Найти в Дзене
Casus Belli

1868. Черные флаги Вьетнама

"Райдер" арендованного в Китае военачальника включал множество позиций, например, палочки из слоновой кости для еды, кисточка из слоновой шерсти для письма, и несколько разновидностей благовоний...

Наиболее боеспособными и мотивированными войсками, имевшимися в распоряжении президента Тайваньской республики в 1895 году, были "черные знамена". История их довольно любопытна.

В 50-х годах XIX века в Китае бушевало восстание тайпинов (религиозная квазихристианская секта, последователи которой называли себя христианами и отличались ненавистью к традиционным китайским культам). Его центром стала провинция Гуанси. Уроженцем именно этой провинции был Лю Юнфу, которому в 1857 году исполнилось 20 лет. Юноша примкнул к восставшим, и вскоре выяснилось, что он наделен недюжинным организаторским и военным талантом. Одним из лидеров тайпинов был У Линъюнь (У Юаньцин). В 1861 году У Линъюнь основал на юге Гуанси Королевство Янлин, просуществовавшее, впрочем, недолго.

Лю Юнфу
Лю Юнфу

В 1863 году У Линъюнь погиб в бою с провинциальной армией Гуанси, возглавляемой Фэном Цзицаем. Восставшие стали терпеть одно поражение за другим, и Лю Юнфу со своим отрядом отступил в префектуру Гуйшунь. Там он был разбит правительственными войсками, и в 1865 году бежал в пограничный район (ныне провинция Лаокай). Его соратник и непосредственный командир У Янчжун (наследник У Линъюня) остался собирать новую партизанскую армию...

Фэн Цзицай
Фэн Цзицай

Северный Вьетнам привлекал к себе асоциальные элементы и с китайской, и с вьетнамской стороны границы. Эти земли плодородны, но криминал притягивал к себе вовсе не рис, а опиум.

Выращивание опиума и торговля им, главным образом в медицинских целях, начались в южном Китае еще в XI веке. После опиумных войн (середина XIX века) опиум из Юньнани стал очень популярным.

-3

Традиционно в Китае курили высушенный на солнце сырой опиум, который вызывал лишь легкое опьянение. Психотропный продукт из Британской Индии, продававшийся под торговой маркой “Патна", был куда более мощным – и дорогим. Однако к середине XIX века "Патну" начал вытеснять с рынка дешевый юньнаньский наркотик. Главным перевалочным пунктом вьетнамского наркотрафика стал город Лао Цай: по-юньнаньски Лао Цай означает “старый рынок”, или “старая дорога”. В этом районе доминировали тайские банкиры и китайские торговцы, а вьетнамские имперские власти нанимали чиновников из тайской элиты.

-4

В этом "общественном договоре" не было места лишь для коренного населения – хмонгов. Связанная с этим напряженность к началу 1860-х годов переросла в открытое противостояние. С октября 1860 г. вооруженные группы хмонгов начали нападать на торговцев и имперских чиновников. Центральная власть, до предела ослабленная в результате длительной войны с французами, была не в состоянии ликвидировать эту герилью, максимум, на что хватало сил – загнать отряды хмонгов в горы. Но горы для хмонгов были домом родным…

Зимой того же года в северных вьетнамских провинциях отмечено первое появление бандгрупп из сопредельного Китая –«белых флагов». О них сообщил староста тайской деревни близ Лао Цая Нгуен Ким Тхэ.

Перепуганные жители разбежались во все стороны. В нескольких соседних деревнях бандиты с белыми флагами, пришедшие из южного Китая, запалили дома. Преследуемые местными ополченцами, "Белые флаги", насчитывавшие около двухсот человек и хорошо вооруженные, отошли на север.
Дворец императора в Хюэ
Дворец императора в Хюэ

Ким Тхэ просил местных чиновников затребовать помощи у Хюэ, или даже снестись с властями империи Цин, чтобы те приструнили «своих» бандитов. Однако, получив это донесение, провинциальный казначей Нгуен Хуэй Трэк мудро решил, что самым правильным будет ничего не требовать, а прописать автору сорок ударов бамбуковой палкой.

В течение следующих восьми лет зона набегов «Белых Флагов» распространилась от Хунхо на западе до Туенкуанга на востоке. Вообще это были неспокойные территории, где «законная» династия Ле была свергнута ещё в конце XVIII века. Ряды «белофлажников» постоянно пополнялись за счет горцев-хмонгов, а горы стали основной операционной базой. Это весьма беспокоило центральную власть. Замирить север было поручено бывшему имперскому министру, а ныне чиновнику по особым поручениям Нгуену Ба Нги.

Нгуен Ба Нги
Нгуен Ба Нги

К моменту назначения Ба Нги политическая ситуация в империи коренным образом изменилась. В 1862 году в результате поражения в Первой франко-вьетнамской войне власть династии Нгуенов была существенно ограничена, - в том числе и географически. Юг Вьетнама (Кохинхина) перешел под французское управление, и поэтому водворение порядка в пограничных с Империей Цин северных районах стало играть значительно более важную роль.

Нгуен Ба Нги, сочетавший большой опыт администрирования и дипломатии, не раз участвовавший в различных военных кампаниях, казался императорскому двору идеальной фигурой для наведения порядка.

-7

Некоторые действия Ба Нги, впрочем, вызывают вопросы.

Так, в 1865 году власти провинции Туйенкуанг захватили молодого человека, который, по некоторым данным, был сыном вождя «Белых флагов» Бана Ван Ньо. Ба Нги в весьма резких выражениях приказал освободить подозреваемого, направил ко двору жалобу на то, что местные власти слишком часто преследуют невинных людей, и подал прошение об отставке. В ответ его понизили в должности сразу на три ступени, выразили высочайшее неудовольствие и приказали покончить с «белыми флагами» за три года.

К концу 1867 года это поручение было так же далеко от выполнения, как и раньше. В этот момент на сцене появляется тот, кто окажется в состоянии решить эту проблему, - уже знакомый нам Лю Юнфу.

Улицы Хюэ
Улицы Хюэ

Его "черные флаги", вообще говоря, не считали вьетнамцев за людей. Ну, или, по крайней мере, не считали их равными китайцам. Они грабили местное население, угоняли скот, уводили людей в рабство, насиловали женщин, не брезговали даже людоедством (!). За сопротивление безжалостно вырезали целые деревни. Спасаясь, местные жители вынуждены были уходить в джунгли и горы. Деревни обезлюдели.

В феврале 1868 года «Белые флаги» захватили Лук Йен и объявили этот район своим. Лю Юнфу со своими «черными флагами» первым делом решил взять контроль над этим городом в провинции Винь Фук, на что получил полное одобрение Нгуен Ба Нги.

Для того, чтобы одолеть Ван Ньо, Лю Юнфу заключил союз с Дэн Ваном, таким же командиром "незаконных вооруженных формирований" из Южного Китая, как и он сам. В марте «полевые командиры» успешно реализовали свой план.

Солдат "черного флага"
Солдат "черного флага"

Чтобы победить численно многократно превосходящих «белых», Лю использовал тактику ложного бегства. Вперед была выслана небольшая группа кавалеристов, задачей которых было привлечь внимание «белофлажников». Затем кавалерия поскакала назад, выманивая противника на засаду. Как только пехота оказалась на дистанции мушкетного выстрела, один за другим грянули три залпа (свои войска Лю выстроил в три шеренги). В последовавшем сражении погибло от четырех до пяти тысяч «белофлажников».

С пленными, которых в том бою взяли около ста человек, не церемонились: снимали скальпы, резали пальцы, наносили другие увечья. Затем изуродованных солдат отпустили к своим. Спустя несколько дней изменник принес Лю Юнфу голову своего предводителя Ван Бэн Нха, а через некоторое время «Белые флаги» прекратили существование.

Император Зык-Тонг
Император Зык-Тонг

Вскоре император Зык-Тонг объявил о том, что принимает Лю вместе с его людьми к себе на службу, а Ба Нги было поручено оказывать ему максимальное содействие.

Надо ли говорить, что старому чиновнику это не могло понравиться, ведь Лю преуспел именно в том деле, в котором сам он потерпел провал? Ба Нги в знак протеста даже подал в отставку, но получил лишь нагоняй. Он еще не понимал, что с этого момента именно «государственные бандиты» становятся в Тонкине основой императорской власти, а вовсе не чиновничья «вертикаль».

В этот момент баланс сил вновь изменился в связи с появлением на сцене нового игрока: из южного Китая вслед за «черными флагами» во Вьетнам пришли отряды «желтых флагов». Это была армия, возглавляемая уже знакомым нам У Ячжуном. Вынужденный бежать из «королевства Янлин», Ячжун, однако не последовал примеру своего товарища, и не стал проситься на службу к вьетнамскому императору. Он поступил ровно наоборот: увел свои войска в горы и занял освобожденную «белыми знаменами» экологическую нишу.

Те самые "черные знамена"
Те самые "черные знамена"

В противоположность Лю Юнфу, У Ячжун не собирался сотрудничать с вьетнамскими императорскими властями: он объявил им войну. В марте 1868 года его люди разграбили склады зерна в Хаобине, без труда одолев немногочисленную охрану. Затем У Ячжун взял в заложники Нгуен Вана, казначея провинции Хаобинь, рассчитывая таким образом обеспечить себе безопасность.

Поскольку У Ячжун позиционировал себя как «король», у него был и «министр обороны» - полевой командир по имени Пань Лунси. Он неплохо знал местность и повел часть солдат в старую крепость Хайзыонг (Hà Dương), ранее занятую бойцами «Белого Флага». Лунси установил деловые контакты с хмонгами, и те охотно поддержали его людьми и припасами. В октябре 1868 года армия Пань Лунси провела рейды по всей провинции Туйен Куанг. Восстание горцев, подавленное было «Черными флагами», разгорелось с новой силой…

На разбой "желтых флагов" в отношении крестьян государству было, в общем, наплевать, но вот похищение казначея провинции невозможно было проигнорировать.

Меж тем, У Ячжун действовал все активнее, проводя рейды за пределы Хаобиня. В мае 1869 года он оставил Нгуен Вана в горах и отправился на юг. Затем Ячжун нанес сокрушительное поражение императорским армиям в Хаобине. Тут уже вьетнамские власти забеспокоились, что своими силами с "бандой" справиться не смогут, и запросили помощи у китайских коллег.

-12

Поначалу губернатор пограничной китайской провинции Гуанси Су Фэнвэнь был весьма доволен тем, что отделался от "желтых флагов" – мол, пусть теперь об этом у соседа голова болит. Однако генерал-губернатор Гуанси и Гуандуна, маньчжур по имени Дуаньлинь, заявил, что радоваться рано, и что Ячжун непременно вернется в Китай. Мол, надо не злорадствовать, а помочь вьетнамским властям заманить атамана в ловушку.

Вскоре Цинский Великий совет принял решение отправить во Вьетнам для проведения "спецоперации" уже знакомого нам генерала Фэна Цзицая.

Фэн был родом из купеческой семьи в Циньчжоу. В молодости работал плотником и пастухом, а в начале 1850-х годов присоединился к одному из многочисленных тогда в Китае "бандформирований". Попав в плен к цинским властям, он был поставлен перед выбором: тюрьма или служба в армии. Цзицай выбрал армию. Его таланты были по достоинству оценены, когда он участвовал в подавлении восстания тайпинов. Четыре года спустя он командовал цинскими войсками при штурме Нанкина, а затем громил хмонгов в провинции Гуанси. Он даже участвовал в "антикоррупционном расследовании" в отношении высокопоставленного цинского чиновника Сюя Яньсю, впрочем, не приведшем к каким-то результатам. В общем, это был небездарный военный и довольно лояльный чиновник – хороший выбор для поставленной задачи.

"Райдер" Фэна включал множество позиций, помимо выплаты жалованья. Так, в марте 1869 года вьетнамское министерство финансов отправило ему десять пар палочек для еды из слоновой кости, кисточку для письма из слоновой шерсти и несколько разновидностей благовоний. Впрочем, бОльшую часть денег Цзицай тратил на создание ополчения в лояльных деревнях – это был ключевой пункт его плана. Жителям предложили альтернативу: записаться в ополчение и получать стабильное ежемесячное жалованье, либо вернуться на поля, имея крайне скромную компенсацию.

-13

Прибытие дорогостоящей китайской "звезды" совпало с катастрофическим падением во Вьетнаме сбора налогов. В июле 1869 года "желтые флаги" атаковали сразу четыре налоговых поста в провинции Хонг-Хо, реквизировав при этом значительные суммы. В августе они разграбили два налоговых поста в Туйен-Куанге и множество почтовых отделений по всему северу…

Вскоре отряды правительственных солдат при поддержке ополченцев выбили У Ячжуна из провинций Каобанг и Ланшон. Пограничные провинции на глазах превращались в ловушку для "желтых флагов", и У Ячжун пошел на неожиданный маневр: объединился с уцелевшими остатками "белофлажников" под командованием Нгы Тхун Чу. С одной стороны, это дало его войскам пространство для маневра, с другой – несколько сот опытных бойцов существенно укрепили его силы. Впрочем, ненадолго

В конце 1869 года У Ячжун потерпел поражение, был ранен в бою и едва избежал пленения в провинции Бакнинь. Ему удалось скрыться в Тхайнгуене, где он и умер от ран. Вьетнамские и цинские солдаты устроили настоящую акцию устрашения – публичное обезглавливание почти двух тысяч сторонников "желтых флагов". Это побудило уцелевших союзников Ячжуна сложить оружие.

Победа "гибридной тактики" Фэна Цзицая означала окончательное поражение Нгуен Ба Нги, выступавшего официальным представителем "черных флагов". Его надежды на укрепление имперской власти в северных провинциях рухнули, его роль в принятии политических решений неуклонно уменьшалась. Ба Нги лишь на полгода пережил Ячжуна.

И именно кончина Нгуен Ба Нги стала началом "эпохи бандитов"...

Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen. Там мы будем проводить опросы и выкладывать дополнительные материалы.
Подписывайтесь!

#вьетнам

#19 век

#эпоха бандитов

#военная история

#война

#история

#китай

#1868

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6