До сих пор вермахт и прочие составляющие военной машины гитлеровской Германии порой представляют в искаженном свете.
Мол, это была относительно немногочисленная, но зато передовая армия.
Немцы побеждали не за счет количества, а за счет качества. Отчасти это так, если говорить про механизированные дивизии и люфтваффе... вот только это была меньшая часть вооруженных сил Третьего Рейха.
Большую же часть составляли «обыкновенные» дивизии, мало изменившиеся со времен Первой мировой. С винтовками Mauser 98 (таких винтовок и их модернизаций с 1898 года по наши дни сделали до 100 миллионов) и огромным обозом на конной тяге (в напавших на СССР армиях насчитывалось от 700 тысяч лошадей, по некоторым данным — до миллиона).
Так вот, дивизий этих было много, а численность вооруженных сил Третьего Рейха всё росла и росла. Важно отметить, что из-за своих успехов гитлеровцы могли себе позволить содержать многомиллионную орду на постоянной основе.
И знаете, я сам до недавнего времени не подозревал, как много своей молодежи (да и зрелых мужиков) нацисты поставили под ружье ещё до нападения на СССР.
«К лету 1941 года немцы мужского пола в возрасте от 16 до 56 лет были разделены на три неравные группы: 7,388 миллионов находились в армии и ещё 2,12 миллиона подростков в возрасте от 16 до 19 лет проходили военную подготовку; 3,6 миллиона мужчин всех возрастов были признаны негодными к военной службе... остальные (всего 5,516 миллионов человек) были освобождены от призыва по причине их незаменимости для военной экономики...
Из лиц в возрасте от 20 до 30 лет, физически пригодных для военной службы, 85% летом 1941 года уже находились в рядах вермахта...» (с) Адам Туз. Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики.
То есть общая численность немецких вооруженных сил к лету 1941 года ушла за отметку в 7 миллионов человек! Причем повторюсь, важно, что участников кампаний 1939 и 1940 (и тем более 1941) гг. по домам не распускали (как это было в СССР после БУС, Польского похода и т.д.), а продолжали готовить к новым войнам, с учетом опыта предыдущих операций.
У немцев в плане тотальной мобилизации практически всего мужского населения уже имелся опыт Первой мировой войны.
Тогда германцы из доступных примерно 16 миллионов боеспособных мужчин поставили под ружье 13 — 14 миллионов (что сопоставимо с аналогичными показателями Российской империи, при куда большем её населении).
Польская кампания при таких раскладах никого удивлять не должна: вермахт имел превосходство не только техническое, но и количественное.
На западе немцам противостоял скорее набор стран, которые плохо согласовывали свои действия (при этом опять же, отдельные французы и в плане населения, и в плане количества дивизий, и в плане «непосредственной численности штыков» уступали гитлеровцам).
При этом, пик численности вооруженных сил Третьего Рейха ещё впереди. Пик этот относится к 1943 году (да и к первой половине 1944 года тоже), когда гитлеровцы располагали 9,5 миллионами солдат и офицеров (не считая сателлитов, пособников, коллаборационистов и т.д.).
Да, не вся эта масса народу воевала против СССР (внезапно, и не вся Красная Армия в 1941 — 1945 гг. находилась на фронтах Великой Отечественной).
Много людского ресурса отвлекала на себя оккупация европейских стран, запросы люфтваффе также способны удивить (к лету 1941 года там служило... 1 миллион 680 тысяч человек).
Тем не менее, пожалуй, Адам Туз прав, когда пишет о том, что военные приготовления против СССР стали «апогеем европейского военного дела» как по амбициям, так и по масштабам. Ничего подобного Европа ранее просто не знала...
Если вдруг хотите поддержать автора донатом — сюда (по заявкам).
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!