Найти в Дзене
КОСМОС

Проповедь, после которой я поблагодарил Бога за то, что я не женщина

Как одно-единственное слово в книге Бытия стало инструментом подавления женщин Я до сих пор помню то воскресенье, когда впервые услышал ту самую фразу о женщинах как «помощницах». Мне было, наверное, лет десять. Я сидел между родителями на деревянной церковной скамье, болтая ногами над ковром. Проповедник говорил о начале всего — об Адаме, Еве, Эдемском саде. Он зачитал строчку из книги Бытия:
«Нехорошо быть человеку одному; сотворю ему помощника, соответствующего ему». А затем объяснил это, как нечто само собой разумеющееся: женщина — помощница. Это её роль, дарованная самим Богом… якобы. Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos
Мужчина должен вести, принимать решения и обеспечивать.
Женщина должна помогать ему в этом. Он произнёс это так, будто эта одна фраза объясняет весь мир. Будто одним предложением можно раз и навсегда решить всё, что касается мужчин и женщин. У меня тогда не было богословского образования. Я
Оглавление

Как одно-единственное слово в книге Бытия стало инструментом подавления женщин

Я до сих пор помню то воскресенье, когда впервые услышал ту самую фразу о женщинах как «помощницах».

Мне было, наверное, лет десять. Я сидел между родителями на деревянной церковной скамье, болтая ногами над ковром. Проповедник говорил о начале всего — об Адаме, Еве, Эдемском саде. Он зачитал строчку из книги Бытия:

«Нехорошо быть человеку одному; сотворю ему помощника, соответствующего ему».

А затем объяснил это, как нечто само собой разумеющееся: женщина — помощница. Это её роль, дарованная самим Богом… якобы.

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos

Мужчина должен вести, принимать решения и обеспечивать.

Женщина должна помогать ему в этом.

Он произнёс это так, будто эта одна фраза объясняет весь мир. Будто одним предложением можно раз и навсегда решить всё, что касается мужчин и женщин.

У меня тогда не было богословского образования. Я просто сидел, глядя на свои потёртые воскресные туфли, и подумал только одно:

«Хорошо, что я не женщина».

Мысль по-детски наивная, но именно такую мысль и посеяла во мне эта система. Даже ребёнком я понимал, кому достаётся больший кусок истории.

И если честно? Кто вообще захочет быть женщиной в такой системе? Серьёзно? Кто добровольно согласится провести всю жизнь в чьей-то тени? Тратить все силы на то, чтобы чужая жизнь шла гладко, в то время как от тебя самой ждут, чтобы ты оставалась маленькой, тихой, поддерживающей — но никогда не центральной.

Я тогда ещё не знал, но эта короткая фраза — «помощник, соответствующий ему» — нанесёт немало вреда. Я увижу, как ею будут пользоваться, чтобы не пускать женщин за кафедру и в руководящие должности. Чтобы затыкать им рот на совещаниях и в браке. Чтобы внушать дочерям, что им нужно мечтать по-маленькому, будто высшее предназначение их жизни — поддерживать чью-то чужую.

Прошли годы, десятилетия, прежде чем я вернулся к этому стиху. Чтобы спросить, а что он на самом деле говорит?

И то, что я нашёл, скрытое в древнем слове «помощник», заставило меня задуматься: сколько силы мы заперли под замок только потому, что кто-то когда-то сказал, будто это слово означает «менее значимая»?

Оказалось — никогда не означало.

Позвольте объяснить

Слово, которое мы поняли неправильно

Долгое время я не задумывался над этой фразой: «Сотворю ему помощника». Она жила у меня в голове, как старая мебель — всегда на месте.

Но слово, которое мы переводим как «помощник», — это не просто милый ярлычок. В оригинале на иврите оно звучит как «эзер», и это одно слово меняет всю историю.

Когда мы сегодня слышим «помощник», мы обычно представляем себе ассистента — человека, который делает мелкую работу, пока «настоящая» работа происходит где-то ещё. Мы слышим «помощник» и думаем: младший, второй номер, группа поддержки.

Но «эзер» означает совсем не это.

Представьте: ваша машина сломалась посреди пустыни, и вы застряли на обочине. Что вам нужно? Вам не нужен «ассистент», который будет сидеть рядом и наблюдать за вашим отчаянием. Вам нужна помощь — настоящая. Такая, которая принесёт вам то, чего у вас нет. Эвакуатор. Механик. Телефон с сигналом, когда у вашего нет связи. Без этой помощи вы никуда не уедете.

Вот такую помощь и описывает слово эзер. Не помощничек. А помощь, без которой не выжить.

Это помощь, которая спасает. Это сила, которая восполняет то, чего вам не хватает.

С самого начала истории женщина не представлена как дополнение или опция. Она представлена как необходимость.

Адам без Евы — это незавершённость, неполнота, тупик.

Это слово не про подчинённость, а про силу.

И когда ты это понимаешь — вся история раскрывается совершенно по-новому.

Правда, о которой нам не рассказали

Если эзер действительно означает необходимую силу — ту помощь, которая держит всё вместе, — то по тому, как Церковь веками говорила о женщинах, этого не скажешь.

Где-то по дороге мы сузили это слово.

Мы превратили сильных партнёрш в тыловую поддержку.

Мы сказали женщинам: «Отойди, помолчи, позаботься, чтобы чужая жизнь шла гладко — но не вздумай выходить на передний план».

Никто не вставал за кафедру и не говорил:

«Это слово означает силу. Это слово означает, что ты необходима».

Вместо этого
помощница подавалась как вежливое слово для «стой в своём углу».

И дело не ограничилось этим стихом из Бытия.

Мы взяли другие строки и построили из них клетку:

  • «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…» (Ефесянам 5:22)
  • «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1 Тимофею 2:12)
  • «Жёны да молчат в церквах…» (1 Коринфянам 14:34)

Эти стихи вырывали, повторяли, приколачивали к кафедрам и печатали в книгах поколениями, почти всегда без контекста — и почти никогда не рядом с остальной частью истории.

Мы опускали то, что не подходило.

Истории о взаимном подчинении.

О женщинах, возглавлявших домашние церкви, финансировавших служения, провозгласивших первое воскресение мужчинам, которые не поверили.

Мы забыли, что Павел называл женщин апостолами, учителями, пророчицами.

Мы забыли, что ранняя церковь выжила потому, что женщины не захотели молчать.

Но на церковной скамье, где сидел я ребёнком, об этом не говорили.

Никто не вставал и не говорил: «Постойте, мы что-то упускаем».

Вместо этого слово
помощник стало аккуратным способом посадить женщин в коробку: будь поддержкой, соглашайся, молчи, когда это важно.

Поддерживай чужое призвание — но не рассчитывай на собственное.

И это сработало.

Поколениями это формировало, кем женщины думали, что могут быть, и на что мужчины считали себя вправе.

И это заставляло таких мальчиков, как я, сидеть на скамье и думать:

«Хорошо, что мне не нужно быть помощником».

Только вот никто нам не сказал, что помощник — это никогда не была второстепенная роль.

Потому что это слово появляется ещё в одном месте — и когда ты узнаешь, кто ещё носит имя Эзер, вся идея о женском «меньшинстве» рассыпается в прах.

Бог, Который носит это имя

Если вы росли, как я, вы, вероятно, тоже этого не слышали:

Слово эзер встречается в Ветхом Завете не только в книге Бытия.

Оно используется 21 раз.

И вот важный момент, о котором никто не сказал:

В 16 случаях слово «эзер» описывает не людей. Оно описывает Бога.

Снова и снова, когда люди взывали о помощи, которую не могли найти больше нигде, слово эзер обозначало Того, Кто приходит —

не как ассистент или напарник,

а как спаситель, защитник, щит и сила.

  • «Душа наша уповает на Господа: Он — помощь [эзер] наша и щит наш» (Псалом 32:20)
  • «Вот, Бог — помощник [эзер] мой; Господь поддерживает душу мою» (Псалом 53:6)
  • «Блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе, народу, хранимому Господом? Он — щит помощи [эзер] твоей и меч славы твоей» (Второзаконие 33:29)

То же слово. Та же идея. Та же сила.

Если эзер достаточно хорошо, чтобы описывать Бога, Который держит Вселенную,

то как мы умудрились исказить это слово до команды «женщина, молчи»?

Когда в книге Бытия сказано, что Бог создал женщину как эзер,

это не значит «вторая пара рук для кофе и крошек».

Это значит: она — та сила, которая приходит, когда чего-то не хватает.

Та, кто держит всё вместе, когда без неё история развалилась бы.

Поэтому, если вам когда-либо говорили, что помощница — значит второстепенная роль —

помните:

это одно из имён, которое носит Сам Бог.

Эзер рядом со мной

Теперь я больше не сижу в церкви с мыслью:

«Хорошо, что я не женщина».

Теперь я сижу рядом с женой в кабинете врача.

Стою рядом, когда она подписывает бумаги.

Смотрю, как она держит нашу семью вместе в те дни, когда я сам разваливаюсь.

Если вы хотите увидеть эзер во плоти — далеко ходить не надо.

Приходите за наш стол.

Посмотрите, как моя жена снова и снова встаёт ради других, даже когда у неё самой на нуле.

Посмотрите, как она не уступает, когда жизнь пытается сбить её с ног.

Посмотрите, как она несёт на себе то, что другим не приходится нести — и при этом ни разу не жалуется.

Она — не моя ассистентка.

Не моя подстраховка.

Не фон в моей истории — она и есть история.

Она — та сила, благодаря которой всё это возможно.

Бог знал, что делал, когда сказал:

«Нехорошо быть человеку одному. Сотворю ему эзер».

Проповедник частично был прав: мне действительно нужна помощь.

Мне нужна она.

Не потому, что я герой.

А потому что никто не может держать жизнь вместе в одиночку.

И, возможно, пора церкви сказать об этом правду.

Эзер никогда не означало «меньше».

Никогда не означало «мелко».

Оно означает: достаточно сильна, чтобы стоять лицом к лицу.

Достаточно сильна, чтобы нести то, чего другие не могут.

Достаточно сильна, чтобы напомнить остальным, как выглядит образ Божий — здесь и сейчас.

Может быть, если бы церковь сказала правду,

мы все были бы сильнее,

потому что не потратили бы поколения на то, чтобы заглушить половину той силы, которую Бог нам дал.