Найти в Дзене

Относительно ли зло и добро?

Снова встречаю в комментариях тезисы по поводу относительности добра и зла. Мол, как вообще можно говорить о добре и зле, если зло для одного – это добро для другого и наоборот. Можно сколько угодно говорить и писать о том, как устарела эта концепция еще 100 и даже 200 лет назад, но все равно будут находиться люди, всерьез убежденные в существовании этой самой относительности. Кто эти люди? Как я вижу, это – те самые эквилибристы, свято верящие в то, что наш мир существует в блаженной неподвижности, а движение к добру и злу – это лишь возможность, лишь опция, а никакая не непреложность. Восприятие мира как неподвижного свойственно, как я часто замечаю, тем, кто живет, что называется, «в моменте», легко забывает о прошлом и не протягивает вероятностные последствия своих поступков в будущее. Они живут, не чувствуя движения времени, и поэтому движения мира не чувствуют тоже. Но Земля вертится вокруг Солнца и наш мир движется – все, что не создается, разрушается, и все, что не развивается

Снова встречаю в комментариях тезисы по поводу относительности добра и зла. Мол, как вообще можно говорить о добре и зле, если зло для одного – это добро для другого и наоборот. Можно сколько угодно говорить и писать о том, как устарела эта концепция еще 100 и даже 200 лет назад, но все равно будут находиться люди, всерьез убежденные в существовании этой самой относительности.

Кто эти люди? Как я вижу, это – те самые эквилибристы, свято верящие в то, что наш мир существует в блаженной неподвижности, а движение к добру и злу – это лишь возможность, лишь опция, а никакая не непреложность. Восприятие мира как неподвижного свойственно, как я часто замечаю, тем, кто живет, что называется, «в моменте», легко забывает о прошлом и не протягивает вероятностные последствия своих поступков в будущее. Они живут, не чувствуя движения времени, и поэтому движения мира не чувствуют тоже.

Но Земля вертится вокруг Солнца и наш мир движется – все, что не создается, разрушается, и все, что не развивается – деградирует. Любая статика – это лишь первый этап на пути к деградации. Вот вы перестали работать над собой и своими отношениями – и все, ваша личность и ваши отношения начали разрушаться. Тот, кто не движется усилием воли наверх, к добру, слетает по ледяной горке вниз, к злу. И ничего с этим не поделаешь, таков наш физический мир – никакого блаженного баланса и вневременья в нем не существует, пока мы живы.

Почему относительности добра и зла не существует? Потому что есть вполне ясные и понятные критерии добра и зла. Зло разрушает и причиняет ущерб, добро созидает и помогает. Какая относительность тут нужна? Такая, которая помогает скрыть зло, представить его добром, оправдать зло, а добро – очернить. Вот и вся относительность, вот и все, зачем она тут нужна. Любые разговоры об относительности – не более, чем манипуляции, демагогия, попытки усидеть между стульями, неуклонно расползающимися по разные стороны баррикад.

factinate.com
factinate.com

Добро ни в каких маскировках и никакой относительности не нуждается. Вы сразу поймете, что это добро, если кто-то просто помог вам и исчез, не требуя ничего взамен, не трубя во всеуслышанье о своей доброте и не попрекая вас этим самым добром долгие годы. Когда начинаются требования и попреки, доброта кончается – ничего тут сложного нет. Любые манипуляции, любые оправдания, любое «у нас не было выбора» - верные признаки зла, потому что добру все это не нужно и для добра всегда есть выбор.

Добро не мстит, не пригвождает зло к позорному столбу – добро констатирует и называет своим именем агрессию, а затем идет дальше. Называть подобные действия злом – такая же манипуляция, как и все остальное. У добра есть справедливые законы возмездия, строго удерживающиеся в рамках равновесия мира, не накладывающие за мелкий проступок суровое наказание и наоборот. Добро воздает за добро добром, а за зло – справедливостью, все в соответствии с заветами великих.

У справедливости же не бывает относительности, как не бывает относительности у закона всемирного тяготения – в этом смысле физика справедливости вполне ньютоновская, с которой, в общем-то, конкретно в этом аспекте не спорит и Эйнштейн. Как бы вы не манипулировали временем, пространством и обстоятельствами, вынудившими вас совершить зло, физический мир останется прежним, снова безмятежно стягиваясь над неровными истерическими дырами ваших манипуляций. Можно сколько угодно называть песок овсом, но он – неважная овсу замена, и рано или поздно это придется признать.

И самое важное – зло не делает вас счастливым и благополучным, а добро – делает, а счастливым и благополучным людям не нужно делать зло. Если вам нечем заняться, кроме того, чтобы плеваться ядом и строить козни – в вашей жизни явно что-то не так, причем давно. Относительность добра и зла в этом случае – довольно слабое утешение, если зло в конечном итоге не приносит вам ни пользы, ни радости.