Потакание злу в себе, разрешение себе быть злым и становиться со временем все хуже и хуже, эскалировать зло, приносимое собой в мир – это, по сути, как я писала выше, разрешение себе быть съеденным, уничтоженным «антиматерией». Потому что зло неорганично, оно не является частью природы человека – оно враждебно этой природе и стремится принести ей ущерб. В этом и есть суть зла, и это разрушение человеческого – его единственный смысл.
Злые люди, упорствующие в своей злобе, оправдывающие и постоянно умножающие ее, похожи на тех старинных ученых, которые, из желания провести эффективный эксперимент, вкалывали в себя препараты с болезнетворными бактериями и вирусами, часто смертельно опасными. Разница между этими учеными и злодеями заключается только в том, что ученые преследовали благородную цель – проследить, как вирус ведет себя в человеческом организме, и изобрести возможное лекарство или вакцину. Злодеи же ни за чем в себе не следят и никаких благородных целей не преследуют – они просто разрешают злу в себе быть, не извлекая из этого никакой практической пользы, а наоборот – нанося окружающим и себе лишь вред.
Почему же они это делают? Потому что у зла всегда есть множество личин, оно редко на ранних стадиях своего развития выглядит как зло и может быть весьма привлекательным. «Черные дыры» в космосе тоже выглядят ведь часто весьма красиво. На ранних стадиях зло не ощущается человеком как зло – оно может быть привлекательным, обаятельным, может приносить облегчение, может быть эффективным инструментом для достижения, допустим, славы и богатства.
Когда человек сосредоточен на решении своих проблем – добиться чего-то или уменьшить свербящую боль от психической травмы – он редко задумывается о средствах и методах, которыми оперирует. Для этого нужна сильная базовая мораль, развитая совесть, которая в юности есть, прямо скажем, совсем не у многих, а совершенствуется в течение всей жизни. Человек же, сосредоточившийся на своих желаниях и стремлении утихомирить душевную боль, пренебрегает и зачатками совести, не давая им особых шансов. Так проявляются первые шаги «антиматерии» зла, именно так она и укрепляется в человеческой душе и начинает дальше захватывать ее.
Душевные проблемы, которым, как дрова в камин, бросают для поглощения других людей, их комфорт, благополучие, процветание и здоровье, не имеют свойство уменьшаться – злом и агрессией они только увеличиваются. Каждый подход Дориана Грея к своему портрету открывает ему все более неприглядное зрелище – а так как эти злодеяния отражаются лишь на портрете, а не на лице, прекращать их как будто и нет причин.
Потакание своим низменным качествам, своим порокам и слабостям, отсутствие чувства вины и мук изничтоженной в зачатке совести, все новые и все более отвратительные злодейства – разрастание «антиматерии», погружение своей человеческой натуры все глубже в темноту. При отсутствии любой рефлексии, любых попыток обуздать и остановить свое злодейство финал естествен и предсказуем – «антиматерия» захватывает человека целиком, оставляя лишь полностью разрушенную личность и множество пострадавших других людей вокруг.
Ни один злодей, ступивший на дорогу зла и разрушающий мир вокруг себя, не может уберечься от того, чтобы быть разрушенным и самому. «Антиматерия» не выбирает, кого поглощать, и если дать ей волю, она будет питаться абсолютно всем, что есть под рукой. Каждое злодеяние, совершенное в адрес других людей, отражается на своем носителе, «откусывает» часть его личности, уничтожает часть его человечности до тех пор, пока от них совсем ничего не остается.