Найти в Дзене
Неведомое прошлое

Основатель Руси Рюрик – русский или скандинавский князь?

Оглавление

Князь Рюрик – первый, с кем связывают историки возникновение русской государственности. До него на территории нашей страны было много государственных образований – Триполье, Урарту, легендарный Аркаим, греческие мегаполисы, Понтийское царство, царство скифов. Но то государство, которое впоследствии стало Русским царством, а ещё позже современной Россией, принято отсчитывать от Рюрика – первого государя, который задокументирован в летописях, как русский князь.

В. М. Васнецов "Призвание варягов"
В. М. Васнецов "Призвание варягов"

До появления первого князя, племена словен, кривичей, меря и чуди, жившие на северо-западе современной России, платили дань варягам, которые приплывали на их земли по Варяжскому (Балтийскому) морю. Согласно летописям, в 862 году эти племена дали сборщикам дани отпор и прекратили ежегодные платежи. Однако после этого они начали враждовать между собой и никак не могли договориться. Итогом вражды стал уговор выбрать себе князя из варягов, называемых русью.

Согласно «Повести временных лет», «В год 6370 (862). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами». Во многих из ранних списков – Лаврентьевском, Троицком, Ипатьевском текст отличается. В них русь упоминается в числе других племён, которые призывали варягов, а сами варяги не называются русью.

Памятник князьям Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (скульптор О. Шоров) (2015)
Памятник князьям Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (скульптор О. Шоров) (2015)

Согласно «Повести временных лет», возглавить вышеупомянутые племенные союзы вызвались три брата со своими дружинами: старший Рюрик стал править в Старой Ладоге, второй брат Синеус – на Белозере, а третий Трувор – в Изборске. Через два года два брата умерли, и Рюрик стал править в этих городах единолично, построив себе в 864 году на земле словен новую резиденцию – Новгород (т. н. Рюриково городище в Великом Новгороде). Через своих наместников Рюрик начал распространять власть и на другие города, установив княжескую власть в Полоцке, где жили кривичи, Ростове, где жили меря, Белозере, где обитала весь и Муроме, где жило племя мурома. В 866 году Рюрик отправил двух своих бояр Аскольда и Дира в поход на Византию. Бояре двумястами суден осадили Константинополь, но, согласно византийским источникам, налетела буря и разметала корабли. Аскольд и Дир отправились обратно, добрались до Киева, где жили поляне, которыми правили потомки Кия, Щека и Хорива и захватили его. Рюрик умер в 879 году, оставив своего малолетнего сына на попечение его дяди – брата жены Рюрика Ефанды Вещего Олега. Через 3 года Олег с многочисленной дружиной взял города Смоленск и Любич, спустился по Днепру к Киеву и, заманив к себе в ладью Аскольда и Дира, убил их со словами: «Вы не князья, и не княжеского рода, а я – княжеского рода», при этом предъявив им Игоря Рюриковича. Таким образом, Киев вошёл в древнерусское государственное образование.

Государство Рюрика - Вещего Олега
Государство Рюрика - Вещего Олега

Норманнская версия происхождения Рюрика

Согласно так называемой норманнской теории, разработанной иностранными историками на службе России, русское государство создали викинги, называемые варягами, и само слово русь скандинавского происхождения. Согласно этой теории, Рюрик носил древнегерманское имя, известное по руническим записям в Швеции и Дании. Сторонники этой теории пытаются отождествить Рюрика из «Повести временных лет» и Рорика Ютландского (Фрисландского), который крестился в 826 году и получил от короля франков Людовика Благочестивого часть Фризии, однако уже 841 году был изгнан с этих земель его сыном Лотарём I. Многие годы Рорик воевал с королём Дании Хориком I и грабил бывшие ранее своими земли во Фризии на протяжении всех 860-х. Только в 870-873 году он вернул их в своё владение, став вассалом Людовика II Немецкого. Умер Рорик Ютландский в 882 году. Ни о каких походах на славянские земли в датских сагах упоминаний нет.

Вторым претендентом на отождествление Рюрика является Хрёрик Метатель Колец – датский конунг, дед принца Гамлета, покоривший славян-вендов. Однако, согласно датскому летописцу Саксону Грамматику, жил Хрёрик в VII веке. И снова нестыковка и попытка притянуть факты за уши.

Славянская версия происхождения Рюрика

Более правдоподобна версия о том, что летописный Рюрик прибыл из земель вагров (в германских летописях Waris, Waaris, Wagiri, Wairi, Uuaigiri или Warni) – западных полабских славян из племенного союза ободритов. Этой версии придерживался М. В. Ломоносов, писавший «варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов». То же самое утверждается и в «Казанской истории» (XVI в.): «Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет».

Согласно изложению российского историка В. Н. Татищева, основанному на недошедшей до нас Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном дочери старейшины словен Гостомысла Умилы, правившего на Новгородских землях до основания Новгорода, а отцом его был варяжский князь, живший на финских землях. Согласно Воскресенской летописи XVI в., умирая, Гостомысл попросил позвать на княжение своего внука Рюрика, о котором он видел сон, что тот станет великим правителем. Так Рюрик появился в Приладожье со своими братьями.

Преданий так много, и они отличаются друг от друга настолько, что истины в них уже не найти. Но если и существовал легендарный Рюрик, то он, скорее всего, был славянин и понимал словенский язык. К тому же, в те времена люди не делали больших различий между славянскими племенами, скандинавами, германцами. Народы жили бок о бок, понимали друг друга и пользовались, скорее всего, близкими друг другу наречиями, потому что нигде не говорится о европейских соседях славян как о чужеземцах. Все названия вроде русичи, франки, викинги обозначали союзы племён, которые отличались в мелочах, но были схожи друг с другом. Различия появились гораздо позже, с образованием империй и царств бывших варваров. Они появились в результате многочисленных войн, когда нужно было отличать своих от чужих, в результате дальнейшего развития европейских языков, когда люди перестали понимать друг друга. Ведь в начале IX в. в Европе, например, ещё не существовало итальянского, английского, французского и немецкого языков. Были лишь германские и славянские диалекты, которые смешивались с греческим языком и латынью. Поэтому, в любом случае, из какого бы племени ни был Рюрик, он был НАШИМ, и кровь его потомства осела в крови русского народа и заняла своё место в его генофонде.

-4