Найти в Дзене
Живу в Коми

Вотча - последний приют Шаламовых

Оглавление

Долгие годы священники из рода Шаламовых служили на северной земле. Деятельность деда, отца и дяди писателя Варлама Шаламова проходила в древнейшем селе Республики Коми Вотча. Но по-разному сложились судьбы родных автора "Колымских рассказов" в суровом таежном краю...

Разведка боем

По дороге в село Вотчу нас настиг буран
По дороге в село Вотчу нас настиг буран

Зимнее путешествие на машине по северной республике – задача непростая. То морозы не выпускают из дома, то иные неблагоприятные метеоусловия. Наконец на календаре – суббота, за окном - 10. Можно отправляться! Тем более путь от Сыктывкара до Вотчи недальний – всего 90 километров. Пообщавшись с жителями села в соцсетях, удалось выяснить, что добраться в Вотчу сегодня можно на любом транспорте – дорога хорошая, а с "большой землей" село, расположенное на берегу реки Сысолы, связывает мост. Часть пути пролегает по трассе Сыктывкар-Киров, на которой нас и настигают снегопад и метель. За считанные секунды наш мир, притаившийся в машине, словно саваном заволакивает туманом, а снежное месиво с такой силой начинает биться в лобовое окно машины, что кажется не выдержит стальной конь такое испытание.

С "большой землей" Вотчу связывает мост
С "большой землей" Вотчу связывает мост

Но уже преодолена большая часть пути, поэтому хотя и медленно, но движемся вперед. Облегченно вздыхаем, когда видим долгожданный поворот на поселок Первомайский и село Куниб – это уже почти Вотча. Наконец, вот он и мост! Проигнорировав знак высадки пассажиров, тотчас поплатились за это, когда машина начинает буксовать на ледяной горке моста. Приходится выходить и идти пешком. На въезде в Вотчу указатель сообщает, что известна она с 1380 года.

Вотча известна с 1384 года
Вотча известна с 1384 года

Вотча incognita

Но еще раньше, как сообщают ученые, на месте будущей Вотчи находилось южное побережье Сысольского моря, которое населяли морские ящеры. Несколько костей ихтиозавров и плезиозавров было обнаружено уже в наши дни на берегу Сысолы, где открылся костеносный слой, находившийся под пятидесятиметровой толщей земли.

Археологи же обнаружили близ села остатки древних поселений, свидетельствующих о том, что первые обитатели появились здесь еще до X-XI веков. Местное предание говорит, что на возвышенностях села Во­тчи числилось тридцать три чудских городка и одно для пре­бы­вания князя - знаме­ни­тое чудское городище, укреп­лен­ное огромной дере­вянной сте­ной с зубцами и железными во­ро­тами. С 1032 года уже изве­стен по­ход Нормана Улеба, родст­вен­ника Ярослава Муд­рого по же­не, к железным во­ротам.

Сельский летописец

Алтарная часть храма села Вотча
Алтарная часть храма села Вотча

Подробная история удивительной Вотчи, в начале своего существования языческой, а после миссионерских трудов святителя Стефана Пермского в этих краях - православной, была бережно собрана местным батюшкой и дядей писателя Варлама Шаламова, Прокопием Шаламовым, и издана под названием «Церковно-историческое описание Вотчинского прихода» в 1911 году. В предисловии к книге отец Прокопий написал: «Цель изложения настоящей брошюры дать знать будущим членам приходской церкви и прихожанам о прошедших днях своей приходской церкви и прихода, а также дать краткое пособие для будущего историка православной церкви и русского царства».

Новейшая история

Село Вотча в наши дни
Село Вотча в наши дни

Сегодня в сельском поселении Вотча, в состав которого входит еще несколько деревень, проживает около 200 человек. Село встречает нас черными коми избами, в которых выросло много поколений вотчинцев. Испокон веков здесь живут Старцевы, Мальцевы. А род Молчановых, как сообщила его представительница и библиотекарь села Анастасия Молчанова, поселился в Вотче 300 лет назад.

Библиотекарь села Вотча Анастасия Молчанова
Библиотекарь села Вотча Анастасия Молчанова

Незримые нити связывают малую родину с бывшими жителями села, которые, даже покинув Вотчу, все равно возвращаются сюда снова. А вот молодежь из-за отсутствия работы покидает родные места. В результате закрылись в Вотче детсад и школа, а вотчинская детвора в составе 20 человек была переведена для продолжения воспитания и обучения в соседний поселок Первомайский.

Закрытый детсад села Вотча
Закрытый детсад села Вотча

Может быть, еще и поэтому так пустынно было на улицах села, и только яркая детская площадка напоминала, что маленькие жители Вотчи где-то рядом.

Детская площадка Вотчи
Детская площадка Вотчи

А вот клуб, администрация, библиотека работают в полную силу. Приятным открытиям для нас стало то, что излюбленным чтением вотчинцев является православная литература, даже полка в книжном царстве с этими изданиями оказалась пустой – все разобрали читатели. И это несмотря на то, что сегодня своего православного храма в селе нет…

Храм-мученик

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Вотча
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Вотча

Развалины старинной каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы возвышаются в центре села Вотча и видны издалека. Выходим из машины, чтобы просто полюбоваться прекрасной картиной, возникают и первые ощущения, связанные со сказкой о «Спящей красавице» и дремучем непроходимом лесе, который скрывает замок и преграждает путь отважному принцу.

Храм виден издалека
Храм виден издалека

Подъезжаем ближе и тихое волнение, готовность к встрече с чудом, сказкой сменяет боль и горечь, вызванные страданиями храма. Попасть внутрь церкви можно через выломанные окна, а вход в храм скорее сегодня напоминает лаз в пещеру.

Стены сельского храма испещрены надписями
Стены сельского храма испещрены надписями

Стены испещрены посланиями потомков. Но в целом в разрушенном храме царил порядок, хотя в некоторых его частях находиться было уже небезопасно из-за угрозы обрушения свода.

В некоторых частях храма находиться уже небезопасно
В некоторых частях храма находиться уже небезопасно

Доступ на второй этаж церкви кто-то из местных жителей заботливо перекрыл – ведь там, в верхнем храме, еще сохранились фрагменты росписи, выполненные в начале прошлого века устюжским художником Жилиным.

Когда деревья были маленькими…

Так выглядел храм села Вотча 10 лет назад
Так выглядел храм села Вотча 10 лет назад

В моем архиве есть фото этого же храма, но 10-летней давности. Да, многое изменилось с тех пор: так, крыша Божьего дома в то время еще не служила приютом для местной флоры, а сегодня здесь уже вырос лес. Без труда тогда мы смогли подняться и на второй этаж храма, чтобы увидеть старинную роспись. Теперь полюбоваться сохранившимися фресками можно только с улицы через выломанные оконные проемы.

Через разломанные окна можно еще видеть фрагменты росписи верхнего храма села Вотча
Через разломанные окна можно еще видеть фрагменты росписи верхнего храма села Вотча

Окна верхнего храма села Вотча
Окна верхнего храма села Вотча

От ветра вновь прячемся в разрушенном храме, где исполняем тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы, а потом здесь, в умирающем храме – единственном свидетеле жизни и подвига вотчинских Шаламовых, рассказываю о них своим спутникам.

Шаламовы

Усть-Сысольское духовное училище, в котором учился отец Варлама Шаламова, Тихон
Усть-Сысольское духовное училище, в котором учился отец Варлама Шаламова, Тихон

Варлам Шаламов в сво­­ей ис­по­­ве­дальной книге «Четве­ртая Вологда» пи­шет о своем отце и о деде свя­ще­н­никах. Отец, по словам пи­са­теля, «родился в те­­­мной ус­ть­­сы­сольской глу­ши», и сын счи­­тал его «полу­зы­­­рянином». Отец Вар­ла­ма Ша­ламова Тихон Ша­ламов по­с­ле окон­ча­ния Усть­сы­сольс­кого (Усть-Сысольск – дореволюционное название Сыктывкара) духо­вно­го учи­лища окон­чил Воло­год­скую духовную се­ми­нарию, слу­жил священни­ком на Кадъя­ке Але­утской епархии в Амери­ке.

В храме села Вотча
В храме села Вотча

А дед Варлама Шаламова Николай и его дядя Прокопий продолжили службу в суровом северном краю. В кратких сведениях о храмах и причтах церковных коми края до 1917 года, составленными Л. Торлоповой, сообщается, что отец Николай Шаламов начинает служить в Вотче с 1867 года.

Бессеребренник Николай

Подробнее о том, как дед писателя оказался в заповедном уголке Коми края рассказала мне сыктывкарский краевед Анна Малыхина: «Николай Шаламов прибыл в Вотчу из Устюжского уезда, где отец его Иоанн Шаламов служил священником при Шасской Васильевской церкви, а дед Максим Харлампиев Шаламов в конце XVIII века служил дьячком в Великом Устюге».

В алтарной части сельского храма
В алтарной части сельского храма

Семья у отца Николая и матушки Татьяны была большая, супруги воспитывали шестерых детей. Подробности служения отца Николая в Вотче сохранились благодаря неутомимой деятельности сельского летописца, его сына и преемника – иерея Прокопия.

В некрологе «Венок на могилу доброго пастыря» Прокопий Шаламов рассказывает о своем отце-свя­щеннике: «Тяжел ка­зался подвиг служения в незна­комом краю и чужом народе. Не­радостны были первые впе­чатления по прие­зде к месту слу­жения: обши­рный, неуст­ро­енный приход, разбросанность деревень, при полном отсут­ствии сносных путей сообще­ния, хотя и родной по вере, но чуждый по языку народ, полное невеже­ство и темнота его, не­у­с­тро­йство по храму. Сколько пре­дстояло забот, труда, эне­ргии, сколько душевной крепо­с­ти, чтобы не пасть духом...»

Первым делом отец Николай позаботился об образовании паствы и открыл в своем убогом доме школу грамоты. И дол­гие годы, вплоть до 1881 года, когда было открыто в селе зем­ское училище, он препо­дает в ней безвозмездно нача­тки гра­мотности и христиан­ского уче­ния.
Другая забота батюшки - благоустроение прихо­д­ского храма. Вот как отец Прокопий рассказывает об этом: «С 1876 года по 1879 год он собирает поже­р­т­во­вания и строит каменную ог­раду вокруг храма с прек­рас­ной железной решеткой и двумя входными воротами изящной архитектуры. С 1880 года изы­с­кивает средства и покупает в 214 пудов благо­вестник, кото­рого могучий звон разносил­ся по дальним дере­вням прихода, возвещая им время молитвы. Через семь лет строит в теплом храме новый иконостас с хо­рошей резьбой и высокой позо­лотой. В последние же годы слу­жения вещественным памя­т­ником неусыпной энергии и па­с­тыр­ской ревности является за­ново отремонтированный и рас­ши­ренный каменный клад­би­­ще­нский Стефановский храм (Стефановский храм из-за угрозы обрушения свода был разрушен –
прим. Н. П.)».

Благодаря воспоминаниям сына стали известны и подробности служения отца Николая, ко­торый и в полуночный час, и в метель, и в грозу, под дождем и сне­гом, по болотам и тря­синам, без малейшего заме­дления шел пешком за много верст уте­шить Святыми Тайнами больных и уми­раюших.

3 ноя­бря дня 1910 года в 10 часов ве­чера мерные удары коло­ко­ла возве­стили жителям села Во­тчи о кончине 83-летнего ста­рца-пастыря иерея Божия Николая Шаламова. Похоронен отец Николай был в ограде родного храма. После него не осталось ни­каких денежных средств и имущества, кроме скромного домика на церков­ной земле…

Прокопий Шаламов

Священник Прокопий Шаламов с супругой  Марией
Священник Прокопий Шаламов с супругой Марией

Проко­пий Ша­ла­мов продолжил тра­диции своих пре­д­ков и вступил в сан свя­ще­н­ника в 1899 году на мес­то сво­его отца и служил в этом звании так же, как и отец, 32 года до своей трагической сме­р­ти. Богослужебная деятель­ность батюшки и его работа как историка в таежном уголке Коми не осталась незамеченной - об этом свиде­те­льствует множе­ство церко­вных наград, которыми был удостоен отец Прокопий, и се­ре­бряная ме­даль Красного Кре­ста в память деятельного уча­стия в Русско-Японской во­й­­не 1904 и 1905 го­дов. И при всех своих заслугах отец Прокопий оставался человеком скромным. Такими же старался воспитать и семерых своих детей. В архиве Анны Малыхиной хранится вос­по­­минание быв­шего учителя, пенсионера О.Т. Кушманова, о детях батюшки: «Учил­ся я вме­сте с дочерью свя­щен­­ни­ка Катей Шаламовой, она ни­чем не отличалась от всех оста­льных крестьянских детей, хотя была поповской дочерью, оде­ва­лась также скромно, таким же был и ее брат Сергей».

Стала известна благодаря воспоминанию старожилов и еще одна интересная деталь из жизни отца Прокопия – "транспортом" батюшке служила его белая лошадь, а в хозяйстве священника также имелись еще несколько коров.

Арест

Как дальше складывалась жизнь отца Прокопия, удается восстановить по данным архивов. Прокопия Шаламова аре­с­то­­вали 25 января 1931 года, в ка­честве обвиняемого он был до­п­­рошен 19 января.

В архиве ФСК РК хранится де­ло на Шаламова Прокопия Ни­­колаевича, в котором сообщаются некоторые подробности постепенно разворачивающейся трагедии: «Имущество ко­­нфисковано в 1930 году, ло­ялен к Советской власти, был под следствием в 1922 и 1925 го­дах как подозреваемый в со­к­ры­тии или тормозе сдачи це­р­ко­вных ценностей».

Сквозь века слышим мы и голос самого батюшки, твердо заявившему следователю: «Ви­­новным я себя не считаю ни в чем, под судом был в 1925 го­ду, обвинялся в том, что буд­то бы тормозил сдачу цер­ковных ценностей, по суду я был опра­вдан. Слухи о паде­нии Совет­с­кой власти и о том, что с паде­ни­­ем Советской вла­сти у ком­мунистов и колхо­зников будут выжигать на спине клейма, я не распространял. Против колле­к­ти­визации сель­ского хозяйст­ва я также не выступал и не аги­­тировал. В части лесозаго­то­­вок я также не говорил ни од­ного слова. На заседаниях цер­ко­вного совета иногда уча­ст­вую, но это только по вызову це­рковного совета, а сам без при­глашения ни разу не бывал. От членов церков­ного совета ан­тисоветской агитации я не слы­­­шал. Больше по делу пока­зать ничего не могу».

Вид на местечко Дырнос дор в наши дни
Вид на местечко Дырнос дор в наши дни

Затем следует акт о расс­т­ре­­ле: «1931 года мая 28 дня ко­миссия в составе: зам. нач. СПО Коми обл. отд. ОГПУ Ко­ло­­ванина и уполно­мочен­ного ЭКО т. Савельева, сот­рудника КО ОГПУ Казакова составила настоящий акт о нижесле­дую­щем: с/ числа в 24 часа в мест­ности «Дырнос дор» в полутора километрах от окраины города привели в исполнение поста­но­в­ление тройки ПП ОГПУ СК от 13.05.31 года. Направленные за № 7346/8к в отношении: Морохина Тимофея Тимо­фе­еви­ча, Ракина Ивана Егоро­ви­ча, Нарбекова Солемтана Усмановича, Тыхтило Федо­ра Георгиевича, Лебедева Яко­­ва Дмитриевича, Лама Ми­хаила Павловича, Маль­цева Ивана Степановича, Ермолина Петра Василь­е­ви­ча, Шаламова Прокопия Ни­ко­лаевича. Каковые расстреляны и тру­пы похоронены на месте, о чем и составлен настоящий акт».

Наталья Прокофьева.

Фото автора и из архива Анны Малыхиной.