В одном восточном городе жил кузнец. Славу о его острых и крепких ножах караванщики разнесли по всему миру. Каждую среду кузнец торговал на местном рынке. Ножи пользовались спросом, и горожане быстро их раскупали. Но самого кузнеца успех не радовал.
— Почему ты такой грустный? — однажды спросила его стройная красивая женщина в дорогом платье, украшенном золотыми и серебряными узорами. — С таким товаром тебе рады на любом рынке, так почему ты не рад?
— Рахмет, добрая женщина. Сегодня вот уже десять лет, как я женился, но у нас до сих пор нет детей. Не знаю, чем я так прогневал Аллаха. За что мне такое наказание?
— Так уж и быть, помогу тебе, кузнец. После вечернего набата направляйся на восток и иди всю ночь пока первые лучи солнца не запутаются в ветках чёрного дуба. Рядом с деревом увидишь одинокую юрту с красной кошмой — там я тебя и буду ждать, — сказала женщина и скрылась в толпе.
Всю ночь шёл кузнец и рано утром увидел огромный дуб, а под ним стояла красная юрта.
Если бы кузнец знал, что в той юрте живёт старая ведьма Жезтырнак, то несомненно бежал бы прочь. Она выглядела молодой девушкой, и только длинные латунные когти на руках раскрывали её истинный возраст, и ведьма всегда прятала их в длинных рукавах или широких карманах. Жезтырнак заманивала к себе одиноких путников сладкими речами, а после, когда гость засыпал, убивала его и выпивала всю кровь.
— Проходи кузнец. Ты, видимо, устал с дороги. Не желаешь ли прилечь? — предложила Жезтырнак.
— Спасибо, но нет. Я пришёл не за этим, — отказался он.
— А может ты проголодался? Я приготовила бешпармак.
Посреди юрты стоял на огне казан и соблазнял вкусным запахом.
— Спасибо, но нет. Я пришёл не за этим.
— Я слышу, как хрипит твой голос. Возможно, тебя мучает жажда? Выпей холодный кумыс, — продолжала нашёптывать Жезтырнак.
— Спасибо, но нет. Я пришёл не за этим, — в третий раз отказался кузнец.
Сдалась тогда ведьма.
— Ну как хочешь. Там у порога стоит мешок с семечками. Возьми одну и съешь перед сном. Вскоре у вас родится сын.
Кузнец очень обрадовался.
— Спасибо, добрая женщина. Чем же мне тебя отблагодарить? Хочешь, я сделаю для тебя самый красивый нож?
— Не нужны мне твои ножи. Как только сыну исполнится семнадцать — пришли его сюда. Он неделю будет выполнять мои задания. Так искупишь свой долг. А если он не выполнит хоть одно моё задание — нашлю чуму на тебя и твою жену.
Прибежал кузнец домой уставший, но очень довольный. Перед сном съел горсть семечек, потому как взял из мешка ведьмы не одну, а, на всякий случай, сразу несколько.
Родила ему жена семь близнецов, которых назвали по дням недели: Жексенбе, Дуйсенбе, Сейсенбе, Сарсенбе, Бейсенбе, Жума и Сенбе.(1) Мальчики росли добрыми и послушными, уважали старших и защищали младших. Родители по праву гордился своими сыновьями.
— Они так похожи друг на друга, как вы их различаете? — спрашивали соседи.
— Что вы, они совершенно разные, — отвечала им мать близнецов. — Жексенбе — ленивый и может проспать весь день, Дуйсенбе — очень умный и много знает, Сейсенбе — хозяйственный и всегда помогает мне по дому, Сарсенбе — очень внимательный и замечает любую мелочь, Бейсенбе — хорошо управляется с лошадьми, Жума — очень набожный и знает все суры, а Сенбе — весёлый и любит пошутить
— Действительно, совсем разные, — соглашались соседи, но всё равно путали близнецов.
И вот, когда братьям исполнилось семнадцать лет, отец рассказал им секрет, который хранил все эти годы.
— Кто-то из вас должен идти к той женщине и работать у неё неделю.
— Мы все пойдём, но по очереди, — ответил ему Дуйсенбе. — Жексенбе, ты старший, тебе и идти первым.
— Что-то лениво мне, брат, — ответил ему Жексенбе. — Иди ты сперва, а завтра пойду я.
И тогда первым направился к старой ведьме Дуйсенбе. Шёл он всю ночь и утром увидел красную юрту Жезтырнак. Обрадовалась хозяйка, что кузнец сдержал своё слово. Давно она не пила молодой крови.
— Здравствуй, сын кузнеца. Никак пришёл отдавать долг отца?
— Саламалейкум, добрая женщина. Говори своё задание.
— Там у входа стоит сундук с запасами риса. Скоро зима, а я не знаю, хватит ли его мне. Посчитай каждое зёрнышко.
Дуйсенбе ушёл считать рис, а Жезтырнак руки потирала да когти точила. Сундук большой. Юноша весь день считать будет, а к вечеру устанет и заснёт, тут то ведьма и напьётся молодой крови. Уже через час вернулся сын кузнеца с докладом.
— В твоём сундуке ровно пятьсот тысяч сто зёрен риса, — сказал Дуйсенбе.
— Как ты так быстро всё посчитал? — удивилась Жезтырнак. — Я сама считала неделю.
— Из верёвок я соорудил весы. Этот камень весит как горсть в пять тысяч зёрен. Всего я взвесил сто таких горстей, и осталось ещё сто зёрен, — ответил ей Дуйсенбе.
— Может ты устал и хочешь прилечь? — с надеждой в голосе спросила его ведьма.
— Некогда мне спать, работы много. Завтра увидимся, — сказал Дуйсенбе и ушёл домой.
Вечером Жексенбе опять ленился, и пришлось Сейсенбе идти вместо него.
— Слушай моё второе задание, — сказала ведьма. — Юрта моя совсем прохудилась. Слышишь как ветер свистит? Найди дырку и зашей. А я пока погуляю.
Ушла Жезтырнак и по дороге руки потирала да когти точила. Специально в кошму юрты засунула свою дудочку-сабызгы, которой чумных крыс на людей наводила. Так спрятала, что никто не найдёт. К вечеру гость устанет и заснёт, тут то ведьма и напьётся молодой крови. Но уже через час услышала, как Сейсенбе звал её.
— Вот, хозяйка, принимай работу, — сказал он, подперев руки в бока.
Прислушалась ведьма, а действительно, в юрте тихо как никогда.
— Но как? — удивилась она.
— Я юрту разобрал и собрал. Осталась лишь маленькая палочка. Я её поломал и выкинул. Больше не будет свистеть, — обрадовал хозяйку Сейсенбе и пошёл домой. — Завтра увидимся.
Вечером опять Жексенбе не хотел работать, и пришлось Сарсенбе идти вместо брата.
— Слушай моё третье задание, — сказала ведьма. — Потеряла я рядом с юртой жемчужную пуговицу. Найди её.
Сарсенбе отправился выполнять задание, а Жезтырнак руки потирала да когти точила. Пуговица размером с бусинку. Весь день будет юноша её искать, а к вечеру устанет и заснёт, тут то ведьма и напьётся молодой крови.
Но не прошло и часа, как вернулся Сарсенбе с пуговицей.
— Я самый внимательный, от моего взора ничто не скроется, — похвастался Сарсенбе, отдал ведьме находку и пошёл домой. — Завтра увидимся.
Вечером Жексенбе вновь ленился, пришлось брату Бейсенбе идти вместо него.
— Слушай моё четвёртое задание, — сказал ведьма. — За юртой пасётся табун лошадей. Отведи их в загон. Только смотри, чтобы не разбежались.
Пошёл Бейсенбе выполнять задание, а Жезтырнак руки потирала да когти точила. Её лошади дикие и злые. Они послушны ведьме и только ей. Весь день юноша будет бегать за ними, а к вечеру устанет и заснёт, тут то ведьма и напьётся молодой крови.
Не прошло и часа, как вернулся Бейсенбе.
— Всё сделал, — сказал он.
Отправилась ведьма к загону и убедилась, что все лошади на месте.
— Тот чёрный жеребец самый главный. Я его укротил и в загон завёл. Остальные за ним пошли, — объяснил Бейсенбе и отправился домой — Завтра увидимся.
Вечером Жексенбе вновь ленился. Пришлось Жума идти вместо него.
— Слушай моё пятое задание, — сказала ведьма. — Сейчас придёт в гости мой брат, а ты его встреть как полагается. Я пока по делам схожу.
Ушла Жезтырнак и по дороге руки потирала да когти точила. Брат у неё сам Шайтан. Весь день юноша будет угождать придирчивому гостю, а к вечеру устанет и заснёт, тут то ведьма и напьётся молодой крови. Через час Жезтырнак вернулась, а Жума у юрты ждёт.
— А где мой брат? — спросила она.
— Приходил. Как положено, усадил его на корпе(2) для почётных гостей, налил чаю и стал читать дуа перед едой. Твой брат как услышал молитву, сразу вскочил и побежал прочь, — рассказал Жума и ушёл домой. — Завтра увидимся.
Вечером Жексенбе опять ленился и не хотел идти.
— Сенбе, брат, что-то устал я сегодня. Спать хочу. Сходи ты за меня, а завтра уже будет моя очередь.
Согласился Сенбе и отправился к ведьме вместо брата.
— Слушай моё шестое задание, — сказала ведьма. — Грустно мне тут одной. Расскажи, какие новости ходят в степи, да только всё рассказывай, ничего не пропускай.
Начал Сенбе речь, а Жезтырнак ждёт, когда юноша пить захочет. Отведает он тогда её кумыс и заснёт, тут то она и напьётся молодой крови. А Сенбе все последние сплетни рассказывал, да так смешно, что ведьма хохотала и за живот держалась.
— Всё, не могу больше. Сейчас лопну от смеха, хватит — сказала ведьма и отпустила юношу домой. — Завтра увидимся.
Вечером пришла очередь Жексенбе идти к ведьме. Встал он, потянулся и нехотя отправился в путь, а к утру увидел красную юрту ведьмы.
— Слушай моё седьмое задание…
— Ох, женщина, устал я с дороги. Всю ночь шёл. Посплю немного, а после поговорим о твоём задании.
Обрадовалась ведьма такой удаче.
— Забудь про задания. Всё, списан долг. Спи, мой сладкий.
Жекснебе прилёг на корпешки и захрапел, а Жезтырнак руки потирала да когти точила. Но не знала ведьма, что Жексенбе спал всю неделю, отчего сон его стал чутким, будто у младенца. Только кинулась она на юношу, как услышал он звон латунных когтей и вскочил.
— Кажется, я выспался, — воскликнул Жексенбе, схватил острый отцовский нож и одним махом срезал ведьме когти.
С тех пор Жезтырнак ещё долго не могла у людей кровь пить, пока новые когти не отросли.
(1) - жексенбі — воскресенье,
дүйсенбі — понедельник,
сейсенбі — вторник,
сәрсенбі — среда,
бейсенбі — четверг,
жұма — пятница,
сенбі — суббота. (каз.)
(2) - Корпе (каз. көрпе) — предмет домашнего обихода традиционного казахского общества. Фактически представляет собой одеяльце или одеяло
Автор: Alexey.Talayev
Источник: https://litclubbs.ru/duel/2047-sem-bliznecov.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Подписывайтесь на канал с детским творчеством - Слонёнок.
Откройте для себя удивительные истории, рисунки и поделки, созданные маленькими творцами!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: