Найти в Дзене

Можно ли творить благо в корпорации зла? Сериал «Последний министр»

Нашумевший российский комедийный сериал «Последний министр», по признанию его режиссера Романа Волобуева, «был придуман для того, чтоб находить в русской реальности смешное и утешительное». И вполне с этим справлялся с 2020 года вплоть до зимы 2022, когда находить это смешное и утешительное стало, по словам Волобуева, «увы, невозможно». Но сериал интересно смотреть и в ретроспективе – из сегодняшнего знания наших реалий он смотрится как-то особенно трогательно. Им бы наши проблемы, действительно… Итак, в одно из самых захудалых министерств назначают нового руководителя – из числа тех, что лишь бы ничего не трогал, не понимал и работать умным людям не мешал. Министр же, на удивление всем окружающим, полон энтузиазма и желания реально работать во благо любимой страны. Активные попытки его собственной команды и вышестоящего начальства как-то блокировать его энтузиазм или переключить его на какие-то второстепенные дела особого результата не приносят, а как-то даже наоборот – доводят ситуац

Нашумевший российский комедийный сериал «Последний министр», по признанию его режиссера Романа Волобуева, «был придуман для того, чтоб находить в русской реальности смешное и утешительное». И вполне с этим справлялся с 2020 года вплоть до зимы 2022, когда находить это смешное и утешительное стало, по словам Волобуева, «увы, невозможно». Но сериал интересно смотреть и в ретроспективе – из сегодняшнего знания наших реалий он смотрится как-то особенно трогательно. Им бы наши проблемы, действительно…

Итак, в одно из самых захудалых министерств назначают нового руководителя – из числа тех, что лишь бы ничего не трогал, не понимал и работать умным людям не мешал. Министр же, на удивление всем окружающим, полон энтузиазма и желания реально работать во благо любимой страны.

-2

Активные попытки его собственной команды и вышестоящего начальства как-то блокировать его энтузиазм или переключить его на какие-то второстепенные дела особого результата не приносят, а как-то даже наоборот – доводят ситуацию до абсурда. И в этом абсурде ситуация сама по себе разрешается, выравнивается, «устаканивается» - система все перемелет и все сведет к общему знаменателю. Как бы не хотелось главному герою приносить пользу, существующая «корпорация зла» сделать ему этого не даст – все равно все попытки сведутся к личному обогащению, разборкам из-за должности и самоуспокоению в стиле «не поднять нам Россию-матушку».

Есть актеры, которые долго идут к своей «той самой» роли, и Ян Цапник, без сомнения, из таких. Пока мы все думали, что его потолок – папа невесты из крыжовниковского «Горько!», он готовил для нас этот феноменальный образ: часть той силы, что вечно хочет блага, а вляпывается в самое нипочем. Смотреть на его героя и смешно, и грустно – все ждешь, когда его осенит, в чем на самом деле заключается проблема, а его все не осеняет и не осеняет. Особенно во втором сезоне – если первый можно действительно назвать комедией, то второй – это уже полноценный трагифарс.

-4

Корпорация зла перемалывает и порядочных людей, и не очень, и талантливых, и не слишком сообразительных. Стоит лишь туда попасть – и через несколько месяцев вы не узнаете себя. Привычные понятия добра и зла смешиваются и меняются до гротеска, а мир становится куда проще, если смотреть на него через призму исключительно собственной выгоды.

«Господа, вы же не люди!» - так и хочется воскликнуть, пока не поймешь, что для героев это вовсе и не является открытием. Да, они не люди, и хорошо об этом знают, и быть людьми им уже не особенно и хочется – слишком много с этим хлопот. В странной зазеркальной реальности, как ни парадоксально, самым человечным выглядит второй зам – агрессивный славянофил, бредящий «русским миром» и «духовностью».

-6

И как ни парадоксально, самым большим благом для всех сотрудников министерства являются успешные попытки все проекты и начинания второго зама как-то купировать и предотвратить. Они действительно спасают этим мир – и в текущих наших реалиях это выглядит не так уж и смешно. Зама при этом, как ни странно, все же ужасно жаль. Все думаешь – как бы много он принес реальной пользы, если бы не был таким сумасшедшим.

И это все время что-то очень напоминает…