Валерий удивительный и замечательный человек!
Вот уже более 30 лет он неустанно практикует боевые искусства, делая это вдумчиво и со всей душой! При это он кинорежиссер, который смог снять удивительные и необычные фильмы в весьма непростых условиях.
Снимать вестерны с боевыми искусствами и в Сибири! Это круто!
И ведь у него хорошо получается.
Сейчас он живёт в Москве, продолжая практиковать и преподавать ушу, а также готовит новые кинопроекты.
Валерий, я немало слышал о вас от других людей.
Все о вас отзываются с уважением и теплом.
Потому хоть лично не знаком, но всегда хотел познакомиться.
Вы весьма активный человек, который много делает для популяризации боевых искусств.
Однозначно я не мог не взять интервью у вас.
И для начала задам вам уже традиционный вопрос.
Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в мире боевых искусств, как, когда и почему вы начали идти этой дорогой?
Как любой подросток в 70-80-х годах прошлого века я был увлечён восточными единоборствами. Информации о них было очень мало. Пару статей в журналах. Пару движений из фильмов. Ореол закрытости и таинственности привлекал необычайно.
Но в нашем городе кроме секции самбо и бокса ничего не было.
В 14 лет пошёл заниматься самбо, потому что это почти что дзюдо, а дзюдо - это почти что джиу-джитсу, ну а джиу-джитсу - это почти каратэ :)
Вот примерно такой был ход моих мыслей в то время. И поэтому получился такой длинный заход, чтобы начать заниматься каратэ.
Позже в нашем городке появилась закрытая секция каратэ. И мы с приятелем были единственные подростки, которые попали туда. В то время это был совсем не детский вид спорта.
Занимались в основном мужчины и молодые люди. Но тренер нам сделал исключением. Так как мы были уже достаточно хорошо подготовлены. Помимо самбо мы уже как пару лет занимались по книге Эд Паркера «Кемпо-каратэ» и, конечно же, имели необходимую базу для этого вида единоборств. Позанимавшись каратэ несколько лет я, конечно же, уже слышал про таинственное кунг фу :)
В то время наша страна была не в дружеских отношениях с Китаем и поэтому по кунг фу информации не было никакой. Были несколько англоязычных переводных книг про китайские стили. С мутными картинками. Перепечатки ксерокопий. Наш городок находился примерно в 100 км от китайской границы.
И у моего приятеля была сделана специальная телевизионная антенна, которая позволяла ловить китайские каналы ТВ. Время от времени мы попадали на сериалы о боевых искусствах, большое впечатление произвёл тогда фильм «Речные заводи» о древних героях ушу.
Однажды мы попали на трансляцию какого-то чемпионата по ушу. Разнообразие стилей и оружия поразили навсегда мое воображение. Я увидел не только бойцов, но и очень пожилых людей, девушек и маленьких детей, которые виртуозно владели ушу. Разница с каратэ была очевидна.
С тех пор я на всегда "заболел" ушу.
А в ушу как и когда вы пришли, с чего начинали?
В конце 80-х судьба преподнесла мне подарок, я познакомился во Владивостоке с шифу Александром Городецким - руководителем «Дальневосточной Академии кунг фу». В то время его клуб назывался «Белый лотос» . Мы уже какое-то время практиковали ушу и поэтому быстро нашли общий язык, а потом и подружились.
В то время школа Городецкого в основном занималась тайцзи цюань и Удан пай, хотя и другие стили там были тоже проявлены.
Каждое лето мы ездили примерно на месяц в уникальную школу Городецкого, которая находилась в приморской тайге.
Условия жизни были спартанские, тренировались по 3 раза в день. Природа дикая, ледяные горные речки. Горы, покрытые бурной растительностью. Простая, но очень полезная еда.
И самое главное - тренировки под наставлением настоящего Шифу дали необычайное вдохновение и настрой на занятия.
Скажу, что Шифу Городецкий умел вдохновить. Пребывание в таёжной школе не ограничивалось только практикой ушу, вместе с Шифу мы учились собирать травы. А также ориентироваться в тайге, таежная жизнь требует всесторонних знаний. И в этом у Шифу было чему поучиться.
Он и отличный охотник, и Лекарь, травник, плотник и т. д.
Знания его поражали своей разносторонностью.
Особенно запомнились лекции которых было немало. Начиная от реанимации травм, получаемых в результате поединков. Кончая лекциями о восточной философии, психологии и т. д.
Короче, настоящая школа кунг фу, про которые мы любили смотреть фильмы. Только в реальности все другое :)
Представь, очень раннее утро. В ущелье ещё полумрак. Медленно стелется туман по горам, и среди тумана на площадке вырисовываются фигуры, практикующие тайцзи или цигун.
Либо люди, великолепно владеющие мечом или шестом на фоне великолепных гор органично вписываются в величественные пейзажи.
На склоне одной из гор руками адептов была сделана беседка в восточном стиле для чайных церемоний или уединённых практик. Вид из беседки открывался великолепный.
Это то, что ты навсегда потом оставляешь в своём сердце.
Первые серьезные знания и умения были, конечно же, получены там. Наши школы стали дружить. Несколько моих учеников уехали в Владивосток к Шифу Городецкому для более глубокого изучения ушу. В течении 5-7 лет мы ежегодно посещали школу в тайге. И параллельно развивали ушу в нашем крае. В Забайкалье.
Было очень приятно и почетно получить от шифу приглашение поучаствовать в международном турнире по ушу в Гонконге в составе дальневосточной сборной по ушу.
Возможно, описание школы в тайге выглядит излишне романтично, но поверь, там на самом деле так.
Верю! И это здорово!
А есть ли у вас в ушу наиболее любимое направление, стиль, который занимает особое место в сердце?
Сейчас, безусловно, тайцзи цюань и удан та и. Когда были молодые, конечно же, хотелось обезьян, змей и журавлей :) Но теперь приоритеты расставлены четко. Ибо увидел совершенство и мудрость, одетую в красоту :)
Очень красивая формулировка!
Можете рассказать, что вам даёт практика этих направлений, зачем сейчас вы посвящаете этому своё время и зачем это может быть нужно, полезно или интересно другим?
Так сказать, в чём ценность этого искусства?
О пользе тайцзи цюань написано масса статей и книг, много снято популярных фильмов. Не стоит этого повторять. Сам факт, что этим искусством занимаются миллионы людей в мире, не взирая на национальность и разные религии, говорит о многом.
И каждый находит там своё.
Тайцзи очень демократичный вид боевого искусства. Здесь не имеет значение возраст, физические данные. Оно подходит буквально всем. Какой ты посылаешь запрос к этой системе, такой ответ ты и получаешь. Можно поправить Здоровье, расширить диапазон физических культур. Можно углубиться в философию и мистические практики. Можно погрузиться в изучение уникальной системы рукопашного боя.
Каждый получает своё.
Меня лично привлекает в изучении тайцзи исследование или даже попытка разгадки некого кода, понятия устройства этого мира, оставленного нам гениями прошлого, это уникальное знание, которое соединяет в себе боевые искусства и даосские практики цигун.
Тайцзи цюань выросло из оригинального стиля ушу в нечто большее.
И ещё для меня это отличный способ общения и коммуникации. Заниматься тайцзи можно везде. Оно не требует залов и какого-то особого оборудования. Идеальное место для горожанина - это, конечно же, парки. Но можно заниматься и в собственном дворике и даже дома. Конечно же, как только мы попадаем на природу, в какое-нибудь особо живописное место, сразу появляется желание сделать комплекс тайцзи и «раствориться» в первозданной красоте этого мира.
Это очень глубокие ощущение.
Выполнить любимую форму тайцзи на берегу океана или в горах Тибета.
Однажды мне повезло сделать комплекс у подножия Эвереста («Джомолунгмы») на высоте 6000 метров над уровнем моря.
Я назвал это «тайцзи высокого уровня» :))
Можете дать по возможности короткое определение, что для вас значит словосочетание "боевое искусство"?
Совокупность знаний и умений, связанных между собой в стилевом ключе рукопашного боя - когда война и есть необходимость сражаться или выживать. Когда нет войны - это способы и методы для усовершенствования тела и духа, своеобразный тренинг необходимых качеств для повседневной жизни. Это определение в стиле Википедии. Если по-другому. То есть на востоке понятие «Путь» для занимающихся БИ
- это определение ёмкое и понятное. И не требует особых определений. Это особый взгляд на мир через призму занятий боевыми искусствами, с точки зрения физического и духовного плана.
Продолжая тему смысла и ценности боевых искусств, хочу спросить вас о философии или психологии. Есть ли конкретные аспекты в этой области, которые могут быть полезны и актуальны современным людям?
Или же философия восточных боевых искусств в наше время не актуальна?
На мой взгляд к современной жизни это вполне применимо.
Например, тайцзи своими принципами учит перенаправлять агрессивное усилие или движение. Мягко его обкатывать, перенаправлять или нейтрализовать. Так и в жесткой беседе, споре или переговорах знающий человек успешно реализует навыки тайцзи. И ещё от постоянной практики появляется более тонкое чувствование человека, его психофизического состояния. Что помогает правильно выстраивать с ним диалог, найти слова или действия для гармонизации отношения.
И часто сложные жизненные ситуации решаются опять же по принципам тайцзи, «у вэй», Недеяния. Иногда важно «отпустить» ситуацию, чтобы она успешно разрешилась. Или же минимальным усилием изменить ее в нужную сторону.
Эти чувствительные практики нарабатываются в упражнении туй шоу, где мы сначала на физическом уровне учимся контролировать и перенаправлять движения партнера. Впоследствии это переходит на более глубокий не физический уровень.
В одиночной форме при выполнении комплекса мы представляем сначала мысленно образ движения, потом ментальное усилие направляет наше движение, которое реализуется затем на физическом уровне. Мысль (если хотите, Идея) ведёт Ци.
Вот так и в жизни - сначала замысел, так называемая мыслеформа, которая потом реализуется и на физическом плане. Что касается философии, здесь каждый придерживается той, которая ему ближе. Которая отражает его представление о мире. Мне близки идеи Дао.
Продолжая тему философии. А как вы относитесь к такому понятию, как "у Дэ" - воинская добродетель?
В первую очередь скажите, знакомо и интересно ли вам это понятие и как вы его понимаете?
«У дэ» - это свод правил для занимающихся ушу. Так сказать, кодекс морального и этического поведения. Или «заповеди воина».
В Европе было что-то похожее - «рыцарский кодекс».
Меня в этом кодексе особенно интересовало отношение между школами или так называемыми «братьями по кунг фу».
Я сам всегда считал людей, практикующих БИ, неважно какие направления, своими товарищами по духу.
Как говорил Маугли: «Мы с тобой одной крови, ты и я».
Общность интересов, связанных с БИ и большая любовь к ним позволяет находить общие точки пересечения, а не искать различия и изъяны. Среди моих друзей очень много тренеров по каратэ и другим единоборствам. Наши хорошие отношения позволяют нам великолепно общаться и обмениваться мнениями по разным аспектам техники и методики. Для меня это очень ценно в отношениях. Когда мы не конкурируем, а искренне дружим. Я с удовольствием могу сделать с ними ката. А они перенять какие-нибудь элементы из ушу.
Однако в наше время я довольно редко вижу этот рыцарский кодекс в действии. Негатив, агрессия, троллинг в сфере боевых искусств очень высок. И что обидно, даже среди близких направлений, а может, среди них особенно сильно это заметно.
Да, бывает и наоборот. Мы с вами тому пример :)
Но складывается впечатление, что это скорее исключение, чем правило.
Отчего же так?
Современный мир боевых искусств по большей части превращён в спорт, где аспекты соревновательности и конкурентности имеют главное значения. Что безусловно порождает некую агрессивную среду.
«Наша школа лучшая, наш тренер более компетентный, наши патриархи более авторитетные и т. д.»
Дух соревновательности, конечно же, стимулирует результаты. Но с другой стороны и порождает агрессивность, где все делятся на своих и чужих. В первую очередь человек настроен на физические достижения, а «духовность» или «морально-этические» аспекты уходят на второй план или исчезают вовсе.
Даже если занимающиеся практикуют школу, например, традиционную, где нет соревнований, где ставятся другие задачи. Но некое "противостояние и превосходство" над другими направлениями тешат и распирают внутренне эго.
Здесь очень много зависит от учителя или тренера. Или от внутреннего посыла и мотивации человека, который пришёл заниматься БИ. К сожалению, агрессивность или, как ты назвал «троллинг» соратников в современном мире БИ - это примета времени. Но так было и раньше. Сущность человека с веками не меняется. Так называемые Шекспировские страсти есть и сейчас.
Для этого в своё время и был написан свод правил «У Дэ» как надёжный ориентир поведения адептов БИ.
Если почитать старинные трактаты мастеров, они достаточно много места уделяют этим аспектам духовного развития, которые параллельно идут с развитием техники и физических данных. Мастера тех времен были твёрдо убеждены, что одно без другого невозможно. Сейчас просто время быстрых скоростей, многое «лишнее» убирается из жизни. Остается только «главное», «необходимое».
Думаю, аспект духовного развития в БИ тоже попал под «сокращение» как ненужный. Но тут каждый человек делает свой выбор.
В любом стиле это есть, а значит, к этому можно прийти. Здесь все упирается во внутренние потребности и ещё раз повторюсь, что тут важен учитель, тренер. От него реально зависит многое.
Мне очень нравилось поведение героев романа «Речные заводи».
Разные люди, владеющие боевым искусством, стоящие на совершено разном социальном уровне, разбойник или генерал, торговец или чиновник, не имело значения - их всех объединяло мастерское владение ушу и они считали друг друга «братьями по кунг фу».
Это был главный скрепляющий фактор. В мире Цзянху так называемый мир «рек и озёр» - нужно это понимать, как мир боевых искусств средневекового Китая. Боевое братство было ведущей темой в этих романах. Где были воспеты идеалы рыцарства и воинская добродетель. Такие художественные произведения были необычайно популярны в Китае. И безусловно влияли на «воспитание» в школах ушу.
Скажу от себя. Я понимаю, что происходит, но не принимаю это. Знаю точно, что люди одной волны находят друг друга. Великолепно общаются, обмениваются опытом. Дружат.
Не смотря на разность стилей, социальное положение и возраст. Вот как мы с тобой, например. Сейчас благодаря интернету можно найти единомышленников и людей, близких по духу.
Согласен с вами, "У Дэ" - это замечательно, важно и полезно для мира боевых искусств. Здорово, что есть люди, которые своим примером пропагандируют этот подход!
На ваш взгляд, можно ли ещё что-то сделать для продвижения в массы этих принципов?
Для продвижения этих понятий среди занимающихся - в первую очередь это дело тренеров и учителя.
От них и именно от них идёт эта информация. А так - ищущий человек обязательно найдёт.
Слегка отвлечёмся от философии.
Знаю, что вы человек очень неравнодушный к кино.
Какие фильмы для вас самые главные, любимые?
(не обязательно про боевые искусства)
Ну, любимые фильмы время от времени меняются. То, что нравилось в 15, уже смотрится не так в 35 :) Это естественно.
Еще вот есть фильмы, которые пересматриваешь время от времени с удовольствием. Вот они и есть по-настоящему любимые, так как прошли испытание временем.
«Властелин колец» пересматриваю раз в год обязательно. Очень люблю Данелия «Я шагаю по Москве». Для меня этот фильм стоит особняком. Там особенно чувствуется атмосфера того времени.
Начало 60-х. Сейчас кажется, что это было удивительное время.
Время романтиков. Физиков и лириков. Чистых людей, живших в великой стране. Хороший, тёплый фильм.
Я ещё очень люблю Вестерны. «Танцы с волками» могу пересматривать бесконечно.
А какое лучшее кино о боевых искусствах?
Из последних, что посмотрел - «Лучник судья» и «Мастер» - китайские фильмы, где очень хорошо показаны духовные принципы и кодексы бойцов. Как раз то, о чем мы с тобой говорили. «У Дэ».
Это как раз не из тех фильмов китайского фэнтези, где полеты на тросах.
А события китайского общества 20-30-х годов прошлого столетия. История в этих фильмах похожа на реальные события, и очень убедительно поставлены все схватки. Не по-киношному.
Что весьма ценно. Таких фильмов очень мало. К сожалению, большая часть - это зрелищные боевики с великолепно поставленными поединками. Но они не несут ни капли о внутреннем содержании сокровенных смыслов, БИ и философии. Эти фильмы в массе своей привлекают поклонников единоборств разнообразными техниками, брутальными героями. Но вот не наполнены эти фильмы «внутренним» содержанием. Да и задачи у этих фильмов другие, так что спрос не строгий.
Я бы особо выделил из старых фильмов «Герои Удана» (иногда этот фильм проходит под названием «Дочь мастера кунг фу») и «Толкающие руки» режиссера Энг Ли. Такая цепляющая за душу история мастера тайцзи, который приезжает жить к сыну в Америку, как трудно ему вживаться в другой культуре современного мегаполиса. Простоя и трогательная история.
У этого же режиссера очень нравится романтический и потрясающе красивый фильм в жанре «Ву Ся» «Крадущиеся тигр и затаившийся дракон». Это очень утончённое, пронизанное культурой Китая кино.
Часто его называют экспортным вариантом фильмов о боевых искусствах для западного мира. И это так. Энг Ли очень художественно и с любовью «экспортировал» китайские ценности Культуры и философии. И у него это получилось великолепно.
Хотелось бы ещё отметить малоизвестный американский сериал начала 70-х «Кунг Фу», в главной роли Дэвид Кэррадайн. О похождении мастеров из Шаолиня на Диком Западе. Вот как раз здесь мастер в большинстве своём решает вопросы не кулаками, а философскими и морально-этическими принципами известного храма.
От серии к серии мы наблюдаем столкновение разных культур, конфликты, где часто мудрость востока берет верх над западной агрессией. Идея этого фильма принадлежала Брюс Ли, он и намеривался сыграть главную роль. Но в то время американские продюсеры не решились ставить на главную роль неизвестного Китайского актера. Но скажу, что Дэвид Кэррадайн в роли монаха Кейна очень неплох.
Кино несёт сильную агитационную и даже образовательную функцию.
Из сказанного вами выше о БИ в кино, мне кажется, что вы как минимум отчасти разделяете мнение о том, что современное кино вредит БИ. Так как вводит в заблуждение зрителей о том, что такое БИ (как оно выглядит на самом деле) и часто выставляет это искусство как инструмент насилия и не более того.
Вы согласны с этим? Что думаете по этому поводу?
Согласен полностью. Но таковы правила шоу. Такой товар лучше продаётся.
Но есть фильмы исключения. О них я написал выше. Свою задачу по привлечению масс в боевые искусства кино выполнило успешно. Но вот пока не насытило людей, которые в этих фильмах хотят видеть больше, чем хорошо поставленные драки. Я бы очень хотел снять авторский фильм, где бы выразил свой взгляд на это.
Давняя мечта снять кино по мотивам романа «Речные заводи», только действие перенести в наши дни, в Россию. Это будут истории, рассказанные о наших современниках, вставших на «Путь» и пытающихся следовать кодексу воинской добродетели. В современном мире.
События будут происходить и на полях сражениях в горячих точках, и в глубинке нашей необъятной родины. Истории и герои будут узнаваемые. Им захочется сопереживать и следить за их кино-судьбами.
Большой кинематограф вряд ли в ближайшее время обратит внимание на это. Поэтому это остаётся уделом авторского, независимого кино.
По большей части малобюджетного.
И, может, не такого зрелищного, как блокбастеры со звездами. Зато честное и думаю, что актуальное. Оно будет наверняка востребовано не только людьми нашего круга. Но и широко думающими зрителями.
Вау! Это прекрасная идея!
Я бы с радостью посмотрел этот фильм.
С удовольствием, если надо будет, поддержу его своей копейкой (в меру своих возможностей). И хоть неизвестно, будет ли снят этот фильм, я уже его жду!
Да, такое кино нужно и интересно! Валерий, я очень надеюсь, что эти ваши планы будут исполнены!
Замысел такого кино зреет очень давно. Но вот только в Москве начал какие-то предварительные движения. Знакомлюсь с людьми, собираю материалы. Это называется предпродакшн. Вот видео с первых встреч по проекту.
Встречаюсь и знакомлюсь с очень интересными людьми. Настоящими мастерами БИ. Которым близка моя идея.
Благодаря твоим интервью узнаю все больше интересных людей, их реальных историй. Это все необычайно ценно для фильма. Спасибо тебе.
Хочется сделать фильм не про чемпионов, а рядовых воинов Света :))
Где каждый на своём месте делает, быть может, неприметную на первый взгляд, но очень важную работу.
Блин, как же это здорово!
Прекрасная идея, меня прямо в самое сердце тронуло!
Говоря о судьбах и историях хочу спросить, какое у вас одно из самых ранних и самых ярких воспоминаний, впечатлений, связанное с БИ?
На память сразу приходит мое первое участие в международном турнире по ушу в гонконге. 2010 год. Около 10.000 участников из разных стран. Участвуют спортсмены и традиционники, представители военных и деревенского ушу, солидные клубы и частные люди. Старики и малыши.
В общем, всем было место. 9 площадок.
Перед началом соревнований организаторы разрешают попробовать, протестировать ковры на площадках. Народ разом заполнил всё пространство. Море ушуистов, разноцветных одежд, сверкают клинки, позвякивают все виды оружия. Народ прогоняет формы и элементы, стараясь не мешать друг другу. Тут же знакомятся. Фотографируются.
Мы с шифу Александром Городецким находимся на трибунах.
Видим сверху все это движение.
«Вот, смотри, сколько народу - говорит Шифу. - Объединенные одной идеей, одной любовью к ушу. Мы все приехали сюда, чтобы вдохновиться на дальнейшие занятия. Посмотреть на мастерство других и понять, где наше место в этом мире».
Это было сказано так верно и в самое нужное время. Когда «картинка» соответствовала :)
Такое не забывается :)
Не могу не отметить необычайно дружескую атмосферу, царящую на турнире. Где нет агрессивной конкуренции, где есть соревнования мастерства.
А приходилось ли вам на практике в экстремальной ситуации применять своё боевое искусство?
Если да, то, пожалуйста, расскажите о таком случае.
Ничего серьезного, чтобы не на жизнь, а на смерть, не было.
В молодости, как и все единоборцы, увлекался спаррингами, с разными видами и стилями. В общем, хватало спортзальных поединков.
Сам я по характеру человек неконфликтный :) Поэтому, наверное, особо к себе ничего не притягивал. Были какие-то стычки в армии, ну, у кого их не было :))
Это были 80-е, я тогда ещё занимался каратэ.
Но вот на память приходит вот что.
Был один случай, достаточно интересный.
Как-то зимой с меня сорвали шапку, был в то время у гопников такой нехитрый бизнес. Охотились за хорошими меховыми шапками.
У меня как раз такая и была, Малахай.
Тактика у нападавших была простая. Наметив "жертву" на пустынном месте, хулиган разбегался и сзади, пробегая на полной скорости, срывал шапку. Не часто «жертва», сообразив, что к чему, успевала взять с «места в карьер» и пуститься в погоню.
Фора у негодяя была уже в это время приличная. Но вот я как-то оказался на тот момент проворнее и почти сразу рванул за ним, догнал злодея, пнул его по ногам. Он упал и по инерции проехал немного. Упал, видимо, хорошо.
Я подбежал к нему и склонился посмотреть, не убился ли. Ну и забрать шапку. В этот момент получил сильный толчок сзади. Второй негодяй подстраховывал первого, находясь сзади и не попадая в поле моего зрения. Толчок был сильный, я споткнулся о лежащего и рыбкой перелетал, сделав кувырок. Но тут же встал на ноги. Сказалась хорошая спортзальная наработка кувырков и страховок. Все на автомате.
Мы ринулись навстречу друг другу, сцепились. Было очень скользко.
В руке моей был какой-то пакет с продуктами. Он мешал. Улучив момент, с размаху двинул пакетом злодея. Попал в плечо. Пакет лопнул. Продукты веером разлетелись по снегу. Мы отпрянули друг от друга. Замерли на мгновение.
У меня как-то естественно получилась очень широкая мабу. Я увидел, как противник подобрал ноги и рывком двинулся ко мне.
Я сделал заднюю подсечку в падении. «Задняя сметающая нога».
В простонародье «хвост дракона». Удачно подсекаю, у нападавшего ноги взлетают выше головы, и он жестко падает, сильно приложившись затылком о лёд. Краем глаза вижу, как встаёт первый, моя шапка все ещё у него.
Мгновенно я снова встаю на ноги. Ринулся к нему. Вижу, как злодей издалека пытается встретить меня ногой. Не рассчитав движения, сам падает. Скользко. Необычайно. Я возле него. Он ловко встаёт. И у нас начинается бестолковая возня за шапку. Одной рукой мы держим ее. Другой вцепились друг другу в предплечье, пытаясь наносить удары. Скользим по льду. Ещё раз пытаюсь в стойке сделать подбив ногой. Неудачно. Враг устоял и тут же бьет коленом мне в пах. Я прикрываюсь бедром. И в следующий миг сам удачно тем же приемом поражаю его в «уязвимую точку номер один». Попал настолько удачно, что противник, скрючившись, буквально сполз по мне. Отталкиваю его. Шапка у меня в руках. Оглядываюсь, смотрю на второго. Он явно в глубоком нокауте. Подхожу к нему, смотрю. Дышит. Открыл глаза. Смотрит на меня. Понимаю, продолжения не будет. Собираю кое-как в порванный пакет продукты. И удаляюсь восвояси. Пройдя метров 20, оглядываюсь, вижу, как второй поднимает первого. Иду какое-то время и вот спустя минут 10-15 меня начинает бить дрожь, запоздалый приход :)
Надо сказать, что потасовка произошла за считанные секунды. Описание заняло больше времени. Потом анализировал произошедшее и отметил, что не успел испугаться и не был скован. Что тело само все сделало на автомате. И я ему не мешал. Кувырок позволил разорвать дистанцию и смягчить падение. Задняя подсечка в падении было неожиданное, но очень верное решение, учитывая гололёд. Благо эту технику я очень любил и успешно применял в спаррингах. Вылетела подсечка на автомате, как только встал в низкое мабу. Именно с этой позиции нарабатывался этот элемент.
Блокировка бедром при атаке коленом в пах тоже на автомате, ибо эту технику иногда делали. Здесь просто тело само среагировало и само нашло оптимальный вариант для атаки. В целом стычкой я оказался доволен. Увидел, как работает мое «кунг фу», но со временем жизнь дала ещё один урок, из которого можно было сделать вывод, что есть удача боя, а есть неудача и твоё кунг еще далеко от совершенства :))
Интересная история, спасибо.
Концовка намекает на то, что у вас были и неудачные потасовки.
Однако считаю, что человек, который не стесняется своих поражений, тем самым проявляет смелость и самодостаточность. Мой поклон вам за это :)
Да, следующая стычка была не такая победоносная.
Напала на нас группа хулиганов, когда шли с подростками с тренировки. Получил удар сзади в лицо, сбили с ног. Но вот запинать меня не удалось. Быстро встал.
Пришлось одновременно подвигаться с тремя людьми.
Нападали с разных сторон. Мне удавалось хорошо перемещаться. Драка произошла прямо на перекрёстке, вокруг машины нас аккуратно объезжали :) Никто не остановился.
Кроме первого удара больше не пропустил, зато фингал был зачетный :)
Не удалось разбросать негодяев, как в кино :)
На меня смотрели ученики :) Они явно ждали этого.
Но по факту успешно отбился. Точнее, отпинался.
Нападавшие быстро идентифицировали меня, как каратиста - я пару раз хорошо попал ногами. И держались на расстоянии.
Время от времени пытаясь напасть сзади или сбоку.
Вот как раз убедился тогда в эффективности ударов ребром стопы в голень. Поскольку был в зимних ботинках, было эффективно :)
Но самолюбие тренера было задето. Это на глазах учеников было.
И я чувствовал себя ужасно. Хотя по факту их больше было, но все равно, как говорил Штирлиц: «А вот это провал» :)
После разбора ситуации понял, что не хватает навыков работы с боксерами, нападавшие как раз примерно по боксу работали.
И не хватает собственной силы удара. Из плюсов помогло хорошее передвижение и видение ситуации, кто где находится.
Высокие удары ногой на улице опасны. Можно упасть, хотя у меня пару раз хорошо получилось :)
В общем, работа над ошибками, как и работа над личным «гун фу», предстоит всегда огромная.
Назовите, пожалуйста, самые главные, любимые для вас книги.
По книгам особо выделить не могу.
Могу назвать авторов, у которых нравится все.
Дмитрий Липскеров. Его «40 лет в Чанжоу» читал несколько раз.
Очень люблю поэта Николая Гумилева.
И книги Владислава Крапивина.
Какое ваше любимое изречение мудрости?
Цитата: «В мире нет ничего удивительного, потому что в нем удивительно все».
Какие качества вы цените в людях?
Открытость, готовность помочь, терпимость.
Очень уважаю людей, которые умеют работать руками, которые «на все руки мастер».
Вообще высоко ценю профессионализм в любой форме.
А есть ли у вас хобби, не связанное с боевыми искусствами?
Если да, то какое?
Две страсти с Детства.
Кино и боевые искусства.
Очень рад, что удалось реализовать себя в обоих увлечениях.
Увлечение кино вылилось в съемки собственных авторских фильмов. Создал с единомышленниками независимую киностудию в Сибири в моем родном городке. Называем себя энтузиастами кино.
Мы авторы первых сибирских вестернов. А точнее, правильнее даже назвать истернов. Так как действие наших картин происходят в Сибири после условного апокалипсиса, который случился в мире, но совсем не затронул Сибирь.
Тут мы дали волю своей фантазии. Давно была мечта снять большой приключенческий фильм в стиле картин нашего детства. Чтобы закрученный сюжет, поиски сокровища и прекрасные ландшафты, схватки, погони на лошадях, отличная музыка.
Красивые герои и чтобы всадники на закате чёрными силуэтами.
И ещё хотелось проверить себя. Возможно ли это.
В маленьком городке в глубинке на краю света снять практически без бюджета большое игровое жанровое кино. И чтобы для большого экрана. И у нас это получилась.
В итоге вышла трилогия о приключениях на юго-востоке Сибири во времена постапокалипсиса в жанре вестерн.
Мы даже придумали собственное определение нашему поджанру - «Бурогоз-вестерн». Это как в Италии называли «спагетти-вестерн» фильмы этого жанра в соц.лагере, а также «ред вестерн» и т. д.
В фильмах не снимались профессиональные актеры. Все роли исполнили любители. Мои друзья.
Почти половина съемочной группы занимаются теми или иными единоборствами. Поэтому сцены поединков выглядят достаточно убедительно. Единственные настоящие профессионалы в нашем кино - это музыканты из 7 разных городов России. Они написали прекрасные песни и музыку. Которые безусловно прибавили фильму атмосферности. Наши фильмы хорошо пофестивалили, в том числе и на международных фестивалях.
Был небольшой прокат по региону. Нам простили не очень хорошую картинку. И местами неважный звук, отсутствие профессиональных актёров - из-за отличной оригинальной истории, которую мы перенесли на экран.
У меня теперь есть богатый опыт, как создавать фильмы такого формата.
Мечтать смело и еще более смело исполнять свою мечту. Снимать вестерн в Сибири, не смотря ни на что и вопреки всему! Это восхитительно!
Настоящий дух воина.
Спасибо. Да, это был вызов. Дерзкий и отчаянный.
Спасибо команде, это настоящий триумф дружбы.
И ещё это почти уходящее социальное явление.
Когда не за деньги, а за идею.
После этого я получил твёрдое убеждение, что в этом мире все возможно и нет преград :)
(сайт студии http://djrastaman.wix.com/ugedechee )
Возвращаясь к БИ, какие личности для вас являются культовыми и достойными примерами для подражания в сфере БИ?
Как любой увлекающийся БИ я, конечно же, изучал биографии мастеров. Все они, безусловно, личности масштабные, достойные уважения.
Сунь Лу Тан - мастер Син И и тайцзи.
Человек глубоко образованный, воплощённый «У дэ», он оставил великолепные трактаты по боевым искусствам.
Для меня этот человек особо почитаемый.
Ещё один Мастер с большой буквы - это Василий Ощепков, наш соотечественник, легендарный основатель самбо.
Человек удивительной судьбы.
Как думаете, какими качествами должен обладать настоящий Мастер?
Мудростью, терпением, любовью к ближнему. Как не банально это звучит.
А что бы вы посоветовали или какое дали бы напутствие начинающему идти по пути боевых искусств?
Ищите тренеров, преподавателей, учителей неравнодушных, с открытым сердцем, с огнём в глазах.
Когда встретите, поймёте. Как говорил герой Экзюпери Маленький Принц: «Самого главного глазами не увидеть, зорко одно лишь сердце».
А что бы вы пожелали "братьям по оружию", людям, которые сделали боевые искусства частью своей жизни?
Что можно посоветовать людям, которые уже выбрали свой путь?
Только следовать ему.
Валерий, спасибо большое за эту беседу!
Мне действительно было очень интересно.
А у нас впереди новые беседы с удивительными людьми из мира боевых искусств!
До новых встреч, друзья!