Найти в Дзене
Пограничный контроль

Незамутненное

С тех пор, как начались все эти истории с доносительством, мне стало очень интересно – а что вообще за люди это делают? Ведь определенно же существует вполне отчетливый психотип, ведь занимаются этим совсем далеко не все, кто может и хочет. Значит, можно как-то определить эту природу, эту сущность, которая вынуждает человека так поступать.

Мои мысли не очень резонируют с той самой довлатовской цитатой про четыре миллиона доносов, которую он разворачивает далее в том смысле, что человек одинаково способен на добро и зло. И раз в сталинские времена доносы писались, значит, был такой исторический момент, который заставлял зло в людях доминировать. И в то время этим занимались далеко не все, кто мог и хотел, и многие останавливались, уже написав, и дальше никуда не несли, и общественная рефлексия по этому поводу была огромная еще в те дни, не говоря уже о периоде после 1953 года.

spb.aif.ru
spb.aif.ru

Все-таки это какой-то особенный тип личности, я думаю, который можно коротко охарактеризовать, как незамутненность. Это, конечно, и в целом архаичная модель самосознания, которая предполагает ощущение себя как часть чего-то большего, как часть коллектива. Это и восприятие пространства вокруг себя и всех людей в окружении как своей собственности, которая существует для выгоды и пользы такого человека. Это, непременно, и святая уверенность в том, что чужих дел, в принципе, не бывает, и убежденность в том, что влезание в чужие дела является благим и добрым делом.

Все это, безусловно, в подобном психотипе есть. Но есть и кое-что еще. И думается мне, что это – полная стереотипизация сознания, утрированная и доведенная до схематизации. Человек не просто мыслит и воспринимает мир только стереотипами, он еще и эти стереотипы довел до кристально простой, чистой и ясной схемы – элементарной, как рыбий скелет.

pickimage.ru
pickimage.ru

Ведь что такое незамутненность? Это полное отсутствие рефлексии. А у многих людей архаики рефлексия все-таки есть. «Добрая» тетушка может смутиться, если ей вежливо указать на бестактность ее вмешательства, бдительная пенсионерка может пожалеть юную активистку, возмущенный родитель может предпочесть все-таки сначала поговорить с учительницей и прояснить ее мнение на актуальную тему.

Всего этого доносчики не делают и делать даже не думают – их святая убежденность в праведности собственных действий, выхолощенная до схемы, не подразумевает задержки на ненужных подробностях. «Врач сказал – в морг, значит, в морг». Надо сигнализировать – значит, надо. Личность и мотивы «преступника», как и личности и мотивы «судей» не то чтобы не беспокоят – их наличие даже не осмысляется сознанием, не помещается в него. Для такого человека и он сам – схема, и все вокруг – тоже схемы, выхолощенные до своей роли в моменте или функции. Заметьте, даже не до социальной роли.

Думаю, что это было и будет всегда, а почему так происходит – хороший вопрос. Мне кажется, что истоки этого лежат в решении человека остановиться в своем развитии, зафиксировать статус кво. Но такая фиксация невозможна физически, так как существование сознания – это движение. Если вы перестаете двигаться вперед, вы непременно начнете двигаться назад. Чем раньше в вашей жизни это произошло, тем вероятнее и дойти в этой деградации до подобного уровня – когда вы уже воспринимаете мир не стереотипами, а простейшими схемами.