Найти в Дзене

Как хорошие вещи становятся плохими

Несколько месяцев назад, когда я писала серию статей о том, что зло ничего хорошего не способно создать, что оно по сути своей некомпетентно и неэффективно, что во всей своей квазисозидательной деятельности пользуется наработками добра и все даже хорошие и полезные вещи превращает в инструменты зла, читатели со мной немало спорили. Приводили исторические примеры о якобы технологическом процветании всевозможных империй зла, доказывали, что и хорошие, порядочные люди не гнушались в своей жизни злом ради достижения своих целей и эти цели были благими, и все прочее в таком духе. И все это время я ломала голову в поисках какого-нибудь очень яркого, всем известного примера, который бы прекрасно продемонстрировал, что зло, если и создает что-то, создает это только ради зла, и все более или менее хорошо работающие общественные институты тоже рано или поздно превращает в часть системы зла. Аргументы со школами и поликлиниками, как я вижу, действуют мало – люди за много лет уже слишком привыкли,

Несколько месяцев назад, когда я писала серию статей о том, что зло ничего хорошего не способно создать, что оно по сути своей некомпетентно и неэффективно, что во всей своей квазисозидательной деятельности пользуется наработками добра и все даже хорошие и полезные вещи превращает в инструменты зла, читатели со мной немало спорили. Приводили исторические примеры о якобы технологическом процветании всевозможных империй зла, доказывали, что и хорошие, порядочные люди не гнушались в своей жизни злом ради достижения своих целей и эти цели были благими, и все прочее в таком духе.

И все это время я ломала голову в поисках какого-нибудь очень яркого, всем известного примера, который бы прекрасно продемонстрировал, что зло, если и создает что-то, создает это только ради зла, и все более или менее хорошо работающие общественные институты тоже рано или поздно превращает в часть системы зла. Аргументы со школами и поликлиниками, как я вижу, действуют мало – люди за много лет уже слишком привыкли, что эти институции созданы не для людей, их трудно этим удивить. Но, как говорится, «несчастье помогло» - подоспели последние законодательные изменения в сфере электронного реестра, и трудно было бы найти пример более выразительный и показательный.

Как и многие из вас, наверняка, все последние годы я нарадоваться не могла на всю эту замечательно работающую систему «Госуслуг», МФЦ, банковских приложений и иже с ними. Да, и у них случались проколы и проблемы, но по сравнению, например, с любыми подобными электронными системами за рубежом, даже в довольно развитых странах, это было небо и земля. Постепенно все эти быстрые регистрации сделок, моментальные постановки на учеты и выдачи всевозможных справок стали восприниматься как должное. И мало кто, честно говоря, задумывался о том, что скрывается за этим удобством – все просто радовались, как многие до сих пор радуются «похорошевшей Москве», не размышляя о цене этой «похорошелости».

gtrk-volga.ru
gtrk-volga.ru

В последние дни читаю немало мнений о том, что все эти электронные удобства были заранее придуманы и организованы специально вот для этих теперешних целей. Честно говоря, я не на сто процентов с этим мнением согласна, потому что оно предполагает в системе зла необыкновенную мудрость и дальновидность. Что, конечно, далеко не так – в стратегиях, как уже всем очевидно, система зла вовсе не сильна.

Конечно, отчасти все эти прелести электронного реестра и «единого окна» и задумывались для контроля граждан по аналогии с Китаем. Но превращать их в то, во что хотят превратить сейчас, тогда вряд ли планировали. Никто не ждал испанской инквизиции, и того, что сейчас им понадобится такое электронное «развертывание», они явно еще год назад не ожидали.

Произошло тут, как мне кажется, несколько другое – а именно, органическое свойство зла просто превращать в зло все, к чему оно прикасается, с чем имеет дело. Зло ведь все хорошее старается пустить себе на службу – и музыку, и кино, и литературу, и науку – и все это рано или поздно уничтожает или превращает в кошмарный антипод, бессмысленный, смешной, страшный и безвкусный. Вот и с этим электронным реестром так получилось – взяли хорошую и сносно работающую вещь и превратили в самое жестокое за последнее время орудие зла, полностью уничтожив тем самым все, что в этой вещи было хорошего.