Традиционные представления о небесах на самом деле противоречат Писанию.
Сегодня миллионы христиан во всем мире строят своё мировоззрение вокруг идеи рая и ада. Христиане отправляются на небеса, неверующие — в ад. Следовательно, долг верующего — обратить неверующих, чтобы спасти их от ада. Страх перед адом используется для поддержания членов общины в повиновении и для побуждения их к ревностной евангелизации. Всё сводится к тому, чтобы попасть на небеса и избежать плохого места. Однако эти убеждения нигде не встречаются в Библии. На самом деле нездоровая одержимость загробной жизнью разрушает христианство изнутри.
Если бы небеса были так важны для Иисуса, можно было бы ожидать, что он посвятит им большинство своих проповедей. Но он этого не делал. На самом деле Иисус почти не говорил о небесах. Большинство его учений касается природы и смысла закона, того, как следует относиться к другим людям, как видеть людей глазами Бога, как молиться и приближаться к Богу — в этой жизни. Все учения Иисуса касаются того, как люди должны вести себя в своей физической жизни, а не как попасть на небеса.
Вера Иисуса в небеса совсем не похожа на сегодняшние представления. В иудаизме тело и душа неразрывно связаны. Одно не может существовать без другого. Чтобы душа достигла бессмертия, тело также должно стать бессмертным. Именно поэтому тело Иисуса было воскресено из мёртвых, и именно поэтому существует вера в то, что тела христиан будут воскрешены в конце времён.
Идея о том, что душа отрывается от тела и скрывается на небесах, является новой и противоречит значительным частям той же Библии, в которую верят приверженцы идеи о небесах. Вера в то, что сверхъестественное царство важнее физического, противоречит тому, что на самом деле говорится в Библии. На самом деле, разница между физическим фокусом Библии и христианским акцентом на метафизическом породила гностицизм. Потому что в конце концов одержимость небесами и работа на загробную жизнь идут вразрез с тем, что Бог на самом деле говорит и чего хочет от нас.
Бог любит физический мир
Сосредоточение внимания на небесах как на конечной цели нашей физической жизни — это как пощёчина Богу. Бог создал физический мир и создал его по какой-то причине. В Бытии говорится, что Бог создал всё, и Он сказал, что это хорошо. Всё это было хорошо.
«И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, оно весьма хорошо. И был вечер, и было утро — день шестой.» — Бытие 1:31.
Это раскрывает некоторые основные истины, на которые большинство людей не обращает внимания. Бог создал физический мир и любит его. Иначе зачем было его создавать? Зачем уделять ему столько времени и внимания? Бог не только создал физический мир, но и поместил в него человека. Он создал человека по Своему образу, вдохнул в него дыхание жизни и поставил его выше Своего физического творения. Очевидно, что существует план, цель и любовь к физическому миру. Такие высказывания, как «я живу для небес» или «это всего лишь временная остановка перед небесами», совершенно игнорируют ценность, которую Бог придаёт нашему физическому миру.
Если бы физический мир не имел никакой ценности, Бог бы не придавал ему никакой важности. Но мы не видим никаких доказательств этого. Бог даёт многочисленные заповеди о том, как относиться к нашим телам, как питаться и как относиться друг к другу в физическом смысле. Секс — это физическое. Брак — это физическое. Пища — это физическое. Насилие — это физическое. Библия подробно говорит (буквально) об этих вещах. Если бы эти вещи не имели значения, а небеса были единственным, что имеет значение, то Библия подробно рассказывала бы о небесах и духовном мире. Но наоборот, Библия почти не говорит о духовном мире и много говорит о физическом мире.
Противоречие
Фокус христианства на небесах привёл в замешательство гностиков в раннем христианстве. Гностики утверждали, что, если истинный замысел Бога для человечества был бы метафизическим или духовным, физический мир не имел бы смысла. И в некотором смысле они были правы. Если Бог заботится только о наших душах, зачем помещать наши души в смертные тела и причинять нам боль, если небеса являются истинной целью? Чтобы разрешить это противоречие, гностики утверждали, что физический мир был создан самозваным богом, который фактически захватил поклонение истинного Бога, скрытого в духовном мире. Именно поэтому гностики считали, что Иисус никогда не был физическим, а только духовным, и почему гностики говорили, что «тайное знание» духовного мира — единственный способ избежать ловушки физического мира.
Ортодоксальное христианство подавило гностицизм, не разобравшись по-настоящему с противоречием, которое породило эту ересь. Слишком большой акцент был сделан на небесах. Правда в том, что небеса практически не встречаются в Библии.
Если все мы отправляемся на небеса после смерти, зачем нам будет хотеться воскреснуть в физическом теле? Воскрешение тела не имеет смысла, если душа сразу же попадает на небеса после смерти. Кто захочет покинуть небеса? Только Иисус сделал это, и для него это было бременем. Если мы уже находимся на небесах после смерти, зачем возвращаться для суда в конце? Это не имеет смысла.
Небеса в Ветхом Завете
В Ветхом Завете почти ничего не говорится об идее небес. Слово «небеса» на древнееврейском — «שמים» или «шамаим». Это слово означает небо и звёзды и часто используется вместе со словом «земля». В этом контексте слово используется для описания всей физической власти Бога (небо и земля). Производное этого слова также может быть использовано для описания места, где обитает Бог, когда Его присутствие не на Земле. Бог обитает на небесах, но это не место, куда, как считали евреи, они могли бы попасть. Слова «небеса» и «небесные» появляются много раз в Ветхом Завете, но никогда не описывают место, куда попадают души людей после смерти.
Снова, евреи верили, что душа должна находиться в теле, и поэтому воскресение тела является столь важной частью еврейской и раннехристианской литературы.
Многие люди указывают на историю в Ветхом Завете, где пророк Илия «взят на небеса», но в этом контексте только говорится, что Илия был вознесён на небо. Многие верили, что Илия просто был перемещён в другое место. Они даже пошли его искать, а письмо от Илии злому царю записано как написанное спустя годы после того, как он, как считается, был взят на небеса. Илия никогда не отправлялся в небесные сферы, потому что это не места, куда могут попасть люди.
В "Библейских ответах" по этому поводу говорится следующее:
«Как показывают эти отрывки, тщательное чтение Писания показывает, что чудесное удаление Илии на огненной колеснице заключалось в его перемещении в другое место в этом регионе, а не в переходе к вечной жизни на небесах.»
Без этой истории небеса полностью отсутствуют в Ветхом Завете. Тот же Ветхий Завет, который учил Иисус, и тот же Ветхий Завет, который, как считается, содержит первоначальное откровение Бога. Если Бог ничего не сказал о небесах на протяжении многих веков и поколений, почему мы должны считать, что это важный краеугольный камень нашей религии сегодня?
Небеса в Новом Завете
Иисус — основатель и совершитель христианской веры. Если бы небеса были такой важной частью Его плана, Он бы говорил о них широко. Однако, как и пророки до него, Иисус почти не говорит о небесах. Он говорит обширно о Царстве Божьем, но это царство земное. Оно здесь. Оно сейчас. Жить как последователи Иисуса с сердцем, которое активно ищет Бога, — это и есть Царство Небесное.
Иисус объясняет, что такое вечная жизнь, и это не небеса.
«Жизнь вечная же есть в том, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и Иисуса Христа, Которого Ты послал» (Иоанн 17:3).
Иисус также говорит:
«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой каждый день, и следуй за Мною» (Лука 9:23).
Люди должны ежедневно нести свой крест в этой жизни и следовать за Иисусом здесь и сейчас, а не на небесах. Иисус сосредоточен на физическом мире, как и Отец. Зачем просить людей ежедневно брать свой крест в этой жизни, если небеса — это настоящая цель? Если бы небеса были истинной целью, людям следовало бы взять крест всего один раз, как это сделал Иисус. И, действительно, многие христиане ошибочно считают, что для спасения нужно только один раз что-то сказать или сделать. Но это не то, чему учит Иисус. Он учит, что следование за Ним и поиск Бога — это постоянное усилие.
Иисус учил, что настанет конечный суд, когда праведные будут допущены к пребыванию с Богом, а нечестивые будут уничтожены. Те, кто имеют сердца для Бога и принимают приглашение, смогут жить в своих воскресших телах. Остальные столкнутся с уничтожением (не адом; уничтожение — это отправление в небытие, навсегда вне присутствия Бога).
Павел учит тому же.
«Как мы носили образ перстного, так будем носить и образ небесного. Но скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Коринфянам 15:49–52).
Павел говорит, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия. Мёртвые восстанут, чтобы жить с Богом, но это не совсем то представление о небесах, которое разделяет большинство христиан.
Послание к Евреям говорит то же самое:
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евреям 9:27).
Люди умирают, затем они спят, и затем, в конце, все будут восставлены для суда. Иисус Христос, совершенный спаситель и жертва, будет ходатайствовать за тех, кто следовал за Ним. Остальные предстанут перед судом сами. Нечестивые будут отсортированы и погибнут, а праведные будут жить в новых телах.
Иисус говорит, что никто не восходил на небеса. Никто.
«Никто не восходил на небеса, кроме Сына Человеческого, Который сошёл с небес; и как Моисей вознёс змею в пустыне, так должно быть вознесено Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него имел жизнь вечную» (Иоанн 3:13–15).
Только Иисус был на небесах. Он единственный человек, кто испытал небеса. Иисус говорит, что вечная жизнь — в Нем и что знание Его — это вечная жизнь. Ирония в том, что эти стихи непосредственно предшествуют тому стиху, который все знают наизусть, Иоанн 3:16, но мало кто может процитировать Иоанн 3:13–15.
Христианство — не о небесах
Существуют целые секты христианства, посвященные «молитве грешника». «Молитва грешника» — это вера в то, что человек может просто произнести несколько слов в момент страсти и вдруг получить спасение на всю вечность. Люди, произносящие молитву грешника, спасены от ада и попадут на небеса после смерти. Но это не то, о чём христианство, потому что христианство не о том, чтобы попасть на небеса. Христианство — это следование за Иисусом с целью познания Бога в этой жизни. Бог хочет пребывать с человечеством в этом творении, и грех мешает нам приблизиться к Богу. Иисус может удалить грех, который блокирует нас от присутствия Бога. В этой жизни.
Давид и Иисус являются великими примерами тех, кого Бог любит. Оба активно искали Бога и усердно стремились найти Его в этой жизни. Никто из них не был одержим небесами, смертью или загробной жизнью. Они были сосредоточены на поиске Бога и стремлении к Нему в своих физических телах. Иисус и Давид оба хотели пребывать с Богом, познавать Бога, любить Бога и следовать за Ним. Это то, к чему мы должны стремиться.
Христианство — не о небесах. Оно никогда не было о небесах. Это не о спасении определённого числа душ, чтобы жить на небесах. Превращение христианства в идею о небесах обесценивает религию и упрощает сложный и древний набор верований. Библия не сосредоточена на небесах, так почему же мы?
Единственное, что удерживает такой небесно-ориентированный вариант христианства от превращения в культ смерти, — это вера в то, что самоубийство является грехом. (Самоубийство — грех, потому что это незаконное повреждение физического творения Бога. Это насильственный акт против тела, созданного Богом.) Без этого барьера, что помешало бы всем просто покончить с собой, чтобы попасть к Богу?
Заключение
Христианство — это следование за Иисусом. Следование за Иисусом позволяет нам приблизиться к Богу. Бог хочет приблизиться к нам в этой жизни. В конце времён Бог воскресит тела всех, и те, кто приблизился к Нему, смогут пребывать с Ним, но не так, как многие думают. Эти люди, которые смогут пребывать с Богом, — это те, кто уже пребывает с Ним в настоящем физическом мире (или стремятся к этому). Небеса в этом контексте — это продолжение идеального состояния бытия, а не новое состояние.
Все остальные будут уничтожены и, следовательно, лишены доступа к Богу. Но эти люди уже отвернулись от Бога в этой жизни и, следовательно, будут продолжать лишаться доступа к Нему.
Идея о том, что души отправляются на небеса после смерти и живут вечно, — это вымысел, который переключает фокус с Бога на небеса. Бог хочет, чтобы мы познали Его в этой жизни. Познание Бога — это вечная жизнь. Привилегия познания Бога — это то, к чему мы все должны стремиться. Царство Божие здесь и сейчас, а не где-то далеко, куда можно попасть только после смерти.
Современная идея о небесах обесценивает большую часть Библии. Почему фокусироваться на физическом, если целью являются небеса? Почему бы Богу подвергать нас страданиям в физической жизни, если это в конечном итоге не имеет значения? Почему физический грех имеет такое значение, если Бог может устранить его на небесах? Почему Бог послал своего Сына в физический мир, если физический мир не имеет значения?
Правда в том, что идея следовать за Иисусом в этой жизни не так популярна. Небеса популярны. Идея о том, что люди могут получить вечное вознаграждение за минимальные усилия на Земле, — это соблазнительная фальсификация. Говорить людям, что следование за Иисусом позволяет нам увидеть Бога-Отца в этой жизни, — это высшая награда, но она не так привлекательна, как обещание небес.
Разве не было бы самым коварным делом исказить учения Бога, чтобы сосредоточить внимание на вымышленном небе, чтобы отвлечь людей от истинных учений и цели Бога?
Если вам нравится читать статьи на нашем канале и вы хотите помочь в его развитии, вы можете поддержать канал донатом: