Когда мы говорим о том, что наше общество глубоко архаично, что в нем культивируется и насаждается эта архаика, чтобы сохранить презумпцию зла и насилия, может возникнуть вопрос – а насколько мы вообще отстаем от реального современного мира в области этики?
Кто-то считает, что мы находимся в этом смысле во времени Ивана Грозного, кто-то вспоминает Николая I и его злополучный Крымский экспириенс, кто-то смелым шагом метнулся уже в 1939 год со всеми его вытекающими. Все это похоже, не спорю, но мне на ум пришла другая аллегория – и, исходя из нее, мы отстаем от современного мира ровно на 100 лет.
100 лет назад в мире произошла история, травма от которой до сих пор еще довольна живуча, но в целом, можно сказать, что ее участники уже преодолели свои разногласия и худо-бедно научились с ними жить. Речь идет об Ирландской войне за независимость, в результате которой Ирландия избавилась от многовекового владычества Великобритании и стала самостоятельным государством.
Началась эта история с 1916 года, когда в Дублине произошел мятеж против британских властей, известный как Пасхальное восстание. Слышали, наверное, песню Zombie ирландской группы The Cranberries – там есть отсылка именно к этим событиям. Повстанцы провозгласили Ирландскую республику, но само восстание было жестоко подавлено – многие лидеры были убиты или казнены, другие посажены в тюрьму.
Несмотря на это, борьба за независимость продолжалась уже мирным путем, и в 1918 году республиканская партия смогла победить на выборах. А так как британское правительство так просто республику не отпускало, партия начала создавать повстанческую армию, и в 1919 году была объявлена война за независимость. Она длилась в течение двух лет и была сопряжена с большим количеством жертв, включала такие события, как известное Кровавое воскресенье, многочисленные репрессии и ответные теракты.
Много людей погибло в одном из финальных конфликтов на севере острова, где жили, в основном, протестанты, поддерживающие Британию. В результате независимость Ирландии была все-таки признана в 1921 году, но северную часть она потеряла – она так и осталась в составе королевства.
Произошедшие события были подробно и глубоко отрефлексированы обеими сторонами конфликта – в культуре и Ирландии, и Великобритании XX века вы можете обнаружить множество научных трудов, художественных книг, фильмов, песен, посвященных этим событиям. Например, вы могли слышать о фильме «Ветер, который качает вереск», книге Айрис Мердок «Алое и зеленое», сериале «Восстание», который сняли как раз к столетию событий 1916 года и других произведениях.
И даже несмотря на все это осмысление и рефлексию, локальный конфликт в Северной Ирландии по факту не утихал вплоть до 90-х годов, и только в новом столетии он приобрел хотя бы формальное видимое разрешение. Многие жители этого региона до сих пор выступают за воссоединение его с Ирландией, хотя на самом деле никакой особой разницы ни в уровне жизни, ни в развитии экономики, ни в социальном обеспечении между этими частями острова нет. Там даже нет особо охраняемой границы, а для жителей третьих стран действует визовое соглашение – например, туристы с британской визой могут после посещения Великобритании приехать и в Ирландскую республику.
По конституции национальный ирландский язык в стране считается главным, но на «втором официальном» языке – английском – говорит большинство, основная часть СМИ, телевидение, книги, фильмы англоязычны. Но национальный язык и культуру там бережно хранят от исчезновения, чему очень помогает популярность Ирландии как весьма самобытной и очень интересной туристической страны.
Насилие оставляет глубокие шрамы, и вряд ли вы найдете ирландца, не имеющего собственного мнения о событиях 100-летней давности. Но мир изменился кардинально, и решать проблемы насильственным путем уже давно не приходит никому в голову. Как бы не была серьезна травма, люди учатся жить в мире – ничто другое в XXI веке уже невообразимо.