16,7K подписчиков

Зачем в фильм «Чародеи» ввели девочку Нину, которая особой роли в сюжете не играет

95K прочитали

Многие наверняка помнят эту милую девочку из советской комедии «Чародеи» 1982 г.

Нина Пухова – младшая сестра Иванушки, жениха Аленушки из Китежграда. Сбежав вслед за братом из дома, девочка помогала ему разобраться с магическими и простыми человеческими проблемами:

  • то с Аленушкой общий язык найти;
  • то с парочкой Витей Ковровым и Фомой Брылем пообщаться;
  • то с музыкальной группой вместе песню спеть;
  • то даже элементарно заказать завтрак у ворчливой скатерти-самобранки.

Да, безусловно, девочка была милая, позитивная и вообще симпатичная.

Но давайте начистоту: вот убери Нину из сюжета – и он ничего бы не потерял.

Что, Иван сам себе завтрак не заказал бы? В крайнем случае, 1 пропуск приема пищи ничего страшного с ним не сделал бы. Да и с чародеями он и сам бы договорился.

Или Нина нужна была, чтобы в самом финале взмахнуть волшебной палочкой «строго по назначению»: мол, давайте уже, наконец-то, отметим Новый год, «а то взрослые со своей любовью о нем забыли»?

Ну, так если забыли – значит, не настолько важен он был им на тот момент.

Да и разница в возрасте брата и сестры у некоторых вызывала удивление. Нет, конечно, такая разница (лет 10, а то и 18) между старшим и младшим детьми в семье бывает сплошь и рядом. Но по ходу дела эту героиню кто угодно мог принять за Иванушкину дочку, а не сестру. А это, согласитесь, так себе... с учетом того, что он к невесте приехал...

Да и песни девочки, хоть и звучали замечательно, однако… могли бы быть спеты другой героиней. Тем более, что исполняла их не сама юная актриса, но:

  • «Три белых коня» пела Лариса Долина;
  • «Песенку о снежинке» – Ольга Рождественская;
  • «Говорят, а ты не верь» – Ирина Отиева и Ольга Рождественская.

Более того, после того, как материал был уже отснят, даже реплики девочки были переозвучены взрослой актрисой – Светланой Харлап.

Так зачем нужна была эта юная героиня, занимавшая, в общем-то, немало места, но не игравшая особой роли в сюжете?

Кадр из фильма "Чародеи"
Кадр из фильма "Чародеи"

У сценаристов братьев Стругацких и режиссера Константина Бромберга (у него – в большей степени) были следующие цели введения девочки в фильм.

Прежде всего, милый, озорной ребенок в кадре нужен был, чтобы увеличить кино-аудиторию. Фильм планировался как семейная комедия, и детям тоже должно было быть интересно его смотреть.

Но главным было то, что Нина Пухова стала фоновым персонажем из разряда тех, кого специально вводят в книги, кино и мультфильмы, чтобы подчеркнуть их характер: комедийный или драматический (в зависимости от жанра).

В этом плане «соседями» Нины по ряду фоновых персонажей являются, например:

1) бабушка, с которой «разобрался» Родион Раскольников. Вот она была – но явно и активно в сюжете не участвовала. Зато какие вокруг нее крутились проблемы;

2) Виктор Цой, появившийся ненадолго в самом конце «Ассы»;

3) мушонок Вжик в диснеевском мультике «Чип и Дейл спешат на помощь». Вжик даже не умел разговаривать. Зато он время от времени оживлял сюжет умилительными выражениями мордочки, попадал в веселые передряги и прочим образом смешил зрителей;

4) белка в «Ледниковом периоде». Она нагрузки на сюжет, вроде, не создавала. Только и делала, что гонялась за своим орехом. Однако этот орешек оказывался настолько крепким, что по всей Земле из-за него то и дело сменялись эпохи;

5) 2 друга – солдата королевской армии и 2 друга-пирата в «Пиратах Карибского моря». 1-ые все время ссорились по мелким поводам, занимались непонятными размышлизмами, а в итоге могли проворонить преступника или даже целый корабль. А 2-ые тоже постоянно то напяливали женские платья, чтобы неприятелей обмануть, то еще что-то смешное вытворяли.

Такие персонажи нужны, чтобы, когда зрителю начинает поднадоедать главный сюжет, отвлекать его: оживлять картину, не дать заскучать, придать изюминку и смак.

И ведь часто бывает, что такие второстепенные герои даже больше нравятся зрителям, чем главные персонажи.

То же произошло с Ниной Пуховой: многие зрители полюбили эту героиню в исполнении Ани Ашимовой.

Интересно, что реакция реальных знакомых Ани существенно отличалась от любви телезрителей. Некоторые сверстники завистливо отнеслись к участию девочки в съемках фильма, ставшего популярным.

Во многом именно давление ровесников повлияло на то, что Аня не захотела становиться профессиональной актрисой и больше ни в 1 фильме не снималась ни в детстве, ни во взрослом возрасте.

Она окончила факультет экономической информатики в Государственной академии управления в Москве (сейчас она называется Государственным университетом управления), вышла замуж и родила сына.

Сравнивая себя в детстве с образом сыгранной ею героини, Анна смеется: на самом деле она была озорной забиякой. Могла стукнуть даже мальчика, отобрать игрушку у любого. Родители ее любили и всё ей прощали.

Кадр из фильма "Чародеи"
Кадр из фильма "Чародеи"

На роль в фильм «Чародеи» ее заприметил ассистент режиссера, когда девочка занималась в одном из кружков Дворца пионеров. Там она пела, танцевала и вообще очаровала своим поведением человека, пришедшего найти юную актрису.

Впрочем, на киностудию пригласили не только Аню, но и других девочек из ее кружка. Но Константину Бромбергу она понравилась больше остальных, хотя и не могла выучить наизусть текст, даже плакала из-за этого.

Сниматься вместе со знаменитостями (Александр Абдулов, Валентин Гафт, Михаил Светин, Эммануил Виторган!..) Ане было несложно. Хотя бы просто потому, что она… не разбиралась в актерах. И не могла понять, что это такое – играть в паре со звездой.

Это помогло ей уверенно держаться в кадре. Поэтому роль Нины Пуховой до сих пор нравится очень многим зрителям – хотя она, как уже сказано, особой нагрузки для сюжета не несет.

О других стереотипах, связанных с этим советским кино, читайте пост «В фильме «Чародеи» Алена с весной в сердце не особо отличается от Алены без весны», а также статью «Как Стругацкие «Чародеев» продолжить хотели».