123,6K подписчиков

КАК УДИВИТЬ ЭЛЕКТРОНЩИКА САМОДЕЛКОЙ ИЗ СТАРГО журнала ЮТ

2,5K прочитали
Схемы из старых журналов
Схемы из старых журналов

Журнал "ЮТ" для меня был учебником по многим дисциплинам, в том числе и по электронике в школьные годы.
Осваивая транзисторы, о микросхемах я подумывал как о чем-то сложном и возвышенном и уж точно не брался собирать схемы на логических элементах просто потому, что их у меня не было в наличии.

Схема электронной игры
Схема электронной игры

Перечитывая старый Юный Техник за 94й год, я наткнулся на схему в разделе журнала "Заочная школа радиоэлектроники", собранную на трёх микросхемах К155ЛА3 с дополнительными деталями и имитирующую старую детскую игру "КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА"

Статья ЮТ за 94й год
Статья ЮТ за 94й год

В статье описывалась работа схемы и даже давались советы по замене некоторых деталей (лампочки на светодиоды), зарядке аккумулятора прямо от розетки (есть схема) и сборки фанерной коробки с эскизом верхней крышки

эскизом верхней крышки
эскизом верхней крышки

ВСЁ КЛАССНО - БЕРИ И ДЕЛАЙ !.... НО

оглядывая схему и понимая её предназначение, я был немало удивлен просчетам автора..... взгляните сами.

Интерфейс игры
Интерфейс игры

Если макет игры содержит кнопки управления так как указано в статье, то очевидно, что игрок , нажимающий кнопку вторым, ВИДИТ ЧТО НАЖАЛ СОПЕРНИК ! В итоге, он конечно нажмет более выигрышную комбинацию и игра не состоится.

КНОПКИ В ОДНОЙ ПЛОСКОСТИ НА ПОВЕРХНОСТИ

ЭТО ПЛОХО! Игроки не должны видеть что выбрал соперник: Камень, Ножницы или Бумагу.

То есть, макет игры должен позволять скрывать нажатую кнопку от соперника. Сделать это можно парой способов: 1) Разместить кнопки на противоположных сторонах устройства 2) Снабдить игру выносными консолями.

Исправив этот недочет, можно и со схемой разобраться.

ЗАЧЕМ НУЖНА ЛАМПОЧКА "НИЧЬЯ" ?

В игре, в случае выбора одинаковых позиций (камень/камень)(бумага/бумага) и т.д. есть индикатор показывающий это. НО .... зачем такое делать если и так понятно, что в случае когда нет победы ни у одного игрока - ЭТО НИЧЬЯ ...зачем это подсвечивать?

Убрав лишний блок с одной микросхемой, тремя диодами и транзистором с лампочкой, мы на треть сократим количество деталей и тем самым облегчим сборку и разводку печатной платы, которая , к стати в статье скромно замалчивается. А любой, кто сталкивался с макетами на микросхемах, знает, что развести дорожки обвеса трёх микросхем - это задачка не для школьников (а ведь это учебная схема).

Верхнюю часть схемы можно удалить
Верхнюю часть схемы можно удалить

То , что автор пишет про транзисторы и лампочки , можно почитать, но стоит подумать - а зачем так сложно ? Ведь используя светодиоды можно сократить и транзисторы и лампы и те диоды что блокируют выходы логических элементов от взаимовлияния.

КОРОЧЕ Я РЕШИЛ УПРОСТИТЬ СХЕМУ ДО ПРЕДЕЛА

Но сохранить весь её функционал и играбельность.

Базируясь на принципах функциональной достаточности и необходимости, я оставил в схеме: Батарею питания, Кнопки ввода (по три на игрока) и Индикацию вывода (лампочка победы).

Индикацию вывода я собрал из светодиодов (по три на игрока) и разместил в одном рассеивателе.

собрал из светодиодов (по три на игрока) и разместил в одном рассеивателе
собрал из светодиодов (по три на игрока) и разместил в одном рассеивателе

Декоративный колпак белого цвета в игре изменяет своё свечение с нейтрального (не горит) "ничья" до красного - победа красных или до зеленого - победа зеленых.

МИКРОСХЕМЫ, ЛАМПЫ, ТРАНЗИСТОРЫ и РЕЗИСТОРЫ поедающие батарею, я просто убрал , оставив только самое нужное с сохранением играбельности.
ИГРА: Если Красный игрок выбрал (нажал) кнопку "камень", а Зеленый выбрал "бумагу", то среди светодиодов загорится зеленый свет (под колпаком не видно что это один из трёх) (бумага кроет камень). Если Красный игрок выбрал (нажал) кнопку "камень", а Зеленый выбрал "ножницы" то среди светодиодов загорится красный свет означающий победу Красного игрока (камень ломает ножницы).

НИЧЬЯ: Если Красный игрок выбрал (нажал) кнопку "камень" и Зеленый игрок выбрал (нажал) кнопку "камень" - то ничего не произойдет.
(при желании можно было сделать и три желтых светодиода....)

Эта статья написана не только чтобы удивить Электронщика моей самоделкой, но и для моих Уважаемых Зрителей для которых я выложил видео с этой схемой , разъяснением и демонстрацией работы (видео будет доступно позднее)

КАК И ОБЕЩАЛ - ПОКАЗЫВАЮ СХЕМУ КАК "ДЛЯ ЧЕБУРАШЕК"

Схема для Чебурашек ИГРА
Схема для Чебурашек ИГРА

Если вам мешают буквы то вот еще разок

Схема игры Камень, Ножницы, Бумага для самых непонятливых
Схема игры Камень, Ножницы, Бумага для самых непонятливых

Стрелочки со штрихами должны быть соединены - это один провод!

Ну, что Ребятушки ? Всё понятно ?

А для тех, кому мои примитивные схемы сильно не по вкусу, всегда найдутся схемы на микросхемах, транзисторах и микроконтроллерах, делающие ОДНАКО всё то-же самое.

Журнал "ЮТ" для меня был учебником по многим дисциплинам, в том числе и по электронике в школьные годы.-10

ЧТО И КАК СОБИРАТЬ - СВОБОДНЫЙ ВЫБОР КАЖДОГО !