Диковатый современный новояз расползается по стране, как лесной пожар. Все эти «хлопки», «отрицательный рост», «высвобождение от занятости» и, конечно, «спецоперация». Чем страшнее то или иное понятие по сути, тем более нейтральный синоним ему придумывается.
Паблик «Страдающее Средневековье» посмотрел на все это и решил, что пора уже и Всадников Апокалипсиса переименовать по новым правилам. Зачем вся эта суровая, ничем не прикрытая категоричность? А так вроде все не так уж и пугающе – не Апокалипсис, а просто совещание кабинета министров или планерка на производстве.
А вообще, зачем все это надо? Ведь кто-то же там сидит и придумывает все эти странные языковые конструкции. И этот кто-то явно отдает себе отчет в том, что происходит на самом деле. Он что, не хочет просто всех пугать? Смягчает ужас, который могут испытывать люди, если назвать все вещи своими именами? То есть жалеет людей, беспокоится об их психическом благополучии?
Конечно же, нет – кого и когда там волновало благополучие людей, особенно психическое. Это просто еще одна попытка «размыть» настоящую реальность, увести людей от осмысления и анализа действительного положения дел. Не дать продумать причины и следствия, не дать оценить правильно свое положение, не позволить начать искать виноватых. Потому что понимают – виноватые найдутся быстро. Может быть, не так быстро, как нам хотелось бы, но все же быстрее, чем хочется им.
Язык – великий инструмент осмысления и называния, а называние – это уже, буквально как в медицине, диагноз. Не поставив правильно диагноз, не назначишь эффективного лечения. А лечение, как мы все понимаем, в этой ситуации может быть весьма и весьма болезненным. Так что пусть лучше уж так – походим еще, потерпим, чем сразу под нож.
Проблема только в том, что явления реальности имеют такую силу, что их настоящая суть прорывается через любую языковую завесу. «Роза пахнет розой – хоть розой назови ее, хоть нет». И каждое такое явление будет прорываться в язык до тех пор, пока самое точное, единственно верное наименование не будет найдено. Вообще-то, это происходит уже и сейчас – мы видим, например, как сбиваются в пылу полемики те же пропагандисты, начиная называть вещи своими именами.
Потому что реальность – она всегда сильнее химер. И ничего ты с этим не поделаешь. Хоть какие наименования не придумай, рано или поздно каждое явление обретет свое подлинное имя. А смешной новояз останется нам на память как урок – горький, но справедливый.