Найти в Дзене
BGLOGIST

Кто следующий? Китайские электромобили вытесняют Jeep Stellantis с дороги

Оглавление

Банкротство совместного предприятия Stellantis (STLA.MI) Jeep в Китае может создать проблемы для других мировых автопроизводителей, чье производство на крупнейшем автомобильном рынке мира резко упало за последние пять лет, поскольку местные игроки быстро обгоняют его.

Первое банкротство совместного предприятия иностранного бренда в эпоху электромобилей (EV), заявление о банкротстве 31 октября знаменует собой поворотный момент в том, что китайские автопроизводители начинают превосходить давно доминирующие международные бренды в предоставлении потребителям того, что они хотят.

«Я не ожидаю, что Stellantis станет единичным случаем», — сказал Марко Сантино, партнер консалтинговой компании Oliver Wyman. «Вероятно, почти всем западным автопроизводителям придется пересмотреть промышленную логику своего присутствия в Китае».

Представитель Stellantis сказал, что Jeep будет работать в Китае, используя стратегию «легких активов», импортируя автомобили по модели дистрибуции, которая выгодна для брендов Maserati и Alfa Romeo.

«Jeep по-прежнему полностью привержен своим существующим и будущим клиентам в Китае», — сказал представитель, добавив, что дилерская сеть Stellantis в Китае продолжает работать в полном объеме.

Некоторые элементы провала совместного предприятия Jeep характерны для Stellantis и бывших автомобильных групп, представленных среди его 14 брендов. Но данные, собранные консалтинговой компанией LMC Automotive, выявляют проблему, общую для ряда других мировых автопроизводителей: резкое сокращение использования китайских заводов.

Чем меньше автомобилей выпускает завод, тем больше вероятность того, что он будет убыточным.

Неудача Jeep в Китае произошла менее чем через два года после того, как Stellantis была образована в результате слияния PSA и Fiat Chrysler.

В преддверии сделки главный исполнительный директор Карлос Таварес сказал, что ни один автопроизводитель не может позволить себе не работать в Китае, и ожидалось, что вместе две компании будут лучше подготовлены, чтобы добиться там успеха.

Но ранее в этом году Stellantis заявила, что прекратит работу своего предприятия с местным партнером Guangzhou Automobile Group (GAC) (601238.SS), всего через несколько месяцев после того, как заявила, что увеличит свою долю с 50% до 75%.

Разворот оставляет автопроизводителя № 3 в мире по продажам с ограниченным производством Peugeot и Citroen в Китае, которое, по его словам, также может быть закрыто, хотя решение об этом еще не принято.

Руководство шокировано

Таварес, откровенный португальский генеральный директор автопроизводителя, пожаловался, что «политическое влияние растет с каждым днем» в Китае, и обвинил партнера Stellantis по совместному предприятию GAC в недобросовестности.

GAC заявил, что был «глубоко шокирован» критическими комментариями от Stellantis.

Согласно данным LMC, расчетная годовая загрузка мощностей Stellantis на ее сборочных заводах в Китае упадет до 13% в 2022 году с 43% в 2017 году.

Другие основные бренды, в том числе Volkswagen (VOWG_p.DE), General Motors (GM.N), Ford (F.N), Mitsubishi (7211.T) и Hyundai (005380.KS), также столкнулись с сокращением использования заводов более чем на 30 до более чем 50 процентных пунктов за последние пять лет.

Некоторые, особенно бренды премиум-класса Mercedes (MBGn.DE) и BMW (BMWG.DE), столкнулись с гораздо меньшим снижением.

В то же время глобальные продажи автопроизводителей в Китае упали, поскольку местные конкуренты взлетели, потому что китайские автопроизводители намного быстрее освоили электромобили и ориентированное на потребителя автомобильное программное обеспечение.

«За последние пять лет (китайский) рынок решительно изменился: вместо иностранных компаний, имевших право на победу из-за своей иностранности, условия игры стали гораздо более равными», — сказал Билл Руссо, глава консалтинговой компании Automobility Ltd в Шанхае. и бывший руководитель Chrysler.

«У китайских компаний на самом деле есть преимущество первопроходцев, потому что они освоили электрификацию быстрее, чем иностранные компании были готовы», — добавил он.

По данным LMC, в то время как полностью электрические автомобили составляют в среднем 5% моделей, продаваемых иностранными автопроизводителями в Китае, на них приходится 30% моделей китайских автопроизводителей.

Конкуренция в Европе

Некоторые китайские конкуренты, такие как BYD (002594.SZ), у которых в линейке больше моделей электромобилей, также стремятся к росту в Европе.

Это означает, что, поскольку мировые гиганты Volkswagen, Ford и GM работают над тем, чтобы вывести на рынок больше моделей электромобилей, они сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны более молодых китайских конкурентов, которые быстро адаптировались к меняющимся вкусам потребителей.

«Они намного отстают от (китайских) домашних животных», — сказал Джастин Кокс, директор LMC по глобальному производству.

Они также должны преодолеть образ, уходящий корнями в технологии эпохи двигателей внутреннего сгорания.

GM рассчитывает на широкий спектр электромобилей, чтобы восстановить прибыль от своих операций в Китае, которая упала на 44% с 477 миллионов долларов за первые девять месяцев этого года до 2 миллиардов долларов к 2030 году.

«Я бы не стал делать поспешных выводов о Китае, основываясь на 2022 году», — заявил журналистам ранее в этом месяце финансовый директор Пол Джейкобсон. "Мы все еще чувствуем себя хорошо о том, куда мы идем там".

В заявлении Volkswagen говорится, что Китай оказался в «особой ситуации» из-за пандемии глобальная нехватка полупроводников и «ускоренный переход к электрической мобильности», которые повлияли на производственные мощности во всей отрасли.

«Volkswagen постоянно оценивает эти особые факторы и при необходимости корректирует свое производственное планирование на ранней стадии», — сказал автопроизводитель.

Ford заявил, что работает над преодолением производственных проблем, вызванных COVID-19 и нехваткой полупроводников.

Смартфоны на колесах

Марка Jeep была первоначально привезена в Китай компанией American Motors Corp, а затем в 1987 году перешла во владение Chrysler. Она продавала одну и ту же модель Jeep Cherokee в течение 20 лет.

Руссо из Automobility сказал, что на протяжении многих лет Chrysler, Fiat и Peugeot, которые являются частью Stellantis и имеют собственные китайские совместные предприятия, боролись, прежде чем стать частью одной автомобильной группы.

«Это компании, которые так и не поняли формулу, которая ведет к успеху в Китае», — сказал Руссо.

Майкл Данн, генеральный директор калифорнийской консалтинговой компании ZoZo Go и бывший руководитель GM, сказал, что по мере роста отечественных автопроизводителей в Китае международным брендам будет труднее получать местные лицензии, и они не будут иметь такого же доступа к кредитам от государственных банков. .

«Стеллантис — это канарейка в угольной шахте», — сказал Данн. «Иностранные бренды всегда были любимыми сыновьями в Китае».

"Больше никогда."

Поскольку формула успеха в Китае изменилась, потребители хотят, чтобы электромобили были похожи на смартфоны на колесах, где упор делался на возможности подключения и приложения, а не на производительность — до такой степени, что производители электромобилей, такие как Nio (9866.HK), имеют встроенную селфи-камеру. в некоторых моделях, чтобы понравиться более молодым покупателям.

До сих пор Mercedes и BMW сохраняли свою привлекательность, отчасти потому, что они сохраняют хороший имидж перспективных брендов в Китае, а также потому, что китайские автопроизводители еще не обратили свое внимание на производство роскошных электромобилей.

Кокс из LMC сказал, что другие международные бренды, возможно, смогут вернуться к более высокой доле рынка в Китае, но это потребует времени и больших инвестиций в новые продукты.

«Как только бренд поврежден или, по крайней мере, выглядит скучным, старомодным или непривлекательным, очень трудно добиться успеха», — сказал Кокс. «Некоторым компаниям с явно мейнстримным позиционированием может быть очень трудно вернуться».