Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, как ведут себя маленькие дети, когда пытаются объяснить свои плохие поступки или выразить сомнение по поводу осуществляемого в их адрес добра? Да, говорят они, я совершил зло. Но это такое зло, маленькое. Я вообще добра хотел. Поэтому это такое, «доброе» зло. А вот конфеты, которые дядя Миша вчера принес – невкусные. Это, конечно, хорошо, что он их принес, это он добро сделал. Но мне эти конфеты не понравились, поэтому это такое, «плохое» добро. Так говорят и ведут себя дети, и это нормально – ребенку свойственно довольно длительным и непростым путем приходить к настоящему пониманию добра и зла. Но когда так себя ведут и говорят взрослые, это может быть сигналом очень серьезных психических расстройств – результатов травм, полученных в раннем детстве и как бы остановивших, зафиксировавших определенный аспект развития психики на одной из возрастных стадий. Это свойство называют инфантильностью или, по-научному, психологическим инфантилизмом, и