Найти в Дзене
NIM

«Огненный змей». Часть 3. Страшная обыденность России

Читать предыдущие части статьи: На Руси «огненный змей» был распространенным, даже отчасти обыденным явлением. Большой интерес вызывает «Повесть о бесноватой жене Соломонии» из рассказов о чудесах устюжских чудотворцев Прокопия и Ионна. В качестве примера, приведу один из эпизодов из этой повести: «Соломония, встав с ложа своего, открыла дверь дома, думая, что это муж ее пришел к ней. И в тот час пахнул ей в лицо сильный вихрь, и явилось пламя огненно-синее... Увидела Соломония демона, пришедшего к ней в образе зверя - мохнатого, с когтями, и зверь тот лег к ней на постель. Она, испугавшись его, пришла в исступление. Зверь тот осквернил ее блудом, а она очнулась на следующий день в третий час дня и не рассказала никому о случившимся с нею дьявольском кознодействе». Данный случай упоминается в начале известной и любимой всеми православными христианами «Повести о Петре и Февронии»: «Искони ненавидящий добро в роде человеческом, диавол вселился в неприязненного змия, летающего к жене княз

Читать предыдущие части статьи:

  1. «Огненный змей».Часть 1. Что это такое и почему их так боялись девушки на Руси?
  2. «Огненный змей». Часть 2. Как католичество боролось с этим демоном
«Похищение». Художник Виктор Корольков, 1998г.
«Похищение». Художник Виктор Корольков, 1998г.

На Руси «огненный змей» был распространенным, даже отчасти обыденным явлением. Большой интерес вызывает «Повесть о бесноватой жене Соломонии» из рассказов о чудесах устюжских чудотворцев Прокопия и Ионна. В качестве примера, приведу один из эпизодов из этой повести: «Соломония, встав с ложа своего, открыла дверь дома, думая, что это муж ее пришел к ней. И в тот час пахнул ей в лицо сильный вихрь, и явилось пламя огненно-синее... Увидела Соломония демона, пришедшего к ней в образе зверя - мохнатого, с когтями, и зверь тот лег к ней на постель. Она, испугавшись его, пришла в исступление. Зверь тот осквернил ее блудом, а она очнулась на следующий день в третий час дня и не рассказала никому о случившимся с нею дьявольском кознодействе».

Данный случай упоминается в начале известной и любимой всеми православными христианами «Повести о Петре и Февронии»: «Искони ненавидящий добро в роде человеческом, диавол вселился в неприязненного змия, летающего к жене князя того [по имени Павел] на блуд». Для тех, кому не совсем понятно, о чем здесь речь, поясняю, что эти строчки из жития святых благоверных князей Петра и Февронии, и в них описываются события, происходившие в древнем Муроме в 12 веке.

К сожалению, приходиться констатировать тот факт, что визиты «огненного змея» к земным женщинам, были довольно-таки распространенным явлением на Руси среди простого народа. Русский писатель С.В. Максимов, провел в прошлом веке крайне интересное и важное исследование данного феномена. Во время поездок по России, в беседах со священниками, сельскими учительницами и простыми людьми, ему удалось собрать богатую информацию и выяснить, что похождения «любовников из потустороннего мира» к одиноким тоскующим женщинам, явление не только распространенное, но даже обыденное. Обыденности этим случаям в жизни деревенского люда придает удивительное однообразие этого явления даже в мелочах, хотя писатель С.В. Максимов собирал информацию из разных уголков нашей огромной страны. Здесь стоит отметить, что и у европейских исследователей данного феномена аналогичная ситуация.

Как мы уже знаем, «огненный змей» ходит к тем женщинам, которые сильно и долго тоскуют по своим мужьям, живым или умершим. Почему этого беса прозвали «огненным змеем», я думаю многие понимают сами: потому что пред тем, как явиться к дому своей жертвы, люди наблюдают искры и огненные сполохи, словно пожар начался.

С.В. Максимов в своих заметках записал один подробный рассказ женщины, которая явно не страдала угрызениями совести от происходящего и считала ночные визиты своего умершего мужа абсолютно нормальным явлением: «Умер мой старик, а я давай тосковать: места себе без него не нахожу. Так вот и хожу как оголтелая. Вот ночью сижу у окна и тоскую. Вдруг как осветит: ну думаю, пожар - вышла на двор. Гляжу, а старик мой покойник стоит предо мной: шляпа черная, высокая, сапоги новые ... С той поры и начал ходить». А какую опасность такие визиты в себе таят, ей, видимо, было безразлично…

Демон-соблазнитель. Худ. Зичи М.А. 1887г. «Особенно легко “змей огненный’ может повадиться приходить ночами к тем женщинам, которые долго и сильно тоскуют по своим мужьям, отсутствующим на заработках либо же умершим». (Максимов С.В.)
Демон-соблазнитель. Худ. Зичи М.А. 1887г. «Особенно легко “змей огненный’ может повадиться приходить ночами к тем женщинам, которые долго и сильно тоскуют по своим мужьям, отсутствующим на заработках либо же умершим». (Максимов С.В.)

Хочется отметить, что подобная преступная легкомысленность – отнюдь не является «достоянием» только лишь нашего народа. Известный роман Жоржи Амаду «Донна Флор и два ее мужа» описывает аналогичные события, которые произошли в католической Бразилии в 1969 году.

В 19 веке была проведена большая работа по изучению быта крестьян-землепашцев Владимирской губернии. В результате этого было установлено, что практически во всех уездах губернии жителям деревень хорошо известно о таком явлении, как «дьявол-летун» или «огненный змей», которые летают к одиноким женщинам-вдовам (реже мужчинам). Как отмечалось, появляется эта нечисть всегда в виде «огненного змия-оборотня» рассыпаясь искрами над трубой. Далее, как правило, ныряет в трубу и попадает в избу, после чего принимает желанный вид для жертвы, может предстать в облике хоть молодого парня, хоть умершего мужа хозяйки.

«Чуть вечернею росою осыпается трава,

Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.

И не сводит у окошка с неба темного очей,

И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинных змей.

И шумит, все ближе, ближе, и над вдовьиным двором,

Над соломенною крышею рассыпается огнем.

И окно тотчас затворит чернобровая вдова;

Только слышатся в светлице поцелуи да слова...»

(«Змей».А.А. Фет, 1847 г.)

Удивительно все-таки то, что наш народ об этой нечисти, ее кознях и пагубности был хорошо осведомлен, но относился к этому, как к чему-то естественному и даже привычному. В материалах «Фирсов Б.М., Киселева И.Г. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя Тенишева. (На примере Владимирской губернии). СПб., 1993» и «Чулков М.Д. Абевега русских суеверий. М.: Тип. М. Гиппиуса. 1786» указаны еще несколько интересных фактов, известных простому люду. Итак, знают, что постороннему человеку «огненный змий» не виден в «человеческом» образе, но голос его слышит каждый, можно задать ему вопросы и он на них отвечает. Сторонним людям визиты такого «любовника» заметны по нескольким признакам: во-первых, по неожиданному достатку и даже изобилию в доме «возлюбленной» (бес с пустыми руками не приходит); во-вторых, по внешним изменениям «избранницы»: она сохнет и имеет болезненный вид («полунощник напущен», так говорили в народе), некоторые измучены до того, что умирают или кончают жизнь самоубийством (раньше считалось, что это чуть ли не единственная причина для женских самоубийств).

Интересный факт, согласно данным, которые получили авторы исследований, указанных выше, можно увидеть четкое разделение у наших предков между понятиями «бес» и «черт». И эти знания полностью соответствуют той информации, которая храниться в древнейшей из книг – Книги Еноха. Отличие только в одном: что у нас зовется «бесом», в Книги Еноха именуется «демоном». В нашем народе считалось, что черти были ангелами, но после мятежа против Бога, были низвергнуты с небес и почернели. Их огромное множество, живут они в преисподней, а на землю приходят, как правило, ночью. Бесы же – нечисть, которая произошла от блудной и порочной связи чертей с земными женщинами. Сюда относятся всем известные домовые, лешие, русалки и прочая подобная нечисть.

Раньше в народе хорошо было известно, что от связи черта с ведьмой может родиться ведьма. Но также ведьмой мог стать и просто ребенок, проклятый во чреве матери.

Что же касается «огненных змеев», то результатом связей женщины с этим бесом может быть рождение ребенка. Но, как говорят, или сразу мертворожденного, или болезненного и слабого, который не долго живет. Согласно все тем же исследованиям и опросам жителей уездов Владимирской губернии, бабки-повитухи, которые принимали роды у таких женщин, дети рождались «черненькие и легонькие». Многие «как родятся, так сразу под пол уйдут».

Демон и девушка. Худ. Врубель М.А.
Демон и девушка. Худ. Врубель М.А.

Опыт нашего народа говорит нам, что в подобных ситуациях самый надежный и проверенный способ защиты от визитов «непрошенного гостя» – это окропить святой водой дом и чердак.

С богословской точки зрения в Русской Православной Церкви эта проблема обстоятельно была рассмотрена и изучена в 17 веке архимандритом Киево Печерской Лавры Иннокентием (Гизелем) в книге «Мир с Богом человеку или Покаяние святое, примиряющее Бога с человеком». В этой книги впервые в истории нашей Церкви был классифицирован этот грех и даны рекомендации по борьбе и защите от блудных связей человека с бесами. «После же скотоложества - есть грех плотский наигорший с животными бессловесными или с коим-либо иного естества от человеческого... Здесь же прилучиться может смешение телесное с диаволом, сиесть с летавцем, который блуд есть наитягчайший, и правоверным противный сице ради осквернения чина христианского, яко же и ради общения со злым духом».

Ночной визит. Худ. Альфред Эберлинг. 1903 г.
Ночной визит. Худ. Альфред Эберлинг. 1903 г.

Но ведь все это было в «отсталой, необразованной, суеверной» царской России - скажете вы. А что сейчас? К сожалению, никаких изменений в лучшую сторону нет. Если вы загляните в интернет на эзотерические форумы, то сможете найти массу откровенных рассказов на эту тему от современников. И больше нет нужды в инквизиторских допросах: «о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис.3.9).

Изучая данные, собранные исследователями паранормальных явлений и уфологами как профессиональными, так и любителями, можно предположить, что пик подобных связей пришелся на 50-60-е годы 20 века. Но это будет заблуждением. Сегодня, каждый опытный священник знает о существовании подобной проблемы и ее масштабах в народе. При этом не многие из людей решаются исповедаться в подобном грехе. И это логично, ведь данная проблема подразумевает тесное общение между человеком и падшим ангелом, а значит сильную поврежденную духовную зависимость и страстность. Все это не позволяет жертве такой «любви» проявить силу воли и освободиться от рабства через таинство Исповеди. В подтверждение этому, как ранее отмечалось в статье, сегодня в интернете на различных эзотерических форумах данная тема очень популярна, и она не только не вызывает ужаса или хотя бы опасения среди людей, но напротив, очень привлекательна и популярна. Это свидетельствует не просто о падении морально-нравственных устоев, но и о глубоком духовном повреждении народа, которое, как и любая страсть, неизбежно приводит к страданиям, болезням, неустройству и в конечном счете, гибели человека и его души.

Хочется привести один очень интересный пример из жизни автора книги «До и после. Апология Книги Еноха» епископа Митрофана (Баданина). По словам Митрофана (Баданина) в своей дохристианской жизни он знал человека, который был его приятелем и офицером, и который неоднократно хвастался, что с подросткового возраста имел сексуальные контакты на регулярной основе с женщиной, которая приходила к нему по ночам. Помимо сексуальных утех, она начала его учить различным приемам обольщения и соблазнения женщин. Тот приятель гордился своими навыками и имел большой опыт в этом деле. Интересно, что позже Митрофану (Баданину) удалось побеседовать с одной из несчастных, кому довелось испытать на себе навыки и опыт этого избранника бесов. Женщина описала эти далеко не самые приятные воспоминания словами: «Это будто был не человек, а конь, жеребец». Как тут не вспомнить слова: «срамные члены которых были как срамные члены коней» (Енох 17.22), «которых плоть - плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов» (Ис.23.20)

Ночной змей. Худ. В. Корольков. 1996 г
Ночной змей. Худ. В. Корольков. 1996 г

Иустин Философ свидетельствовал, что в дохристианские времена «злые демоны, открыто являясь, оскверняли женщин и отроков». К сожалению, сегодня эти времена стремительно возвращаются. И способствует этому полное обмирщение, отпадение от Церкви и Бога. На Западе радикальный либерализм и извращенная толерантность, которые уже не просто выглядят как идиотизм, но активно приобретают формы откровенного сатанизма, возведены на уровень «культа», которому все без исключения обязаны служить или как минимум не сопротивляться. И в рамках этой новой реальность и жизненной парадигмы, блудные связи людей с бесами не только не страшат людей, но наоборот, являются чем-то привлекательным, а где-то вновь уже стали повседневной обыденностью.

Читать другие части статьи:

  1. «Огненный змей».Часть 1. Что это такое и почему их так боялись девушки на Руси?
  2. «Огненный змей». Часть 4. В заключение: как чиновники царской России с демонами боролись
Понравилась статья? Тогда поддержи канал лайком! Тебе легко, а нам приятно:)

Статья написана на основе материалов из книги Митрополит Митрофан (Баданин). До и после. Апология Книги Еноха. Изд. 2-е дополн. Мурманск: Издательство Мурманской епархии, 2019.