Начнем со статьи Дмитрия Медведева, в которой он пишет, что «время метрополий истекло». Медведев написал статью о неоколониализме Запада и новом миропорядке. Небольшая цитата из неё: «Амбиции новых метрополий не знают ни экономических, ни политических пределов, сами же неоколонизаторы не хотят соблюдать стратегические границы других стран. Приходится признать: неоколониализм уже давно вплотную приблизился и к рубежам нашей страны». Примерно об этом мы часто говорим в Ваших программах.
Сергей Михеев: В последние годы, когда я слышу высказывания Дмитрия Анатольевича, у меня иногда возникает впечатление, что он слушает нашу программу или кто-то из его помощников (смеется).То, о чем он говорит, действительно соответствует той реальности, которая нас окружает. Хотя, на мой взгляд, этот неоколониализм полуживой. Если вспомнить колониализм тех эпох, когда выстраивались огромные колониальные империи, речь шла о невероятной диспропорции в силе. Сила была на стороне метрополий, о которых сейчас пишет Медведев. Превосходство было однозначным: технологическое, военное, экономическое. Это и позволило им в короткие исторические сроки завоевать полмира или, если в совокупности, то практически целый мир, и выстроить огромные колониальные империи, которые очень долго поставляли богатство для Запада.
Мы недавно отвечали на вопрос радиослушателя, откуда Великобритания берет свои богатства. И Вы справедливо добавили, что в том числе она использует богатства, которые когда-то накачала. И это принципиально важно. Потому что очень долгое время Запад выстраивал картинку своего успеха как картинку объективного успеха. Почему Запад богатый? Почему у него лучше, чем у других? Потому что это «особенные люди, с особенной политической системой, с особенным взглядом на жизнь», и именно эти «особенности» (в хорошем смысле слова) позволили им стать такими богатыми.
Не буду отрицать все эффективные методы управления и технологии, которые на Западе изобретены в разное время. Главная особенность заключалась в том, что когда-то страны Европы поработили военной силой огромное количество народов, которые не могли им противостоять, и занялись выкачиванием оттуда огромных богатств. Богатства выкачивали в течение нескольких столетий, они стекались в Европу, и на этих богатствах процветание Запада и было построено. Это и есть один из главных секретов их процветания. Если взять последний исторический период, который связан с нашей историей, то неоколониализм проявился и в отношении к распаду Советского Союза. Что начали делать Штаты и Европа в отношении распавшихся Советского Блока и Советского Союза? Они начали эксплуатировать его природные богатства. Европа (США в меньшей степени) за счет появления доступа к дешевым ресурсам бывшего Советского Союза, получения в пользование огромного рынка сбыта и уничтожения потенциальных конкурентов на территории бывшего Советского Блока обеспечила себе пару-тройку десятков лет очень активного развития. Что это, как не неоколониализм?
Другой вопрос, что мы раньше пытались этого не замечать, делая вид, что это «такая дружба»: они берут у нас всё, а нам дают жвачку, порножурналы и семинары по демократии. На самом деле это и есть неоколониализм - ровно то же самое, что они делали в других местах. Где не могли победить военной силой, они обманывали, покупали местных жителей «огненной водой», стеклянными бусами и всем остальным. Сейчас неоколониализм, мне кажется, на излёте. G7 показывает людей, которые хотят управлять миром, но миром управлять всё сложнее и сложнее. Сейчас нет наивных индейцев, папуасов, туземцев, которых можно разогнать выстрелом из пушки или купить за стеклянные бусы. Они уже не хотят подчиняться, и им менее интересно всё то, что предлагает Запад.
Мы видим колониализм на закате, и от этого он местами становится более агрессивным. Суть его не меняется, но возможностей стало меньше. А так как возможностей меньше, это больше их злит. Что с этим дальше делать? Я понимаю, что эта статья адресована не столько нашей аудитории (для нас это очевидно), сколько может быть Африке, Азии и Латинской Америке. Мы на фоне внезапно закончившейся извращенной дружбы с Западом срочно пытаемся налаживать потерянные когда-то связи с этими странами. Адресовано это, чтобы их взбодрить и напомнить, что Запад - это прямые потомки тех людей, которые еще недавно считали рабами африканцев и многих других жителей нашей планеты, били их палками по голове.
Я статью не читал, но сделал бы вывод: чтобы опять не оказаться у них в рабстве, надо объединяться, координировать свои усилия; надо понимать, что эпоха всевластия Запада заканчивается, и ничего хорошего она миру не принесла. Когда мы обсуждаем силу Запада, то одно из его мощных преимуществ – это по-прежнему разрозненность остального мира. Почему с самого начала Запад так тревожили наши постсоветские интеграционные объединения? Почему ему не нравится БРИКС? (Кстати, Таиланд подал заявку в БРИКС). Почему другие объединения, в которых Запад не участвует, так его раздражают? Потому что одно из его преимуществ - это отсутствие координации усилий у всего остального мира.
Запад максимально консолидирован, объединен и в экономическом плане, и в военно-политическом, и в информационном, и в массовой культуре, а все остальные пока занимаются своими делами. Пока все остальные занимаются своими делами и стараются «отсидеться по углам», у Запада продлевается исторический срок его всевластия. В принципе, Запад уже созрел для того, чтобы свалиться с этого «дерева» или «окуклиться» до размеров своего исторического «ареала обитания», но чтобы это понимание пришло, требуются усилия, координация, доведение этих сведений до сознания людей. Надо «перейти Рубикон» и понять, что подчиняться дальше бессмысленно, потому что Запад уже ничего хорошего предложить не может. Он занимается покупкой элит в разных странах, но сказать, что он готов предложить миру более гармоничную форму существования (а иллюзии по этому поводу были после распада Советского Союза), нельзя. Чуда не случилось.