Определить, что является добром, а что злом, можно довольно легко – нужна лишь внимательность и непредвзятость. Есть вещи, которые добру совершенно не свойственны, а вот зло обычно охотно за них держится – вот по этим-то признакам его и можно узнать.
Зло не любит общественных авторитетов и всегда активно с ними борется. Общественные авторитеты транслируют этическую норму и способствуют ее самому широкому распространению, а злу это совсем не нужно. Чем более этика в обществе искажена, чем сильнее в нем укоренена толерантность к насилию, к повседневной и вроде бы незаметной агрессии, тем удобнее злу обставлять свои злодеяния, безнаказанно их совершать и оправдывать их каким-то мифическим будущим благом. Общественные же авторитеты своим существованием и своим поведением ставят все это под сомнение и держат общество в этическом тонусе, постоянно напоминая о реальности добра и зла.
Зло очень не любит, когда его называют злом. Настолько не любит, что обязательно создаст человеку, который зло злом называет, ареол агрессора. Назовет его, например, преступником и посадит в тюрьму. Или назовет каким-нибудь иноагентом и запретит ему работать с детьми. Или публично осудит его и негласно запретит давать концерты. Зло всегда с такими людьми довольно быстро и жестоко расправляется, и по этому признаку его всегда можно отличить от добра. Потому что, если вы назовете злом добро, оно не будет с вами расправляться – оно начнет показывать и рассказывать вам, почему оно не зло, а в худшем случае – просто проигнорирует.
Зло вообще боится, когда вещи называют своими именами, и поэтому всегда стремится всякие злобные деяния приукрасить, придать им романтический флер. Это и прячет неприглядную сущность зла, и позволяет привлечь к нему новых сторонников. С теми же, кто эту «романтику» развенчивает, зло тоже довольно яростно борется, либо стараясь устранить из общественного пространства, либо призывая на их голову все громы небесные.
Особенно же зло раздражает юмор в любом виде, потому что юмор хорошо разоблачает зло и показывает всю его неприглядность. Чем активнее общественные институты борются с юмором, тем очевиднее их служение злу. Зло борется с юмором, но активно поддерживает злобное высмеивание, переходы на личности и насмешки в стиле «ниже пояса» - по этим признакам тоже можно хорошо узнать зло. Добро на юмор не обижается и даже его всячески приветствует, понимая, что именно юмор может сделать его, добро, популярным. Злобные насмешки же добро не приветствует и всячески их осуждает.
У зла всегда – проблемы со вкусом, с интеллектом, с эмпатией, оно всегда неуклюже, непривлекательно, просто по-человечески неприятно. Вам не очень хочется ходить со злом в кино или кафе, приглашать его на дни рождения и новогодние вечеринки. Представьте себе, хотите ли вы дружить с каким-то из известных вам людей, приятельствовать, переписываться в соцсетях, пересекаться на отдыхе у моря. Если не очень хотите – перед вами, с большой долей вероятности, находится именно зло. И именно поэтому зло не любит и боится людей, которые пользуются популярностью благодаря своим незаурядным качествам и талантам. Им, в отличии от зла, никого не надо заставлять любить себя силой, и это, понятно, зло необыкновенно раздражает.