Современный мир предоставил уникальную возможность слиться в экстазе как врождённым, так и приобретённым нарушениям сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция начинается еще в утробе матери. Ребенок чувствует ее движения, пробует на вкус околоплодные воды, реагирует на изменения тонуса матки, соответственно рождается уже с первоначальной чувственной базой, с мозгом, готовым продолжать эту работу. Это если все было в порядке. Современная медицина обладает огромным арсеналом для сохранения патологических беременностей, и активно применяет его. Бывает - что для перестраховки. Бывает - при истинной угрозе прерывания. Отсюда следуют две вещи:
1. Рождаются те дети, которые не родились бы еще лет 50 назад, так как организм отторгает слабые эмбрионы.
2. Огромное количество беременностей протекает в регулируемом извне, не предусмотренном природой режиме.
Держа в уме эти два фактора, мы идём дальше. А дальше у нас роды.
Естественные, без медикаментозной или какой-либо иной поддержки роды - сейчас хорошо если процентов 10 от всего количества. Опять-таки дискуссионный вопрос - оправдана ли поддержка. Очень часто она оказывается по протоколу, без реальных показаний. Родился? По шкале Апгар норма? Задача роддомом выполнена, а об отдалённых последствиях думать уже не задача персонала.
Активное ведение родов - во многом следствие первых двух факторов. Патологическая беременность автоматически предполагает патологические роды, которые действительно нуждаются в поддержке. Но к нашей уже удручающей статистике добавляется изрядный процент нормальных беременностей - но "активных" родов по протоколу, с медикаментозной и инструментальной поддержкой просто потому, что так положено, и родов патологических из-за халатности персонала, их принимающего (бывает, что уж там).
Итак, патология со стороны матери влечёт за собой сохранение беременности, помощь в родах ведёт к рождению ослабленного ребёнка, ресурсы организма которого заняты выживанием еще внутриутробно, не до обработки входящих сигналов.
Патология со стороны плода, сохранение беременности - и рождается ребенок, изначально мало способный на сенсорную интеграцию.
Широко принятая активная помощь в родах по протоколу - и рост количества детей с минимальными неврологическими нарушениями, опять-таки снижающими способность мозга к сенсорной интеграции.
Этот фарш практически невозможно провернуть назад, и не нужно. Беременности будут сохраняться, у нас не первобытно-общинный строй, в котором рожают лишь наиболее сильные особи, на эту тему дискутировать бессмысленно, и статья не для этого. Она - объяснение того, что причины практически поголовной сенсорной дезинтеграции начинаются тут. А дальше - продолжаются. И это - наша реальность, и повод для работы.
Что же дальше?
А дальше детство.
Закономерный вопрос часто задают - в советское время рожали вообще ужасно! А нарушений развития было меньше! Ну, во-первых, не так намного меньше, как кажется. Прятали лучше половину из них, оставляли в роддомах и интернатах. А вторую половину, кто полегче, лечили ремнем, а не нейролептиками, и как-то тянули из класса в класс. Но все же да, после кошмарных советских родов и результаты должны бы быть кошмарными, а вроде и нет, почему?
Потому что окружающая среда как раз в этом историческом периоде была максимально способствующей максимальной компенсации за счет нейропластичности.
Действительно уникальный короткий исторический период - советское время. Детский труд во имя экономики уже не используется, детский труд во имя детоцентризма - еще тоже. Ребёнок уже и еще ничем не занят, кроме прямых задач своего развития - ознакомления с окружающим миром путем бега, прыжков, ползания, лазания, хватания, бросания, позже - игры.
Рано свободен в передвижениях - все вокруг довольно сильно заняты и обеспечивают ребёнку лишь базовую безопасность. Никакой ментальной математики, раннего английского и Монтессори. Мультики по телевизору в 20.45, все остальное время - безудержная сенсорная интеграция, все время пока ребёнок не спит. Мощнейшая естественная терапия, благодаря которой корректировались все легкие минимальные мозговые дисфункции. Тяжелые - конечно же нет, до тяжёлых мы еще доберемся, но и тяжелые становились полегче.
Этот фарш, как и предыдущий, назад тоже не прокрутить, мир сейчас другой. И он, этот мир, способствует сохранению нарушений обработки сенсорной информации у детей, отсутствию их естественной корректировки. И - развитию сенсорной интеграции как терапии.
Кому же она нужна - поговорим в следующий раз.
Наша некоммерческая организация занимается активным внедрением сенсорной интеграции в систему ранней помощи. У нас более 30 человек детей ждут очереди на терапию, но для этого нам нужно более просторное помещение. Мы собираем средства на открытие сенсорно-двигательного зала, и просим Вашей помощи! Даже 300 р - это уже один квадратик пола в зале, и на один шаг ближе к помощи для этих детей. Нам надо успеть, пока она для них ещё ранняя, и мозг максимально пластичен.
Мы просим Вашей помощи и репостов, чем больше о нас узнают, тем ближе мы и наши дети к цели широкого распространения сенсорной интеграции как терапии, доступной для всех🙏
Вот страничка нашего проекта, на которой можно подробнее узнать о нас и сделать пожертвование. Ну а мы обязательно отчитаемся о том, как идут дела