Найти в Дзене

Ошибочные выводы о высокой резистентности русских пчел к заражению клещами Варроа сделанные в 1998 году в США.

Давайте рассмотрим одну из ранних статей господина Риндерера и компании, написанной по результатам сравнительного эксперимента с русскими и местными пчелами на предмет подтверждения большей варроа резистентности русских пчел по сравнению с местной пчелой имеющей итальянские корни.

Resistance to the parasitic mite Varroa destructor in honey bees from far-eastern Russia Thomas E. RINDERERa*, Lilia I. DE GUZMANa, G.T. DELATTEa, J.A. STELZERa, V.A. LANCASTERb, V. KUZNETSOVc, L. BEAMANa, R. WATTSa, J.W. HARRISa a USDA-ARS Honey Bee Breeding, Genetics & Physiology Laboratory, 1157 Ben Hur Road, Baton Rouge, LA 70820-5502, USA b Neptune & Company, Inc. 1505 15th Street, Suite B, Los Alamos, NM 87544, USA c Institute of Biology and Pedology, Far East Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok 690022, Russia (Received 15 February 2001; revised and accepted 18 May 2001)

В ней они активно показывают превосходство русских пчел над местными пчелами в плане сопротивляемости клещам Варроа. Данные полученые на экспериментальной пасеке за 2 года наблюдений и контроля заклещенности семей местной и русской породы должны были убедить всех, что разница в устойчивости к клещам Варроа колоссальна, и нужно, соответственно, продвигать на рынок США эту породу. Но, мы хотим сказать, что, к сожалению, эксперимент был проведен не качественно и выводы были сделаны не правильные! Но для начала прочтем резюме статьи и добавим свои комментарии …

Резюме – Varroa destructor – паразитический клещ азиатской медоносной пчелы Apis cerana. Из-за расширения ареала хозяев он теперь поражает Apis mellifera, основного в мире опылителя сельскохозяйственных культур и производителя меда. Данные об A. mellifera на Дальнем Востоке России, Приморском (P), происходящем от медоносных пчел, завезенных в середине 1800-х годов, позволяют предположить, что многие семьи были устойчивы к V. destructor. Контролируемое полевое исследование развития популяций V. destructor показывает, что колонии русских пчел (P) обладают сильной, генетически обусловленной устойчивостью к паразиту. Поскольку контрольные колонии (D) умирали при заражении ококоло 10000 клещами, колонии P выживали при заражении около 4 000 клещами. Несколько характеристик пчел P способствовали подавлению количества клещей, паразитирующих в их колониях.

Честно говоря смешно это читать ! Конечно, при заражении 10 тысячами клещей колонии с примерно 30-40 тысячами пчел вы получаете процент заклещенности около 30%! А смертельно поражение уже от 10% заклещенности. Русские пчелы в пик сезона набрали заклещенность около 10%, в результате чего несколько погибли. Остальные погибли бы позже, если бы эксперимент продолжился! Все зависит от начального количества клещей в семьях и породных особенностях жизненного цикла пчелиных семей!

Основная проблема данного эксперимента в том, что пасеки были заложены в Луизиане – месте с теплыми зимами и жарким летом. Тем не менее русские пчелы имеют такую особенность, что они поздно начинают вывод расплода и рано его заканчивают. Соответственно основной фактор кторорый влияет на размеры популяции клещей в их семьях – это количество месяцев без расплода или с минимальным его количеством.

Это хорошо видно на рисунке. В семьях русских пчел, обозначенных символом Р на схеме, нарастание количества клещей начинается только с апреля. Хорошо видно, что примерно одинаковое количество клещей в семьях приходится – в русских на апрель, а в местных на февраль ! Минимум 2 месяца разницы!

Кроме этого хорошо видно, что в августе количество клещей в семьях русских пчел уже резко спадает. Это видно и по данным 1998 года и по данным 1999 года. В тоже время, в семьях местных пчел уровень заклещенности не спадает, а растет всю осень и зиму! Причина в том, что в семьях местных, американских пчел, обозначенных на схеме символом D, расплод присутствует всю зиму. В тексте статьи есть объяснение почему нет данных за декабрь 1998 и январь 1999 годов – они боялись застудить расплод! В результате рост популяции начался не только со значений в 2-3 раза больших, что видно по данным осени 1998 года, но и на 3-4 месяца раньше чем в семьях русских пчел.

Именно это и стало причиной того, что в пике популяция клещей Варроа в семьях местных пчел составила 10 тысяч клещей, а в семьях русских пчел всего 4 тысячи клещей. Но это не значит, что дальше они будут спокойно жить. Если не этой осенью, то следующей весной популяция клещей обязательно наберет свою смертельную силу и все пчелы погибнут так же, как погибли местные американские пчелы.

-2

Но и это не все! Если посмотреть на таблицу коэффициентов роста\убыли популяции клещей, полученную нашими горе-экспериментаторами, то мы увидим полное подтверждение наших выводов! Коэффициенты роста популяций клещей Варроа в семьях обоих пород были почти одинаковыми! Для местной породы - 4,06, для русской – 3,39. Разница может определяться состоянием семей и не более того! В тоже время прекрасно видно, что пик роста популяции клещей в местных семьях пришелся на февраль-март, а в русских – на март-апрель! Кроме этого видно, что стартовые значения заклещенности на июнь-июль 1998 года отличались в 1,5 раза! Это так же привело к печальному результату для местных пчел.

Итак, можно сказать, что эксперимент однозначно подтвердил практически полное отсутствие различий в отношении толерантности пчел американской местной породы и русских пчел из Приморского края к клещам Варроа! Выводы сделанные в статье – либо непонимание вопроса либо выполнение коммерческого заказа спонсоров.