Журнал "ЮТ" для меня был учебником по многим дисциплинам, в том числе и по электронике в школьные годы.
Осваивая транзисторы, о микросхемах я подумывал как о чем-то сложном и возвышенном и уж точно не брался собирать схемы на логических элементах просто потому, что их у меня не было в наличии.
Перечитывая старый Юный Техник за 94й год, я наткнулся на схему в разделе журнала "Заочная школа радиоэлектроники", собранную на трёх микросхемах К155ЛА3 с дополнительными деталями и имитирующую старую детскую игру "КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА"
В статье описывалась работа схемы и даже давались советы по замене некоторых деталей (лампочки на светодиоды), зарядке аккумулятора прямо от розетки (есть схема) и сборки фанерной коробки с эскизом верхней крышки
ВСЁ КЛАССНО - БЕРИ И ДЕЛАЙ !.... НО
оглядывая схему и понимая её предназначение, я был немало удивлен просчетам автора..... взгляните сами.
Если макет игры содержит кнопки управления так как указано в статье, то очевидно, что игрок , нажимающий кнопку вторым, ВИДИТ ЧТО НАЖАЛ СОПЕРНИК ! В итоге, он конечно нажмет более выигрышную комбинацию и игра не состоится.
КНОПКИ В ОДНОЙ ПЛОСКОСТИ НА ПОВЕРХНОСТИ
ЭТО ПЛОХО! Игроки не должны видеть что выбрал соперник: Камень, Ножницы или Бумагу.
То есть, макет игры должен позволять скрывать нажатую кнопку от соперника. Сделать это можно парой способов: 1) Разместить кнопки на противоположных сторонах устройства 2) Снабдить игру выносными консолями.
Исправив этот недочет, можно и со схемой разобраться.
ЗАЧЕМ НУЖНА ЛАМПОЧКА "НИЧЬЯ" ?
В игре, в случае выбора одинаковых позиций (камень/камень)(бумага/бумага) и т.д. есть индикатор показывающий это. НО .... зачем такое делать если и так понятно, что в случае когда нет победы ни у одного игрока - ЭТО НИЧЬЯ ...зачем это подсвечивать?
Убрав лишний блок с одной микросхемой, тремя диодами и транзистором с лампочкой, мы на треть сократим количество деталей и тем самым облегчим сборку и разводку печатной платы, которая , к стати в статье скромно замалчивается. А любой, кто сталкивался с макетами на микросхемах, знает, что развести дорожки обвеса трёх микросхем - это задачка не для школьников (а ведь это учебная схема).
То , что автор пишет про транзисторы и лампочки , можно почитать, но стоит подумать - а зачем так сложно ? Ведь используя светодиоды можно сократить и транзисторы и лампы и те диоды что блокируют выходы логических элементов от взаимовлияния.
КОРОЧЕ Я РЕШИЛ УПРОСТИТЬ СХЕМУ ДО ПРЕДЕЛА
Но сохранить весь её функционал и играбельность.
Базируясь на принципах функциональной достаточности и необходимости, я оставил в схеме: Батарею питания, Кнопки ввода (по три на игрока) и Индикацию вывода (лампочка победы).
Индикацию вывода я собрал из светодиодов (по три на игрока) и разместил в одном рассеивателе.
Декоративный колпак белого цвета в игре изменяет своё свечение с нейтрального (не горит) "ничья" до красного - победа красных или до зеленого - победа зеленых.
МИКРОСХЕМЫ, ЛАМПЫ, ТРАНЗИСТОРЫ и РЕЗИСТОРЫ поедающие батарею, я просто убрал , оставив только самое нужное с сохранением играбельности.
ИГРА: Если Красный игрок выбрал (нажал) кнопку "камень", а Зеленый выбрал "бумагу", то среди светодиодов загорится зеленый свет (под колпаком не видно что это один из трёх) (бумага кроет камень). Если Красный игрок выбрал (нажал) кнопку "камень", а Зеленый выбрал "ножницы" то среди светодиодов загорится красный свет означающий победу Красного игрока (камень ломает ножницы).
НИЧЬЯ: Если Красный игрок выбрал (нажал) кнопку "камень" и Зеленый игрок выбрал (нажал) кнопку "камень" - то ничего не произойдет.
(при желании можно было сделать и три желтых светодиода....)
Эта статья написана не только чтобы удивить Электронщика моей самоделкой, но и для моих Уважаемых Зрителей для которых я выложил видео с этой схемой , разъяснением и демонстрацией работы (видео будет доступно позднее)
КАК И ОБЕЩАЛ - ПОКАЗЫВАЮ СХЕМУ КАК "ДЛЯ ЧЕБУРАШЕК"
Если вам мешают буквы то вот еще разок
Стрелочки со штрихами должны быть соединены - это один провод!
Ну, что Ребятушки ? Всё понятно ?
А для тех, кому мои примитивные схемы сильно не по вкусу, всегда найдутся схемы на микросхемах, транзисторах и микроконтроллерах, делающие ОДНАКО всё то-же самое.
ЧТО И КАК СОБИРАТЬ - СВОБОДНЫЙ ВЫБОР КАЖДОГО !