Найти в Дзене
Русская армия. История.

Чем занималась банда "ЗИГ-ЗАГ" в блокадном Ленинграде

В сложных ситуациях люди, как правило, показывают свою истинную сущность. Кто-то проявляет стойкость и мужество, хотя до этого ничем примечательным не выделялся. Кто-то, напротив, был в центре внимания, но в момент опасности смалодушничал. Но есть и третья категория людей - те, кто пытаются нажиться на чужом горе. Когда началась война и Германия напала на Советский Союз, то не все были огорчены произошедшими событиями. В лагере №32, который находился в Ленинградской области, несколько зэков встретили войну с особым ликованием. Они понимали, что в общей неразберихе им, возможно, в скором времени представится шанс бежать. Так и произошло. Когда одна из немецких бомб упала на лагерь несколько заключенных смогли незаметно ускользнуть. Среди них был некто Виталий Кошарный. Кошарный обладал некоторым творческим талантом, но пустил его не в то русло. Сельский парень мечтал стать художником и подделав аттестат отправился поступать в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. В
Рынок блокадного Ленинграда
Рынок блокадного Ленинграда

В сложных ситуациях люди, как правило, показывают свою истинную сущность. Кто-то проявляет стойкость и мужество, хотя до этого ничем примечательным не выделялся. Кто-то, напротив, был в центре внимания, но в момент опасности смалодушничал. Но есть и третья категория людей - те, кто пытаются нажиться на чужом горе.

Когда началась война и Германия напала на Советский Союз, то не все были огорчены произошедшими событиями. В лагере №32, который находился в Ленинградской области, несколько зэков встретили войну с особым ликованием. Они понимали, что в общей неразберихе им, возможно, в скором времени представится шанс бежать.

Так и произошло. Когда одна из немецких бомб упала на лагерь несколько заключенных смогли незаметно ускользнуть. Среди них был некто Виталий Кошарный. Кошарный обладал некоторым творческим талантом, но пустил его не в то русло. Сельский парень мечтал стать художником и подделав аттестат отправился поступать в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры.

Виталий Кошарный 1916 года рождения. Фото из дела
Виталий Кошарный 1916 года рождения. Фото из дела

Впрочем, в институт Виталия не взяли. Он остался в Ленинграде и решил разбогатеть подделывая документы. На чем и попался, был осужден и уже в лагере познакомился с подельниками: рецидивистом Баскиным, и расхитителями и растратчиками Федоровым и Кирилловым. Кошарный сделал "друзьям" фальшивые документы. Кто-то стал лагерным кладовщиком, кто-то освободился по УДО.

После побега бывшие зэки показывали эти документы встречным патрулям и заявляли, что идут записываться на фронт. Что, конечно же, было обманом. Впрочем, и отсиживаться в тихом месте они не собирались. Бандиты по дороге захватили автомобиль и, расправившись с его владельцами, отправились в Ленинград, где поселились у родственника Баскина.

Вскоре немцы взяли город в кольцо. В условиях дефицита продуктов в Ленинграде была введена карточная система на их получение. Чем и не преминули воспользоваться бандиты. Они стали подделывать карточки и сбывать их. При этом и сами получали продукты по поддельным карточкам. Часть съедали, а часть снова продавали.

Одно из объявлений блокадного Ленинграда. Люди меняли ценности на продукты. Чем и пользовались бандиты, обогащаясь на своих же голодающих согражданах.
Одно из объявлений блокадного Ленинграда. Люди меняли ценности на продукты. Чем и пользовались бандиты, обогащаясь на своих же голодающих согражданах.

Правда для того, чтобы заработать на продуктах, нужно было менять их в больших объемах. А это уже могло вызвать подозрение. Чтобы этого не произошло банда наладила связи во многих ленинградских магазинах. Особо отличился директор магазина №34 Александр Баликов, который на фальшивые талоны выдал подельникам Кошарного около девяти тонн продуктов. За свою помощь Баликов попросил половину полученного.

Впрочем и продавцы других магазинов не отставали. За умеренную долю они "делились" большими объемами продовольствия с бандитами, существенно урезая нормы питания жителям блокадного города, многие из которых уже не могли ходить, падали обессилив от голода прямо на улицах.

Все это знали и видели и нечистые на руку продавцы и бандиты Кошарного, среди которых уже числились четыре женщины: Анна Чекур, которая жила с одним из бандитов, ее сестра Екатерина Баланцева, на квартире которой была открыта типография, жена Кошарного и сотрудница Смольнинского районного пищеторга Нина Петровичева.

Немцы на подступах к Ленинграду
Немцы на подступах к Ленинграду

Для печати новых карточек в банду привлекли работника Ленинградской типографии Николая Тихонова. Он снабжал Кошарного новой бумагой, шрифтами, краской. Бумага, впрочем, подходила не только для печати карточек. На ней можно было печатать, например, листовки. Тут то Кошарный и вспомнил о своей обиде на власть. Он решил, что город все равно падет и скоро здесь будут новые "хозяева".

Чтобы в "новом порядке" ему жилось хорошо и комфортно, бандит решил заранее проявить лояльность к оккупантам, которые, по его мнению, вот-вот должны были прорвать оборону. Он направил одного из своих людей по фамилии Кириллов за линию фронта прямо к немцам с поручением передать, что в городе действует подпольная организация, которая готова оказывать всяческое содействие немецким войскам.

Баскин мне сказал, что лучше представить из себя организацию вроде защитников интересов Германии, и с этого момента у нас возникла мысль о создании организации под названием «Зиг-Заг» — «Защита интересов Германии — знамя Адольфа Гитлера». (Источник: Лента.ру. Из показаний Виталия Кошарного)

Человек Кошарного благополучно дошел до немцев и, сдавшись им, предложил услуги группы. Немцы, не долго думая, и проверив "перебежчика" в Абвере согласились. После прохождения специальной подготовки человек Кошарного был возвращен в Ленинград с рацией и тайным шифром.

Один из членов группы "Зиг-Заг" задержанный оперативниками
Один из членов группы "Зиг-Заг" задержанный оперативниками

С этого момента банда Кошарного стала не просто преступной организацией, а подпольной ячейкой. Кошарному было все равно, что боролись они против своих же товарищей, друзей и просто мирных жителей города лишая их еды. Он сразу же приступил к печати листовок с призывом сдать город "немецким освободителям".

Правда, на самом деле, помогать немцам он тоже особо не спешил. Листовки нужны были ему только для того, чтобы продемонстрировать лояльность и видимость "работы", когда в город войдут немцы. Только вот на своей "подпольной" работе коллаборанты чуть не попались. Из Абвера поступило задание встретиться с агентом Сморчковым, бывшим советским офицером, что перешел на сторону немцев.

Встреча должна была пройти на конспиративной квартире. Но Сморчков до нее так и не дошел. Был задержан советской контрразведкой. Зато туда пришел советский милиционер, которого вызвали соседи, заметив как подозрительные люди, которыми были Кириллов и Кошарный проникают внутрь. Худой и долгое время недоедавший милиционер ничего не смог сделать двум здоровым, отъевшимся пособникам нацистов. Бандиты легко разобрались с ним и сбежали.

Продукты, изъятые оперативниками
Продукты, изъятые оперативниками

Только вот это лишь отстрочило их наказание. Примерно в это же время Нина Петровичева отправилась в один из Ленинградских магазинов, чтобы обменять 726 детских карточек на хлеб и сахар. Заведующая магазином была очень удивлена таким объемом. Но Нина заверила ее, что дети просто не могут прийти сами. Ну а за помощь обещала восемь килограммов хлеба и полтора сахара.

Только вот Петровичева забыла, что не все люди подобно ей растеряли человеческий облик. Заведующая обещала помочь, но нужно время, чтобы собрать продукты. Поэтому она сказала Петровичевой прийти вечером, а сама отправилась в органы, чтобы рассказать о пришедшей странной посетительнице. В следующий свой визит Петровичева была задержана.

Понятно, что никаких детей ждущих продукты не было. Нина стала рассказывать, что карточки ее попросил обменять неизвестный мужчина за небольшую долю. Ну а сама она ни при чем. Естественно, ей никто не поверил. Сержант Александр Михайлов отправился на квартиру Петровичевой с обыском. Там он нашел хлеб, деньги, поддельные карточки. Ну а соседи рассказали, что к Нине часто приходили подозрительные мужчины, один из которых был одет в военную форму.

Советский милиционер в блокадном Ленинграде проводит обучение жителей города
Советский милиционер в блокадном Ленинграде проводит обучение жителей города

Сержант стал ждать. И вскоре в дверь действительно постучали. Пришедшие были слегка обескуражены, когда вместо Нины дверь им открыл оперативник. Михайлов сообщил мужчинам, что они арестованы. Но в ответ получил удар чем-то острым. Неизвестно, чем бы закончилась схватка, но на лестницу стали выбегать встревоженные шумом соседи. Нападавшие бросились бежать.

Раненый оперативник гнался за ними по улицам Ленинграда. На помощь ему пришел сотрудник трамвайного парка имени Блохина, вместе с которым они и схватили одного из неизвестных. Задержанный заявил, что он принял оперативника за грабителя. Да и вообще произошло недоразумение. Других улик, кроме нападения на сотрудника у милиционеров не было.

Правда внимание Михайлова привлекла некая расписка на имя Анны Чекур о продаже одежды. Михайлов отправился домой уже к Чекур, где обнаружил спрятанные деньги, пустые поддельные бланки, продукты и справки на получение льгот. Анна не стала долго отпираться и сдала всю банду. Показания против "Зиг-Зага" дал и задержанный агент Абвера Сморчков.

День снятия блокады Ленинграда
День снятия блокады Ленинграда

Все члены организации "Зиг-Заг" были схвачены. Шестерых из них обвинили в контрреволюционной деятельности и пособничестве врагу. Других смогли привлечь лишь за махинации с карточками. Женщины говорили, что их нужно пощадить, ведь они воспитывают маленьких детей. Директор магазина Баликов говорил, что никогда не сотрудничал с Кошарным.

Кошарный уверял, что не хотел сотрудничать с нацистами и листовки не использовал. Кириллов во всем винил главаря Кошарного, который, якобы "силой толкнул его на путь предательства". Другие мужчины рвались на фронт, чтобы искупить вину. Полностью вину признал лишь Баскин, который попросил наказать его по всей строгости закона.

Суд учел пожелания подсудимых и приговорил их всех к высшей мере наказания без права обжалования. 30 июня 1942 приговор привели в исполнение. За время существования банда "Зиг-Заг" незаконно обменяла поддельных карточек на 17 тонн продуктов. За это время в городе не пережило голода 200 тысяч человек.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.