В то время как российские автомобилисты ежегодно платят транспортный налог, акцизы на топливо и сборы в рамках системы «Платон», федеральные чиновники разрабатывают очередной механизм выкачивания денег из карманов граждан.
Инициатива Росавтодора о введении платы за проезд по всем федеральным дорогам с 2030 года не только игнорирует уже существующую налоговую нагрузку, но и демонстрирует циничное отношение к проблемам коррупции и неэффективного использования бюджетных средств. Эта идея, поддержанная депутатом от «Единой России» Сергеем Ерёминым по поручению своего руководства, напоминает сюжет сказки про Чиполлино, где простые люди страдают от произвола властей.
Суть предложения: тотальная монетизация дорог
Замначальника управления регионального развития Росавтодора Денис Кирюхин заявил на форуме Kazan Digital Week, что к 2030 году Россия может перейти к системе «пользователь платит». Это предполагает взимание платы за проезд по федеральным трассам со всех автомобилистов по аналогии с системой «Платон», которая сегодня действует для грузовиков тяжелее 12 тонн.
Тариф «Платона» в настоящее время составляет 3,34 рубля за 1 км , что для среднестатистического автомобилиста может вылиться в тысячи рублей дополнительных расходов ежегодно.
Лицемерие чиновников: игнорирование реальных проблем
Росавтодор оправдывает инициативу «ограниченностью бюджета» и «ростом стоимости строительных ресурсов». Однако при этом умалчивается о ключевой проблеме дорожной отрасли — масштабной коррупции. По оценкам экспертов, до 30% средств, выделяемых на дорожное строительство, разворовывается или направляется на откаты.
Вместо того чтобы бороться с воровством, чиновники предлагают переложить финансовое бремя на граждан.
Поддержка «Единой России»: интересы элит против народа
Депутат Госдумы от Красноярского края Сергей Ерёмин («Единая Россия») уже публично одобрил инициативу, заявив, что «ни одна рыночная модель не смогла бы существовать в таком режиме, в каком мы финансируем автомобильные дороги». При этом он игнорирует тот факт, что автомобилисты уже финансируют дороги через:
- Транспортный налог (ставки в 2025 году достигают 150 руб. за л.с. для мощных авто) ;
- Акцизы на топливо, которые включены в стоимость бензина и дизеля;
- Систему «Платон» для грузовиков.
Технологические риски и отсутствие гарантий
Расширение системы «Платон» на все транспортные средства потребует создания масштабной инфраструктуры. Как отмечается в техническом задании Росавтодора, необходимо разработать механизмы взаимодействия с региональными властями и доработать систему до уровня государственной информационной системы.
Однако опыт внедрения «Платона» в 2015 году показал, что система изначально была неготовой к работе, что вызвало массовые протесты дальнобойщиков. Нет гарантий, что новая инициатива не приведет к аналогичным проблемам.
Социальная несправедливость: двойное налогообложение
Предложение Росавтодора нарушает принцип социальной справедливости. Граждане уже платят налоги, которые должны направляться на строительство и содержание дорог. Введение дополнительной платы за проезд — это двойное налогообложение, которое особенно ударит по жителям регионов с низкими доходами. Например, в Магаданской области ставка транспортного налога для авто мощностью 100-125 л.с. составляет 10 руб. за л.с., а в Москве — 28 руб. Для многих семей автомобиль является не роскошью, а средством выживания.
Альтернативы, которые игнорируются
Вместо введения всеобщей платности дорог Росавтодор мог бы:
- Бороться с коррупцией в дорожной отрасли;
- Оптимизировать расходы на строительство и содержание дорог;
- Повысить прозрачность использования средств дорожных фондов;
- Снизить акцизы на топливо для компенсации роста затрат автомобилистов.
- Активно внедрять современные технологии строительства и содержания дорог.
Однако эти меры не обсуждаются, что свидетельствует о том, что истинная цель инициативы — не улучшение дорог, а создание нового источника обогащения для чиновников и связанных с ними коммерческих структур.
Народ против нового побора
Инициатива Росавтодора, поддержанная «Единой Россией», — это очередной пример того, как власть игнорирует интересы простых людей. Вместо решения реальных проблем — коррупции, неэффективности и разворовывания бюджетных средств — чиновники предлагают ввести новый налог, который ударит по карманам миллионов автомобилистов.
Как писал Джанни Родари в «Приключениях Чиполлино», угнетение простых людей всегда ведет к сопротивлению. Пора сказать «нет» произволу и потребовать от властей отвечать за качество дорог без дополнительных поборов с граждан.