монотеизмом, приносят в жертву детей ради вызова дождя!
Только в сентябре правоохранительные органы задержали 44 подозреваемых в совершении ритуальных убийств. Один из них уже сознался в восьми эпизодах. В 2015 году были найдены останки семи детей и шести взрослых, в 2016 году — семи детей и двух взрослых. В полиции считают, что на самом деле ритуальных убийств было гораздо больше, просто не все тела найдены.
И тут уже расклад становится совсем другой. Понятно, что, выбирая между богом, который требовал зажарить дитятку в раскаленном чреве, и богом, который требовал всего лишь макнуть его в купель — решение становится очевидным!
Причем это отнюдь не единственный бонус христианства!
Давайте загибать пальцы…
Хотя нет, с пальцами придется подождать... Ибо счетчик знаков показывает, что я подбираюсь к пределу разрешенной на Дзене статьи, и как бы мне ни хотелось уложиться в один материал — но продолжить наше исследование придется завтра.
А пока этот миг не настал, можете скачать лучшие приключенческие романы и аудиокниги о нашем прошломи насладиться захватывающими фэнтезийными, магическими и историческими приключениями самых разных героев.