Cможет ли Россия успешно заместить импорт аккумуляторов 18650 и других форм-факторов литий-ионных (Li-ion) и литий-полимерных (Li-Po) ячеек?
🔻 Вкратце — да, сможет. Для этого есть несколько причин.
3 причины, почему должно получиться
Основные факторы импортозамещения в России назывались лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований РАНХиГС [источник]: доступ к финансовым инструментам и господдержке, технологии и востребованность продукции.
- Россия инвестирует в аккумуляторы.
В последние несколько лет активно поступают инвестиции в производственные мощности аккумуляторной отрасли в том числе при государственной поддержке [описание ситуации в «Транспорт России»]. - В России уже есть крупные и малые аккумуляторные компании.
Они способны производить аккумуляторы высокого качества. Сюда входят как литий-ионные заводы (АО «Сатурн», АО «Энергия», АО «Ригель», АО «Уралэлемент», ООО «ПДА ПАРТ», ООО «Системы автономной энергии» и многие другие), так и производители свинцово-кислотных батарей (большое количество предприятий, включая недавний запуск первого производства AGM и гелевых АКБ). - Существует значительный спрос.
Востребованы литий-ионные аккумуляторы, как со стороны потребителей и бизнеса внутри страны, так и за её пределами в рядах дружественных стран [источник «Коммерсант»].
Нужно понимать, что постройка рентабельного производства ячеек литий-ионного типа без многомиллионных инвестиций осложняется массой факторов:
🔻 Литий-ионные элементы (18650, 17500, 17670 и другие цилиндрические и призматические) могут производиться внутри страны, но с этим связаны некоторые проблемы.
4 причины, почему это так сложно
В той или иной части ассортимента от импорта избавиться сложно. Тому есть несколько причин.
- Цена вопроса.
Основная причина в высокой стоимости ресурсов (поверхностных материалов, основы электродов, добавок в электролит, электроники, плат управления) и оборудования (уплотняющего, тестирующего, сборочного). - Нехватка компонентов.
Например, литий как ключевой ресурс производится в Австралии, Чили и Аргентине. Российские компании работают над увеличением добычи минерала сподумена [источник Forbes], но обеспечить весь внутренний спрос на готовый к применению литий внутри России пока не представляется возможным [источник «Коммерсант»]. - Требования.
Учитываются требования к особому обеспечению рабочих мест на высокотехнологичных предприятиях и к самой продукции электрохимического типа со всеми её сертификациями. - Точка рентабельности.
Дорогостоящий пусть и качественный аккумулятор для электроники попросту никто не захочет покупать, если есть дешевле за рубежом.
В России для изготовления литий-ионных ячеек присутствуют материалы отечественного происхождения. Но их очень мало и полный цикл производства совсем без импорта пока не выстроить.
🔻 Но попытки предпринимаются.
🔋 Производство Li-ion в России
В 2021-м году изготавливать первые литий-ионные ячейки в России начали на базе старейшего предприятия АО «Энергия» (1941 год) в городе Елец. На их 18650 есть небольшой обзор на «Фонарёвке» [ветка].
Приведём и свой пример. Мы находимся на пути к заветной мечте — планомерно создаём российское производство литий-ионных аккумуляторов Neovolt полного цикла.
Сейчас мы предлагаем сборочный цикл. Он выполняется в Москве для более 10 000 позиций аккумуляторов. В основном редкие модели, которые сложно найти для замены.
То есть это не переклейка наклеек и не перепродажа китайских аккумуляторов, а реальное изготовление за 2-7 дней батарей Li-ion, Li-Polymer, LiFePO4, NiMH любой сложности по вашим фото, эскизам, чертежам или даже просто по описанию.
Напишите в комментарии, для какого устройства вам не удаётся найти аккумулятор.
Мы предложим стоимость и сроки изготовления. Пока есть сложности только со смартфонными аккумуляторами и проблемы с платами BMS на оригинальных прошивках, которыми производители не спешат делиться. В этих случаях мы предлагаем замену элементов на родных батареях до возникновения ошибки по контроллеру.