Найти в Дзене
KYUNNAP MEDIA

Как бродячие собаки спасли Батуми от крыс

Бродячие собаки в Батуми вызывают разную реакцию. Одни пытаются сколотить будки для них, накормить и вылечить, иные после каждого случая агрессии призывают расправиться с ними самыми жестокими методами. Однако история Батуми дает нам однозначный ответ, что же будет после исчезновения собак. Проблема собак в Грузии существовала еще в советские годы. Часто осенью бросали пастушьих собак, выставляли за порог охотничьих, убедившись, что на зверя ходить нет никакого желания. Или просто заводили и бросали. Такая безответственность была раньше, есть и сейчас. В 90-е годы ситуация настолько вышла из под контроля, что в год в республике от бешенства умирало до 40 человек. Для сравнения в России умирает в среднем 1-2 человека в год. В 2010-х началось массовое чипирование, кастрация и вакцинация. Популяция снизилась, случаев нападения и инфицирования стало меньше, но собаки с улиц никуда не делись. А что будет, если они исчезнут? На этот вопрос ответ дает история Батуми. В любом городе, а тем бол
Бездомные собаки отдыхают в тени коллонады парка 6 мая.
Бездомные собаки отдыхают в тени коллонады парка 6 мая.

Бродячие собаки в Батуми вызывают разную реакцию. Одни пытаются сколотить будки для них, накормить и вылечить, иные после каждого случая агрессии призывают расправиться с ними самыми жестокими методами. Однако история Батуми дает нам однозначный ответ, что же будет после исчезновения собак.

-2

Проблема собак в Грузии существовала еще в советские годы. Часто осенью бросали пастушьих собак, выставляли за порог охотничьих, убедившись, что на зверя ходить нет никакого желания. Или просто заводили и бросали. Такая безответственность была раньше, есть и сейчас.

-3

В 90-е годы ситуация настолько вышла из под контроля, что в год в республике от бешенства умирало до 40 человек. Для сравнения в России умирает в среднем 1-2 человека в год. В 2010-х началось массовое чипирование, кастрация и вакцинация. Популяция снизилась, случаев нападения и инфицирования стало меньше, но собаки с улиц никуда не делись. А что будет, если они исчезнут? На этот вопрос ответ дает история Батуми.

В любом городе, а тем более портовом неизбежно заводятся крысы. Теплый климат и остатки пищи создают для них благоприятные условия.

Константин Паустовский прожил в Батуми весь 1922 год и вот как он описал ситуацию с крысами:

В "бордингаузе" жил еще черный мохнатый пес с желтыми, чересчур внимательными глазами. Звали его Мономах. Если бы не он, то нас наверняка бы съели крысы, неслыханно злые и наглые. За ночь они прогрызали насквозь толстую половицу в моей комнате, но не в углах, как обыкновенно, а посередине. На рассвете все батумские крысы выходили на водопой к ручью за портом. Крысы из "бордингауза" тоже. Они шеренгами слезали с чердака по наружной раме моего окна и тяжело прыгали на крышу соседнего сарая. Я просыпался, но не мог больше заснуть от отвращения. Их яростный писк вызывал у меня нервную дрожь. Во многих каменных домах были устроены ниши с железными дверями и глазком. В этих нишах милиционеры и сторожа прятались от крыс, когда те тысячными толпами шли на водопой. Очутиться в толпе крыс было смертельно опасно - они могли разорвать человека на части.
Начальник Батумского порта, элегантный и сухощавый капитан, решил уничтожить крыс одним ударом. Обычно крысы шли по улицам сплошным валом, иногда даже в два яруса-в тех местах, где улицы суживались и поток крыс не вмещался в их берега. По приказу начальника порта во дворах с вечера были расставлены пожарные насосы. Как только крысы запрудили улицы, насосы были пущены и начали поливать крыс керосином. Но это не остановило движения крыс.
Задние напирали на передних, и огромные заторы из разъяренных крыс закружились на месте. Тогда на крыс была сброшена горящая пакля. Крысы горели заживо. Они метались и визжали, потом ринулись обратно в порт, в свои норы. И тут случилось то, чего не предполагали ни начальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через полчаса в Батумском порту начался пожар. Пожар гасили два дня. Пароходы отошли от причалов.
Порт был оцеплен войсками. Элегантнейший начальник порта заплатил за этот пожар несколькими годами свободы.
Крысы продолжали свое существование в Батуме. Но такова участь всех портовых городов. В конце концов перестаешь обращать на это внимание.

Собак или кошек начали держать все жители Батуми и окрестных сел. Лишь они были надежной защитой от крыс. Город рос и уже в 1939 году достиг уровня 70 тысяч человек. Появилось и больше бродячих собак, а в 50-е годы они полностью вытеснили крыс с улиц.

-4

Есть множество исследований, как сосуществуют крысы с бродячими собаками. При наличии пищи они не конкурируют. Но как только количество еды сокращается, то собаки, как более крупные хищники начинают занимать пищевую нишу крыс. Они первыми добывают остатки из мусорок, начинают раскапывать крысиные гнезда и да, начинают охоту. Собаки принадлежат к отряду псовые, грызуны их естественная пища.

Если не будет в Батуми собак, то тысячи крыс вернутся. В Стамбуле эту проблему решают уличные кошки. Но убирать с улиц собак и разводить кошек — эксперимент с неявным результатом. Как бы не вышло трагедии, такой же как учинил в 20-х годах начальник батумского порта.