Марлон Брандо, актер, чье имя неразрывно связано с культовыми ролями, подарил миру множество запоминающихся образов. Однако, говоря о его наиболее «порочной» роли, многие ошибочно называют Пола из «Последнего танго в Париже». На самом деле, за год до этого, Брандо создал поистине незабываемый образ Питера Квинта в викторианском триллере «Ночные пришельцы», персонажа, чья моральная неоднозначность заставляет зрителя постоянно переосмысливать его поступки и мотивы.
Эта роль, сложная и многогранная, бросает вызов однозначной оценке. Сам фильм «Ночные пришельцы» часто рассматривается как «предшественник» знаменитого романа Генри Джеймса «Поворот винта», хотя на самом деле это не совсем так. Более точным будет сказать, что «Ночные пришельцы» выступают как приквел к экранизации «Поворота винта» – фильму «Невинные» (1961).
Важно отметить, что «Невинные» – лишь одна из множества кино-адаптаций романа Джеймса. Например, существует целая эпопея «Призраки поместья Блай», начавшаяся за год до «Ночных пришельцев» и длящаяся по сей момент. Заслуживает внимания и то, что «Ночные пришельцы» стали, по сути, первой криминальной работой режиссера Майкла Виннера, хотя и не его дебютом в киноиндустрии.
Виннер, известный по таким картинам, как «В яблочко!», «Скорпион» и «Роковые выстрелы», поставил перед собой амбициозную задачу: показать события, предшествующие появлению призраков в злополучном поместье, тем самым заложив основу для последующих мистических историй.
Удивительно, но о фильме «Ночные пришельцы» вспоминают довольно редко. Между тем, картина заслуживает куда большего внимания. Во-первых, Брандо блестяще воплотил образ Питера Квинта, своего рода «мелкого беса», манипулятора, чье влияние на окружающих пугающе велико.
Во-вторых, фильм оказал неоспоримое влияние на развитие таинственного жанра в кинематографе. Так, например, жестокость детей, показанная в фильме «Отражающая кожа» (1990), находит свои отголоски в образах и сценах «Ночных пришельцев». Даже эпизоды с жабой в обеих картинах демонстрируют поразительное сходство.
Питер Квинт, которого играет Брандо, работает не дворецким, как можно было бы подумать, а скорее завхозом – человеком, ответственным за хозяйственную часть поместья. Однако, его влияние на жизни детей, мальчика и девочки, живущих в поместье, выходит далеко за рамки его должностных обязанностей.
Он не просто слуга, а своего рода мрачный наставник, подобный волшебнику из сказок Гофмана, который, пользуясь своим положением, манипулирует детьми, ломает их привычный мир и навязывает им свою систему ценностей. Он учит их игре в опасную, извращенную игру, заставляя детей нарушать неписанные правила и нормы поведения.
Этот негласный «урок» пронизан подтекстом, оставляя зрителя в состоянии непонимания, позволяя только догадываться о полной мере влияния Квинта. Он является фигурой, ускользающей от оценки, заставляющей пересматривать свои представления о допустимом.
Его влияние на детей продолжает отражаться даже в позднейших киноработах, свидетельствуя о глубине и многогранности этого загадочного персонажа. В целом, «Ночные пришельцы» – фильм, заслуживающий внимательного и многостороннего изучения, как с точки зрения режиссуры и актерской игры, так и в контексте его влияния на развитие кинематографа.