- «Мы открываем этот памятник тем умершим дочерям и сынам, которые, как жертвы произвола, не увидят больше Родину. Память о них будет вечно жить в наших сердцах».
- Вот и бывшие репрессированные латыши и их дети, которые специально приехали на Север для восстановления «Dzimtenei» в 1989 году, приняли решение считать этот монумент, памятником всем погибшим в местных лагерях и оставшимся навечно в многострадальной земле приполярной Инты.
Первый памятник заключённым сталинских лагерей был открыт в СССР, в приполярной Инте (на территории современной Республики Коми – от ред.) 29 июля 1956 года, когда система ГУЛАГа ещё действовала. Он сооружён руками политических зэка-латышей после их освобождения из северного лагеря и отъездом на родину.
Для того, чтобы получить разрешение на установку монумента, для руководства лагеря придумали легенду – памятник строится, как надгробие на могилах нескольких латышей. Прибалты, памятник Dzimtenei (Родине), погибшим землякам установили на лагерном кладбище при ОЛП № 2 (Отдельный Лагерный Пункт – от ред.) посёлка Восточный, на котором в ту пору хоронили заключённых, а позже – вольнонаёмных.
Памятник создавался тайно, в подвале дома по улице Кирова, где размещались мастерские по изготовлению декоративных украшений для строящихся зданий Инты.
Заключённый скульптор Эдвардс Сидрабс изваял глиняную модель, отлил форму из гипса, а части памятника сделал из обычного бетона. В то время ему помогали земляки – Янис Спронгис, Адольф Пунтулис, проектировщики и строители Паулус Бетхерис, Вернер Крисонс, Петерис Берзиньш, Артур Лапиньш. Бетонными работами руководил мастер Борис Томас, помогал ему Витольд Таркшис. Буквы постамента выковал в мастерских эстонец Кока.
Когда памятник, состоящий из семи частей был готов, его светлой июльской ночью перевезли на кладбище, где уже был готов, заранее залитый фундамент и постамент. Работы проводились тайно, всё устанавливалось с помощью самодельной укосины, за считанные часы.
При открытии памятник освящён латышским священником, заключённым Интинского лагеря, в присутствии около 200 человек и исполнен латвийский национальный гимн. Латыш Крастиньш в своем выступлении тогда сказал:
«Мы открываем этот памятник тем умершим дочерям и сынам, которые, как жертвы произвола, не увидят больше Родину. Память о них будет вечно жить в наших сердцах».
«Dzimtenei» (Дзимтеней) – это прощальный привет Латвии от тех, кто уже не сможет вернуться к родному дому, кто погиб в страшные годы репрессий.
Глубокий смысл имеет каждая деталь. Фигура женщины-матери в национальном латышском костюме олицетворяет Родину. Грустный взгляд её обращён на юго-запад, в сторону родного дома. В её правой руке находится дубовая ветвь – знак мужества, стойкости и памяти обо всех, захороненных здесь. В левой руке – клубок с нитями. В латышском эпосе мать, отправляя в дорогу своих детей, обязательно даёт им клубок ниток. Эта путеводная нить должна привести детей обратно к дому. Нить – символ неразрывной связи с домом. Рядом расположена урна с прахом – знак скорби и вечной памяти. Над урной вертикально размещены три восьмиконечных звезды – аусеклис. Символ, означающий утренние звезды, пробуждение от тьмы, надежды на светлое будущее.
Автор памятника – Эдвард Сидрабс был очень талантливым скульптором, достаточно сказать, что он является одним из создателей национальной статуи Свободы, установленной в Риге. Благодаря ему, организаторам и вдохновителям создания памятника, а так же другим мужественным людям, в Инте есть святое место, куда можно прийти и поклониться.
Интересно, что в том же 1956 году аналогичная попытка уже литовцев и эстонцев установить памятник своим соотечественникам была пресечена.
Когда-то Прибалтика и Россия были единым государством. Сейчас это несколько разных стран. Но у страдания нет национальности, и не существует границ. Интинцы чтят память тех, кто незаслуженно пострадал или погиб в те страшные годы.
Вот и бывшие репрессированные латыши и их дети, которые специально приехали на Север для восстановления «Dzimtenei» в 1989 году, приняли решение считать этот монумент, памятником всем погибшим в местных лагерях и оставшимся навечно в многострадальной земле приполярной Инты.
Денис Куропаткин, член Русского географического общества. В статье использованы материалы книги «Город ИНТА: 100 интересных фактов и удивительных историй» и «Интинского краеведческого музея»