Найти в Дзене
Мои 90-е

Подростковый труд в СССР: как и где работали советские школьники

В 90-е меня здорово выручила привычка к труду. Чтобы добыть пропитание, брался за любую работу, которую мог выполнить. Подметал подъезды, мыл посуду и полы, работал грузчиком, торговым агентом, барменом, экспедитором, помощником ветеринара, журналистом (о том, как это было, можно прочитать в моем романе о 90-х «Не здесь и не сейчас»). Также очень пригодился навык добросовестно делать все, за что берешься. Эти весьма полезные привычки сформировались в СССР восьмидесятых.

Сбор лекарственных трав

Приобщение к труду началось в СССР со вполне капиталистического желания заработать на луноход с пультом управления за 12, кажется, рублей.

Вот он, этот красавец.
Вот он, этот красавец.

Мне было 10 лет, и бабушка подсказала, как можно заработать. Оказалось, что в нашей аптеке принимают лекарственные травы. В частности, подорожник и мать-и-мачеху. Бабушка показала мне «грибные места», и около месяца я увлеченно ползал по этим лужайкам с застиранным целлофановым пакетом и ножницами. Собранную траву мы сушили у бабушки на чердаке. То, как сильно усыхал казавшийся богатым урожай, порой приводило меня в отчаяние, но я не сдавался.

Когда мы с бабушкой несли 2 мешка сухой травы в аптеку, мне казалось, что луноход у меня в кармане. Однако оказалось, что весь урожай потянул примерно на 3,5 рубля.

Впрочем, дальше история развивалась как в анекдоте про американскую историю успеха, в которой миллионер рассказывает, что купил яблоко за цент, вымыл его, продал за 2 цента, потом купил 2 яблока, вымыл, продал за 4 цента, а потом вдруг умер дядя и оставил ему миллион долларов. Проще говоря, бабушка оценила мое рвение, отвела меня в «Детский мир» и купила вожделенный луноход, добавив недостающие 8,5 рублей.

Огород и домашние обязанности

В магазин за хлебом и молоком я ходил лет с восьми. А лет в 11 у меня появилась обязанность выбивать ковры (на установленном во дворе турнике, черенком от лопаты — в невесомых и ломких пластиковых выбивалках я быстро разочаровался) и стирать половики (на табуретке в ванне, щеткой и хозяйственным мылом). Этими развлечениями родители нагружали меня в летние каникулы.

Когда мне исполнилось 12 лет, бабушка впервые взяла меня окучивать картошку. С тех пор меня стали привлекать ко всем этапам — весной перекапывать участок, потом выкапывать лунки и сажать, летом окучивать, а осенью выкапывать. Не могу сказать, что я был в восторге от таких работ. Единственное, что с ними примиряло — это то, что осенью мне позволяли развести на краю поля костер, чтоб испечь несколько картофелин из свежего урожая.

Еще летом была поливка огорода, который, в отличие от картофельного поля, находился рядом с бабушкиным домом. Надо было натаскать воду в бочку и прочие емкости, дать воде прогреться, а потом поливать грядки из здоровой садовой лейки. Это была приятная работа. Летом вообще с водой возиться приятно.

Сентябрь в школе — 4 часа работаем, 4 учимся

В нашем райцентре школьников, начиная с 4-го класса, весь сентябрь возили «на картошку». Если мы учились во вторую смену, мы приходили к школе к 8.30, и нас на «ПАЗиках» (а тех, кому повезет — на грузовиках с наращенными бортами, эх, романтика) развозили по окрестным колхозам-совхозам. Там мы собирали выкопанный картофелекопалкой (не путать с картофелеуборочным комбайном) урожай из боровков в мешки.

Картофелекопалка
Картофелекопалка

Работали 3-4 часа, возвращались в райцентр (дорога редко занимала больше 20 минут, в далекие колхозы школьников не возили), забегали домой переодеться и шли учиться.

Если учились в первую смену, в колхоз ездили в 14.00. Физкультуру и труд в сентябре из расписания убирали, на дом либо ничего не задавали, либо задавали очень мало. В субботу (мы учились 6 дней в неделю) либо только работали, либо только учились.

Заканчивалась вся эта эпопея на день учителя, то есть 5 октября. До сих пор помню, что в 1986 году первый снег у нас выпал в субботу, 4 октября — он застал нас в поле. Мы (восьмиклассники) залезли в какую-то копну и там обсуждали, что будем дарить нашей классной, по сколько скидываться и прилично ли нести подарок ей домой в воскресенье или лучше подарить его в школе в понедельник.

Дурачимся около школы в ожидании автобуса (фото автора). Судя по освещению, утром мы учились, а в колхоз едем во второй половине дня. С собой — вёдра, в них термосы с горячим чаем и еда на перекус. Чаще всего это были яйца вкрутую и хлеб. Колбасы и сыра в нашем райцентре  не было.
Дурачимся около школы в ожидании автобуса (фото автора). Судя по освещению, утром мы учились, а в колхоз едем во второй половине дня. С собой — вёдра, в них термосы с горячим чаем и еда на перекус. Чаще всего это были яйца вкрутую и хлеб. Колбасы и сыра в нашем райцентре не было.

За работу платили деньги. Я, мягко говоря, не был передовиком (сельхозработы — совсем не моё), но даже я за месяц получал 7-8 рублей. Бонусом шла возможность время от времени привозить домой несколько кило отборной картошки.

Кстати, моя одноклассница (из неполной семьи с тяжелым материальным положением) договаривалась, чтобы ее вместо картошки брали «на лён» (надо было ставить срезанный комбайном лён в небольшие копнушки, чтобы его просушить).

Вот такой результат требовался от тех, кто ездил на лён.
Вот такой результат требовался от тех, кто ездил на лён.

Это, в отличие от картошки, была денежная работа. Некоторые взрослые в нашем городе специально брали в сентябре отпуск, чтобы «пошабашить» на льне. Упомянутая одноклассница при детском 4-х часовом рабочем дне зарабатывала за сентябрь не меньше 50 рублей. А набившие руку взрослые, проводившие на поле часов по 12, могли за месяц получить рублей 200-300.

Работа в сборочном цехе

В 6-8 классах мы раз в неделю работали в сборочном цехе завода электроаппаратуры. Работали 4 часа, платили нам сдельно. Попадалась очень комфортная работа, но была и чистая каторга за сущие гроши. Начну с приятного.

Завод среди прочего делал керамические предохранители.

Старый советский предохранитель, "вставка плавкая".
Старый советский предохранитель, "вставка плавкая".

У них надо было прокрасить «пимпочку на донышке» (к этой «пимпочке» внутри предохранителя была приделана проволочка, которая тянулась до «крышечки»; при перепадах напряжения проволочка перегорала, и цепь размыкалась).

Берешь предохранитель, и, с помощью специального подпружиненного приспособления типа трафарета для прокраски пимпопчки, макаешь его в пропитанный краской поролон. Отдых, а не работа.

А каторга — это раскладывать прокладку и припой в крышечку от предохранителя. Получаешь металлический лоток, в нем примерно 800 крохотных крышечек. Твоя задача — сначала разложить по крышечкам жутко неприятные на ощупь и постоянно слипающиеся друг с другом прокладки, а поверх прокладки положить свернутую в квадратик проволочку припоя. Тех, кто делал за 4 часа меньше 6-7 лотков, прорабатывали во время классного часа. Нам чаще доставалась не халява, а каторга — рабочие в сборочном очень не любили грошовую и дико некомфортную работу с крышечками.

ЛТО — лагерь труда и отдыха

После 7-го и 8-го класса мы ездили в ЛТО — лагерь труда и отдыха, который мы, незатейливо шутя, именовали ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков). Нас вывозили в деревню, размещали на постой в местной бревенчатой школе и кормили. Каждое утро мы работали в полях, а вечером, как и следует из названия лагеря, отдыхали — играли в футбол, волейбол и карты.

В первый год была каторга — мы занимались прополкой овощей. Боюсь, что лично я тогда принес овощам вреда куда больше, чем пользы.

Собираемся на прополку (фото автора)
Собираемся на прополку (фото автора)

Во второй год нам повезло больше — мы трудились на мелиорированных полях. Для тех, кто не застал поздний СССР, поясню. В Нечерноземье тогда огромное внимание уделяли мелиорации, то есть осушению болот. Предполагалось, что на осушенных землях будет город-сад. В Политехе, куда я поступил в 1989-м, было аж 2 специальности, связанных с мелиорацией — собственно гидромелиорация (для тех, кому с трудом натянули тройки на вступительных) и ММР — механизация мелиоративных работ (там изучали тракторы и выдавали дипломы инженеров-механиков).

Так вот, мы, школьники, выходили на осушенные болота и собирали там всё, что раньше лежало на дне этих болот — стволы деревьев, валежник, крупные камни. Древесину мы сжигали на месте (за эти огромные костры я почти полюбил ЛТО), камни складывали в кучу, а потом грузили в трактора, которые их вывозили.

УПК — учебно-производственный комбинат

В старших классах каждый четверг был посвящен занятиям на УПК. В начале 9 класса мы должны были выбрать профессию, и потом 2 года раз в неделю старательно ею овладевали. Юношам предлагали: механик в АТП (автотранспортное предприятие), токарь, слесарь-инструментальщик, фрезеровщик (по окончании присваивали 2-й, очень низкий разряд), намотчик трансформаторных катушек. Насчет девушек помню хуже, вроде там можно было поработать швеей на фабрике или поваром в столовой. Я учился на слесаря-инструментальщика, вся учеба проходила на том же заводе электроаппаратуры, где работали родители, и где годом раньше мы трудились в сборочном цехе. Для получения разряда мы должны были изготовить простейший вырубной штамп (матрица, пуансон, направляющие и все такое прочее). Конечно, по факту «экзаменационный» штамп делали наставники, но пользоваться несколькими станками и держать напильник нас там научили.

Работа мечты

В летние каникулы после окончания 8-го класса (1987 год) я работал у бабушки на телеграфе. Она устроила меня доставщиком телеграмм. Это была лучшая работа для подростка, мне кажется. Целыми днями ходить по городу, забредать в разные таинственные места и жутковатые дома, учиться общаться с незнакомыми и не всегда приветливыми людьми (постоянно приходилось узнавать дорогу или справляться у соседей об адресатах), да еще получать за все эти удовольствия очень приличные деньги.

Доставщики работали в 2 смены — с 8-ми до15-ти и с 15-ти до 22-х. Поступившие после 22-х обычные телеграммы доставляли с утра. А для ночных телеграмм со статусом «срочная» телеграфистки вызывали на почту специального «ночного» доставщика, которым работал начальник нашего отдела.

Нам полагался бесплатный проезд в транспорте, но городок у нас был маленький (всего 2 автобусных маршрута, минут по 15 из конца в конец), и я этой привилегией никогда не пользовался — ходил пешком (впрочем, скорее не ходил даже, а бегал). Выучил названия всех улиц в городе. Среди них попадались такие раритеты, как «улица Обновлённый труд», «улица Рабочий поселок», «улица Станция Кашин» или «улица Штаб» (к слову, этимология последнего названия для меня до сих пор загадка).

Фото автора (2017 год)
Фото автора (2017 год)

В месяц доставщику платили 140 рублей (начинающий врач в СССР получал 90-110 рублей). Я неплохо себя зарекомендовал, и начальник отдела оставил меня еще на месяц.

Первый курс и месяц на картошке

В 1989 году я поступил в политех, и весь наш курс, не приступая к учебе, уехал в колхоз. Нашу группу отвезли в деревню Лощемля Максатихинского района Калининской области. Там нам выделили половину большого дома и какие-то весьма скромные деньги на питание. Месяц мы жили практически без старших. Питались, если использовать лексику Карлсона, очень приблизительно. Основным блюдом была прихваченная с поля картошка. Чаще всего ее просто варили, когда было не лень — пекли в костре.

Собираемся печь картошку (фото из личного архива автора)
Собираемся печь картошку (фото из личного архива автора)

Деликатесом считался черный хлеб с маргарином, посыпанным сахарным песком. Раз в неделю нас возили в баню на так называемую центральную усадьбу (это главное село, где располагалось правление колхоза, магазины, включая промтоварные, большой дом культуры и прочие прелести цивилизации). Только там удавалось заправиться чем-то более или менее похожим на еду — в центральной усадьбе была столовая. Зато клуб с кинопроектором был даже в нашей деревне. Помню, мы там посмотрели перестроечный фильм о проблемных подростках «Ночной экипаж».

Работали на картошке. Стояли на картофелеуборочном комбайне и убирали с ленты транспортера, по которой выкопанный картофель шел в бункер, камни, ботву, гнилую картошку и прочий мусор. Иногда грузили мешки с картошкой. Платили мало, бытовые условия были неважными, поэтому к работе мы относились плохо.

Стройка и «кооперативная» зарплата

Два лета, в 1990-м и 1991-м я работал в строительном кооперативе, который организовал мамин одноклассник. Меня приняли на должность подсобника каменщика.

Это тоже была отличная и хорошо оплачиваемая работа. Больше всего мне нравилось выгружать облицовочный кирпич (краны, которые могли бы снять с грузовика поддоны с кирпичами, тогда были дефицитом, поэтому белый силикатный тупо сбрасывали на землю, а вот нежный облицовочный кидали из кузова поштучно, а внизу стоял принимающий, который его ловил и аккуратно штабелировал). Еще любил месить бетон для фундамента или раствор для кладки (бетономешалок у нас тоже не было, поэтому месили вручную, лопатами в большом тяжелом корыте). Меньше всего мне понравилось вручную (зазубренный кусок трубы и небольшая кувалда) пробивать в капитальных стенах дореволюционной постройки отверстия под трубы.

Платили в кооперативе более чем прилично. Именно в 90-м «кооперативные» зарплаты резко обогнали государственные. Отец (токарь 6-го разряда) тогда еще получал свою «советскую» зарплату, то есть около 300 рублей в месяц. А мне в 90-м за месяц пусть тяжелой и ненормированной, но, как не крути, низкоквалифицированной работы заплатили 500 рублей. Через год, летом 91-го месячный заработок подсобника в строительном кооперативе составлял уже несколько тысяч рублей — бригада из нашего кооператива строила коттеджи в Подмосковье (Икша) и была там нарасхват.

О том, кем довелось работать и сколько удавалось зарабатывать в 90-е, можно прочесть в моем романе «Не здесь и не сейчас».