Продолжение. Начало здесь
... Мое предположение оправдалось: луна высветила белую как снег фигуру, сидевшую на нашей любимой скамье. Но тут новое облако погрузило все во мрак, и я больше ничего не успела разглядеть; мне только показалось, что позади скамейки, на которой сидела белая фигура, стояла какая-то черная тень и наклонялась над нею. Был ли это человек или животное — я не могла определить, но я не стала ждать, пока снова прояснится, а бросилась бежать по ступеням к молу, мимо рыбного ряда прямо к мосту — единственному пути, который вел к Восточному утесу. Город казался вымершим. Я была очень рада этому, так как не хотела, чтобы оказались свидетели ужасного состояния Люси. Время и расстояние казались мне бесконечными, колени мои дрожали и я, задыхаясь, взбиралась по бесконечным ступенькам к аббатству. Я, должно быть, шла очень быстро, так как у меня и сейчас такое чувство, будто мои ноги налиты свинцом, а суставы онемели. Когда я дошла почти до верха, то уже могла различить скамейку и белую фигуру, несмотря на то, что было темно. Оказывается — я не ошиблась — какая-то длинная, черная тень стояла нагнувшись над склонившейся белой фигурой. Я крикнула в испуге «Люси! Люси!», тень подняла голову, и со своего места я ясно различила бледное лицо с красными сверкающими глазами... (отрывок романа Брэма Стокера "Дракула").
Ну что ж, переходим к главному герою статьи, великому и ужасному, прославленному в книгах, фильмах, сериалах и даже комиксах Владиславу Дракуле, правителю Валахии, грозе Трансильвании. Я намеренно не стану рассматривать Влада как историческую личность. Поговорим о нем как о культовом персонаже мировой литературы и кинематографа.
Думаю, что сэр Стокер даже не подозревал, какого легендарного героя он создал. Его графу было тесно в рамках романа, и постепенно он стал частью медийного пространства. Кажется, его образ утрировали до крайности: черный плащ, белоснежные клыки, длинные ногти-когти, театральные реплики и движения. Но каков же он в представлении Стокера?
"... Он не отбрасывает тени, он не дает отражения в зеркале — опять-таки по наблюдениям Джонатана. В его руках сконцентрирована сила многих людей — о чем опять свидетельствует Джонатан — судя по тому, как граф закрыл дверь от волков или помог ему сойти с дилижанса. Он может превращаться в волка, как мы знаем по сведениям о прибытии корабля в Уайтби, когда он разорвал собаку; он может уподобиться летучей мыши, как свидетельствует мадам Мина, которая видела его в окне в Уайтби, и друг Джон, который видел его вылетающим из соседнего дома, и друг Квинси — у окна мисс Люси. Он может окружить себя туманом, который он сам вызывает — об этом свидетельствует благородный капитан корабля; но как мы знаем, расстояние, на котором он может создать этот туман, ограничено; и туман может появляться только вокруг него. Он материализуется в лунных лучах в виде пыли, как Джонатан видел это в замке Дракулы при появлении сестер. Он может бесконечно утоньшаться — мисс Люси, когда была вампиром, проскальзывала сквозь отверстие толщиной в волос у дверей склепа. Он может, если однажды нашел дорогу, выходить откуда бы то ни было, и входить куда угодно. Он может видеть в темноте. Он может проделывать все эти вещи, но тем не менее он не свободен. Нет, он даже больше в плену, чем раб на галере, чем безумный в своей камере. Он не может идти куда хочет; он — выродок природы — должен подчиняться, однако, некоторым ее законам. Почему? — Этого мы не знаем. Он не может никуда войти, пока кто-нибудь из домочадцев не пригласит его, хотя потом он может входить куда угодно. Его мощь исчезает с наступлением дня, как у всякой нечистой силы. Только в известное время у него бывает ограниченная свобода, так например, если он находится не на месте, с которым связан, то может менять личину только в полдень, или точно в моменты восхода или захода солнца..." (отрывок романа Стокера "Дракула")
В фильме Френсиса Форда Копполы "Дракула Брэма Стокера" графу хочется симпатизировать, оправдывая его злодеяния. Все потому, что режиссер привнес в его образ немало романтики, пусть и мрачной, вампирской. Историческая предыстория, показанная в фильме такова: из-за вероломных интриг и коварства врагов Влад теряет свою любимую жену Елизавету. В гневе и ярости он отрекается от Бога, переходит на сторону тьмы. Через века, в Лондоне 1890- х, он встречает Мину Мюррей, и понимает, что она - реинкарнация его потерянной возлюбленной. Честно говоря, Дракула в исполнении Гэри Олдмана затмевает всех мужских персонажей в этом фильме! Даже Киану Ривз в роли Джонатана Харкера кажется блеклым, нудным мямлей. Как граф нежен с Миной, как смотрит на нее! А эти слова: «Я пересек океаны времени, чтобы найти тебя!» Какая женщина устоит перед этим?
Да, Дракула злодей, как ни крути. Он сгубил Люси, собирался отдать Джонатана на растерзание вампиршам, и вообще, вампир - проклятое Богом создание. Но как же его жаль... Кажется, эта любовь - то единственное, что осталось в нем от человека. Не знаю, как вам, а мне на ум приходит прекрасная композиция группы "Пикник" под названием "Лишь влюбленному вампиру". Есть в ней что-то особенное, мистическое, запредельное (впрочем, как и во многих других песнях "Пикника"...)
Сон чудесный снится миру,
Бледных улиц не узнать,
Лишь влюбленному вампиру
Снова будет не до сна.
Он идет походкой лунной,
В дальний сад, где ночь без дна,
Где за оградою чугунной
Бродит девушка одна.
Еe веки чуть открыты,
Ветвь увядшая в руках,
Лихорадочный румянец
Водит танцы на щеках.
Вот он близок миг блаженный,
Тень любимого лица.
И на миг лишь станет тихо
В их тоскующих сердцах.
Кто они, и что им надо?
Пить да пить бы сладкий яд.
До утра, обнявшись крепко,
Так они и простоят...
(музыка и слова Э. Шклярского)
А вот Влад Дракула в фильме "Ван Хельсинг" далек от его канонического образа. Безусловно, король всех вампиров по-прежнему стильный, харизматичный и яркий (актер Ричард Роксбург постарался), но подоплека событий другая. "Ван Хельсинг" - эпическая смесь из Франкенштейна, вампиров и оборотней, а происходит все, конечно, в нашей любимой Трансильвании. Кстати, изображение самой Трансильвании в фильме чудо как хорошо: готическая атмосфера буквально во всем. Легкий снежок, мрачный замок, разъяренные крестьяне с вилами и факелами. Блеск! Конечно, этот фильм не стоит в одном ряду с "Дракулой Брэма Стокера", но у него и не было такой задачи. "Ван Хельсинг" любят громить критики, а мне он нравится таким, каков он есть, без претензий на высокое искусство.
Ричард Роксбург, сыгравший графа Дракулу великолепен. Надменный, жесткий, по-злодейски обаятельный и притягательный. А уж его жены-вампирши, Маришка, Верона и Алира просто отдельный вид искусства. Я даже видела аэрографию на капоте автомобиля с их изображением. Выглядело впечатляюще!
К сожалению, фильм "Дракула" 2014 года получился довольно слабым, но претенциозным. Влад Дракула тут мудрый правитель, пытающийся освободить свой народ от нападок Османской Империи. Для того, что бы стать непобедимым в бою, Влад идет на сделку с древним вампиром и пьет его кровь. Тот дает ему три дня, по истечению которых можно принять противоядие, а если не успеть, Дракула навсегда останется вампиром. Думаю, нет нужды рассказывать, что было дальше. Здесь та же романтическая подоплека, но все как-то схематично и попахивает комиксом. И вроде бы Люк Эванс хорош, и все же... Не то.
Вампирскую тему я буду продолжать. Дракулу обсудили, очередь за современными представителями этой нечисти. О них - в следующей части обзора.