Найти в Дзене

Насилие в России – бессмысленное и беспощадное. Сериал «Карамора»

Раз уж речь зашла о Даниле Козловском и сериале «Карамора», решила в эту пятницу написать про него, хотя изначально не хотела – да, я пишу не про все сериалы, которые смотрю. И «Карамору» порекомендовать могу только с большими оговорками, и прежде всего, из-за ужасно раздражающей манеры снимать, от которой все никак не может избавиться российский кинематограф, да, кажется, и не пытается. Ну, знаете, все эти темные планы, которые явно делаются для экономии на деталях интерьера, огромное количество похожих друг на друга персонажей, имена которых узнаешь только к третьей-четвертой серии и там же понимаешь, кто кому кем приходится. Про сестру главного героя мы чуть ли не до самого конца, например, были уверены, что она – его бывшая, а тема ее ревности к брату так и осталась нераскрытой. Про совершенно кондовые местами диалоги и отвратительный звук вообще молчу – похоже, это уже просто визитная карточка российского кино. Конкретно в «Караморе» все эти проблемы усугубляются какой-то совершен

Раз уж речь зашла о Даниле Козловском и сериале «Карамора», решила в эту пятницу написать про него, хотя изначально не хотела – да, я пишу не про все сериалы, которые смотрю. И «Карамору» порекомендовать могу только с большими оговорками, и прежде всего, из-за ужасно раздражающей манеры снимать, от которой все никак не может избавиться российский кинематограф, да, кажется, и не пытается.

Ну, знаете, все эти темные планы, которые явно делаются для экономии на деталях интерьера, огромное количество похожих друг на друга персонажей, имена которых узнаешь только к третьей-четвертой серии и там же понимаешь, кто кому кем приходится. Про сестру главного героя мы чуть ли не до самого конца, например, были уверены, что она – его бывшая, а тема ее ревности к брату так и осталась нераскрытой. Про совершенно кондовые местами диалоги и отвратительный звук вообще молчу – похоже, это уже просто визитная карточка российского кино.

Конкретно в «Караморе» все эти проблемы усугубляются какой-то совершенно избыточной кровавостью и жестокостью некоторых кадров. Смотришь и весь сериал думаешь – ну неужели все то же самое нельзя было снять как-то по-другому? Больше сотни лет мировой истории кино уж всяко дали в распоряжение современных режиссеров множество самых разных приемов, которые позволяют донести мысль создателя не менее выразительно, чем обилие красного цвета в кадре.

И кажется, что этот сериал точно не будет хуже, если взять его и полностью перемонтировать, оставив только удивительно чистые, ясные, очень красивые, прекрасно снятые и пронзительно выразительные кадры, которых в «Караморе» большинство. Да, в действительности это очень красивый сериал, с множеством отлично сделанных костюмов, исторических интерьеров и видов Петербурга вместе с пригородами, которые очень приятно узнавать. Чрезмерный натурализм «кровавых» кадров как будто только подчеркивает этот контраст, и волей-неволей появляется мысль – уж не для этого ли контраста все и было задумано?

В этой мысли укрепляешься, когда досматриваешь сериал до конца – финальная сцена как будто объясняет, зачем все эти ужасы были нужны. Затем, конечно, чтобы показать нам, как бессмысленно и жестоко, на самом деле, любое насилие, и как оно только порождает и множит насилие в ответ. То, что события в сериале основаны не на реальной, а как бы на альтернативной истории России, конечно же, является прикрытием, завлекалкой для анонса – уж слишком много там действует реальных исторических личностей и слишком эти истории совпадают с реальными фактами их биографий.

Более того, сериал, конечно же, снимался не о начале прошлого века, а о том, что происходило в России в веке нынешнем и продолжает происходить сейчас. О том, что все зло происходит от отсутствия привычки сесть и подумать, как можно сделать все хорошо и при этом никому не навредить. О том, что здесь никто не считается друг с другом, что все друг друга только используют, и каждый новый встреченный тобой человек воспринимается лишь как очередной инструмент в попытке достижения тобой твоих целей. Что всегда гораздо проще осуществить насилие, чем разговаривать и договариваться друг с другом. И что насилие – всегда результат ленивого, инфантильного, импульсивного, эгоистичного восприятия мира диким и одиноким ребенком, которого никто никогда по-настоящему не любил.